Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Бельгия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Бельгия / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/717-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-belgiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

Бельгия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

11,0 %

8,8 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

42,7 %

45,6 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

98,0 %12

98,0 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

16,1 %12

19,5 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

19,0 %12

20,1 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

17,7 %12

19,8 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

79,1 %

81,2 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

6,9 %

7,0 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,4 %

 

6,4 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€7895

€795214

:

: 14

ISCED 3-4

 

€9609

€966514

:

: 14

ISCED5-8

€11815

€1200514

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Бельгии

9,5 %

7,6 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Бельгии

21,7 %u

17,8 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Бельгии

45,7 %

48,2 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Бельгии

32,5 %

36,9 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

71,1 %

69,6 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

84,4 %

87,9 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

6,4 %

7,2 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

16,1 %

16,0 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество членов ЕС зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DGEducationandCultureна основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— Кардинальные реформы системы школьного образования находятся на начальном этапе реализации: твердое следование выбранной стратегии, поддержка привлечения учителей и мониторинг результатов должны стать ключевыми факторами успеха.

— По индикатору, отражающему число учащихся, бросающих школу, Бельгия достигла своего национального ориентира. Принимаются дальнейшие меры, чтобы уменьшить число учащихся, бросающих школу, не имея никакой квалификации или имея низкую квалификацию.

— Проблема с неравенством стоит довольно остро. По результатам исследования PISA зависимость учебных достижений от социально-экономического статуса и мигрантского происхождения учащихся, выше, чем в среднем по ЕС. Эта проблема может только усугубляться с увеличением числа учащихся из неблагополучных семей.

— Изменения в сферах школьного управления и обеспечения качества должны снизить неравенство между школами, если будет достигнуто оптимальное сочетание автономии и ответственности.

— Система непрерывного профессионального развития учителей нуждается в совершенствовании.

— Охват населения третичным образованием достаточно высокий, однако система испытывает значительный рост числа студентов. Принимаемые меры направлены на увеличение числа учащихся в области естественных наук и технологий и на уменьшение гендерного дисбаланса.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Рекомендации «Европейского семестра» 2017 года в отношении Бельгии включали «Обеспечение равных возможностей для получения качественного образования, профессиональной подготовки и выхода на рынок труда для наиболее незащищенных групп населения, включая мигрантов» (сноска: в контексте образования это относится к первому поколению мигрантов, рожденному за пределами Бельгии, и мигрантам второго поколения, рожденным в Бельгии). (Council of the European Union, 2017) (сноска: см. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9283-2017-INIT/en/pdf).

Средние учебные результаты учащихся в Бельгии достаточно высоки, но зависимость результатов от социально-экономического статуса учащихся и большие разрывы в результатах разных школ пока требуют особого внимания. Согласно результатам исследования PISA 2015 влияние социально-экономического статуса учащихся в Бельгии на  учебные результаты особенно велико, что видно по разрыву между средними баллами тестирования у учащихся с высоким и низким социально-экономическим статусом. В то время как доля учащихся с очень низкой успеваемостью меньше, чем в среднем по ЕС, этот уровень зависит от того сообщества, к которому относится школа, от сектора образования (в секторе профессионального образования (VET) результаты хуже), социального состава школы и от того, являются ли мигрантами родители учащихся. Доля плохо успевающих учащихся значительно ниже среднего уровня по ЕС в немецкоязычном сообществе (BEde) и ниже во фламандском сообществе(BEnl; однако значительно выросла со времени проведения PISA 2012). Во французском сообществе (BEfr) этот показатель выше среднего по ЕС. Корреляция между числом учащихся, имеющих крайне низкие результаты, и неблагоприятными  социально-экономическими условиями в школе одна из самых высоких в ЕС. 

Особую тревогу вызывают низкие учебные результаты учащихся из семей мигрантов. Результаты PISA 2015 показали, что 36,9 % учащихся из семей мигрантов имеют низкие результаты обучения и только 2,9 % показывают очень высокие результаты, при этом соответствующие значения для учащихся из семей коренного населения – 15 % и 10 %. Если не учитывать социально-экономический статус, влияние происхождения учащихся из семей мигрантов на результаты PISA на национальном уровне в среднем выше, чем в среднем по OECD. При этом в национальном масштабе влияние ниже, чем во французском (BEfr) и немецкоязычном (BEde) сообществах. Во фламандском сообществе (BEfl) разрыв в результатах учащихся из семей мигрантов и семей коренного населения самый большой среди стран OECD (UniversiteitGent, 2016). Такие результаты тесно связаны с языком, на котором говорят в семье, страной происхождения и уровнем образования матери учащегося. Учащиеся-мигранты второго поколения в среднем показывают результаты чуть лучше. Школьники из семей мигрантов составляют большую долю всех учащихся, чем в среднем по ЕС, и в основном сконцентрированы в крупных городах. Возросший с 2015 года поток беженцев усугубляет проблемы.

Разрыв в результатах отдельных школ увеличивается из-за неравномерного распределения опытных учителей. Соотношение числа учащихся и числа учителей в социально и экономически менее благополучных школах является достаточно благоприятным, но эти школы испытывают большую текучку педагогических кадров и имеют нехватку опытных учителей (OECD 2014b, McKinsey 2015). Более того, бельгийские участники исследования PISA говорят о том, что ограниченные возможности обучения в таких школах по дисциплинах STEM сводят на нет такие инициативы как проект во фламандских начальных школах, созданный с целью повысить привлекательность таких дисциплин и увлечь ими детей из неблагополучных семей(http://www.stembasis.be). 

 

Рисунок 2. Различия в требованиях к количеству посещения обязательных уроков по естественнонаучным предметам в зависимости от социально-экономического статуса школы. Результаты основаны на данных из самоотчетов учащихся.

 

Примечание: Статистически значимое различие отмечено символом «*». Доля учащихся, от которых не требуется посещение уроков по естественным наукам, указано рядом с названием страны. Страны расположены в убывающем порядке по доле изменения в процентных пунктах между учащимися в социально-экономически благополучных и неблагополучных школах, которые обязаны посещать хотя бы один урок по естественнонаучным предметам в неделю.

Источник: исследование DGEAC по OECD (PISA 2015, том II). Online data code: Table II.2.3.

 

Проблема неравенства может возрасти: прогнозы показывают, что один из самых больших в Европе рост числа учащихся будет происходить из среды неблагополучного населения, в основном – из семей мигрантов. Прогноз роста населения (сноска: самый высокий во французском сообществе за следующие десять лет. В немецкоязычном сообществе число учащихся падает) и роста уровня бедности (сноска: соответственно каждый десятый, пятый и четвертый ребенок во Фландрии, Валлонии и регионе Брюссель) среди учащихся говорит о том, что существующие сегодня различия между языковыми сообществами/регионами, судя по всему, возрастут. Рост числа учащихся будет происходить в условиях нехватки образовательных учреждений и учителей (EC, 2017a).

Рисунок 3. Прогнозируемое изменение числа детей школьного возраста, 2015-2040.

 

Примечание: К детям школьного возраста относятся дети в возрасте от 5 до 18 лет. Представленные данные показывают главный сценарий в соответствии со сценарием средней рождаемости.

Источник: исследование DGEAC на основе данных Евростата. Код онлайн данных: proj_15npms.

 

В 2016 году Бельгия достигла своего целевого показателя Europe 2020 по снижению доли учащихся, бросающих школу (ESL). Национальный показатель в 8 % ниже как среднего уровня по ЕС, так и целевого национального показателя (9,5 %), но остается высоким в Брюссельском регионе. Гендерный разрыв близок к среднему по ЕС. Разрыв между долевыми показателями для детей коренного населения и приезжих большой – 7.6 % и 17,8 % соответственно. Доля незанятых молодых людей(NEET) в возрасте 15-24 лет ниже среднего уровня по ЕС и составляет 9,9 %.

Усилены комплексные меры по снижению доли молодых людей, которые бросают обучение, не получив никакой квалификации или имея низкую квалификацию. Доля молодых людей, бросающих школу, имея образование не выше младшей средней школы, составляет 11 % (BEnl, административные данные (сноска: для BEfr такого индикатора нет)). В дискуссионном докладе Фламандского сообщества предлагаются меры по сокращению числа пропущенных учащимися занятий и решению проблемы ухода детей из системы образования. Реформа школ французского сообщества, о которой идет речь в разделе 5, также использует многосторонний подход.

Охват детей системой дошкольного образования в Бельгии является одним из самых высоких в ЕС, но некоторые социальные группы охвачены недостаточно. Охват детей старше 3 лет почти полный. Но качество предоставляемых услуг неодинаково (DepartementOnderwijsenVorming, 2016) и некоторые группы населения охвачены недостаточно: дети в крупных городах; дети из семей с низкими доходами; и дети, особенно девочки, из семей мигрантов (BE nl, Eurypedia, 2017a). Недостаточно развитая инфраструктура может препятствовать доступности дошкольного образования в крупных городах.

Приоритетными направлениями развития является стимулирование раннего образования и повышение его качества. Мероприятия, запланированные на 2018/2019 гг. (BEfr, BEnl), направлены на осуществление обязательного обучения всех детей за год до начальной школы. Фламандское сообществоутвердило план  по увеличению охвата детей раннего возраста среди некоторых социальных групп. В школах французского сообщества реформыпредполагают введение в 2019/2020 гг. «рамки ключевых начальных навыков», а также выделение 50 млн. бюджетных средств для найма 1100 педагогов в 2017-2019 гг. 

Особые меры принимаются в отношении групп населения и школ, где есть неблагополучные дети.Недавно осуществленные и планируемые в дальнейшем меры направлены на: повышение языковых компетенций учащихся в отношении языка, на котором происходит обучение, использование новых педагогических подходов и пристальное внимание к школам, показывающим низкие результаты (см. раздел 5). Приветствуется любое сотрудничество с родителями, имеющими неблагополучное происхождение, родителями-мигрантами.Для того, чтобы принять новых детей мигрантов во всех сообществах Бельгии увеличено допустимое число детей в подготовительных классах, увеличено количество преподавателей языков и выделены дополнительные средства. Пока не понятно, достаточно ли принятых мер для того, чтобы обеспечить все существующие потребности. В 2017 году во французском сообществе будет представлена новая формула финансирования в зависимости от контингента учащихся, чтобы достаточно обеспечить школы, где учится много детей из неблагополучных семей. С целью повысить учет потребностей разных слоев населения, увеличить перемешивание социальных слоев и предложить всем возможность выбирать школу, во фламандском сообществе Бельгии (BEnl)с 2012 года введено требование по резервированию мест для детей из неблагополучных семей. Первые положительные результаты уже есть (Wouters&al. 2015).

Инклюзия в основную систему общего образования учащихся с особыми образовательными потребностями требует поддержки педагогического коллектива и учащихся.Доля тех, кто учится в специализированных школах достаточно высока. Вофламандском сообществе (BEnl) с 2015/2016 гг. любой ребенок имеет право поступить в основную общеобразовательную школу при условии, что это возможно при разумной адаптации. Введение такой возможности повсеместно требует времени; первые позитивные результаты достигнуты, но не все школы пока полностью готовы участвовать. В 2017/2018 гг появятся сетевые объединения для поддержки учителей, школ и учащихся, куда дополнительно привлекут300 сотрудников специального образования. Во французском сообществе принятие мер в области инклюзивного образования планируется начать в 2019 году.

В системе высшего образования существует неравенство, связанное с социально-экономическим статусом учащихся.Национальные данные подтверждают существование неравенства, связанного с социально-экономическим происхождением, академической подготовкой учащихся и структурой их семей (StatisticsBelgium, 2015). Исследования показывают, что проблема неравенства в высшем образовании может быть решена только при условии принятия соответствующих мер на более ранних уровнях образования и подготовки.

Сохраняются гендерные различия. Немногие исследования посвящены тому, как разные виды неравенства – например, по признаку пола, класса, этнической принадлежности – влияют друг на друга (EC, 2017b). Ранее упоминалось снижение числа девочек из семей мигрантов в системе дошкольного образования. Мальчиков больше в системе специального обучения, профессионально-техническом образовании (VET) и среди тех, кто бросает школу. Выбор направления профессионального образования зависит от пола ребенка в системе среднего и третичного образования. Результаты обучения студенток в вузах выше, но их число меньше в таких областях, как естественные науки, математика и статистика, и больше в таких областях, как здравоохранение и социальное обеспечение(OECD, 2017a). Доля фламандских студенток растет в системе не университетского высшего образования, но снижается на уровне университета; среди студентов наблюдается обратная тенденция (VR, 2016).

Образование стремится поддерживать гражданское общество и противодействие насилию. Недавно принятые меры по поддержке гражданского общества и противодействию насилию включили в себя: введение обучения по вопросам гражданственности; посвящение 2016 года межкультурному диалогу (BEde); меры по обучению Исламу, включая подготовку преподавателей (BEfr, BEnl) и осуществление второго Фламандского плана борьбы с экстремизмом.

Вставка 1: Инновационное обучающее пространство для уменьшения числа остающихся на второй год во французском сообществе: пилотный проект «Décolâge»

Проект Décolâge (‘Take-offProject’) был выбран в качестве составляющей‘Лаборатории изменяющегося обучения’  в рамках программы OECD «Инновационная образовательная среда» (ILE) (OECD, 2015a). Он нацелен на снижение числа детей в возрасте от 2,5 до 8 лет, остающихся на второй год, на введение альтернативных педагогических методик и развитие коллективного преподавания. Число остающихся на второй год в школах французского сообщества(BEfr) является одним из самых высоких среди других стран.

Décolâge включает в себя пять взаимосвязанных подходов:

— Взаимодействие между разными партнерами в области образования;

— Развитие образовательных ресурсов на основе исследований;

— Сетевые и поддерживающие сообщества практиков;

— Саморегулирующаяся педагогика и лидерство от организаций-партнеров;

— Оценивание и обратная связь.

В 2014 году каждая шестая школа дошкольного и начального уровня и около половины психо-медико-социальных центров были задействованы в проекте. Реформа, проводящаяся в школах французского сообщества (см. раздел 5), нацелена на сокращение к 2030 году вдвое числа учащихся, остающихся на второй год, за счет продления проекта ‘Décolâge’.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП в Бельгии остаются среди самых высоких в ЕС. В 2015 году эти расходы составляли 6,4 % (сноска: источник: Евростат, база данных по общим государственным расходам по функциям (COFOG)). За исключением уровня старшей средней школы, расходы на одного учащегося во французском сообществе (BEfr) ниже, чем во фламандском (BEnl). Расходы на ученика дошкольного образования ниже, чем в среднем по ЕС, и так же обстоит дело с высшим образованием (HE). Французское и фламандское сообщества (BEfr, BEnl) вкладывают относительно много средств в уровень старшей средней школы через различные направления и программы. Французское сообщество одобрило дополнительное финансирование в 107,5 млн. евро на 2016-2019 гг. для системы высшего образования.

Сообщества выделяют средства охотнее туда, где есть бюджетные ограничения и растет число студентов. Этот процесс включает перераспределение расходов между уровнями образования с большим вниманием дошкольному образованию, а также введение более рационального и детального образовательного предложения в области профессионально-технического начального образования (VET). Новые педагогические подходы должны помочь снизить расходы, связанные с высоким числом учащихся, остающихся на второй год. Многолетние расходы французского сообщества на реформирование школы включают перераспределение ресурсов и увеличение бюджета (Schyns, 2017). Приоритетом мер, принимаемых во всех сообществах Бельгии, является внимание к недостаткам инфраструктуры.

5. Модернизация школьного образования

 

На высоком уровне находятся средние результаты школ и результаты самых сильных учащихся, однако последние снижаются. Результаты PISA 2015 показали, что результаты бельгийских школьников по естественным наукам, математике и чтению выше средних по ЕС: во фламандском сообществе (BEnl) результаты намного выше среднего; в немецкоязычном сообществе (BEde) –тоже выше среднего, а во французском – немного ниже. Однако наблюдается тенденция к снижению числа учащихся, показывающих выдающиеся результаты по математике, особенно вофламандском сообществе (BEnl). Доля учащихся, имеющих выдающиеся результаты, во французском сообществе ниже средних по ЕС во всех трех областях знаний и не больше 5 % в области естественных наук. Детей из неблагополучных семей среди лучших учеников почти нет. 

Ключевые реформы школы находятся на ранней стадии: залогом успеха признаются твердая политическая линия, поддержка учителей и мониторинг. Реформирование школ в сообществах Бельгии направлено на улучшение ситуации с равенством, повышение уровня базовых навыков и развитие профессионального образования. В 2017 году Французское Сообщество определило цели и бюджет системной реформы образования, затрагивающей учащихся и компетенции, учителей, возможностей получения образования и управление (Pactepourunenseignementd’excellence 2015-2030). В 2017 году Фламандское правительство начало реализацию ключевой стратегии в соответствии с генеральным планом развития образования (2014-2024), который должен оказать положительное влияние на реализацию других реформ, и особенно на достижение целевых индикаторов и введение системы дуального образования.

Необходим тщательный мониторинг результатов производимых реформ, затрагивающих вопросы равенства, эффективности и результативности. К примеру, во фламандском сообществе неравенство в образовании может иметь серьезные последствия, если не учитывать подобные вопросы на первом этапе обучения в средних школах (OECD, 2017b). Во французском сообществе (BEfr) обсуждается целесообразность некоторых мер, таких как, например, увеличение длительности общего учебного плана. Там же планируется осуществление мониторинга, а во фламандском сообществе (BEnl) мониторинг пока не планируется. 

Проводятся мероприятия по снижению административной нагрузки на школы. Административная нагрузка бельгийских директоров школ достаточно значительна по сравнению с иностранными коллегами. Нововведения позволят им уделять больше внимания своей лидерской роли. Операция Тарра 2015 по снижению административной нагрузки на школы во фламандском сообществе позволила разработать в 2017 году конкретный план действий в этом направлении. Во французском сообществе приоритетным направлением  на 2017/2018гг. признан кадровый набор административного персонала в дошкольные учреждения и начальную школу.

Усиление контроля качества вместе с новой системой школьного управления должно помочь уменьшить неравенство между школами. Во французском сообществе пересматривается система управления школами: централизованное управление планируется усилить за счет повышения автономии школ с целью достижения согласованных целей.  Все школы французского сообщества призваны к 2018/2019гг. разработать шестилетний план, в котором будут отражены такие аспекты, как повышение достижений учащихся, развитие школьной среды, инклюзивное образование, учебные траектории учащихся и их профессиональная подготовка. В 2017/2018гг. централизованно утвержденные тесты будут использованы при присуждении сертификатов во фламандских начальных школах и станут частью внутренней системы оценки качества образования в этих школах. Эти меры позволят сбалансировать автономию и ответственность школ (BE nl, OECD, 2015b) и разрешить проблему разного «веса» аттестатов в разных школах.

Нехватка учителей вкупе с изменением количества учащихся вызывают особую озабоченность. Сообщества Бельгии в разной степени сталкиваются с нехваткой учителей (OECD, 2017).В то время как учительский контингент относительно молод, а число поступающих на программы педагогического образования достаточно велико, существует ряд проблем: привлечение наиболее талантливых студентов в педагогическую профессию, высокий процент покидающих профессию молодых учителей, трудные условия работы  для начинающих учителей и нехватка педагогов профессионально-технического образования (VET) (BEfr). С 2019 года учителя будут уходить на пенсию позже, что может уменьшить нехватку учителей, но добавит дополнительные проблемы с переподготовкой и реорганизацией в конце педагогической карьеры.

Реформы системы карьерных траекторий учителей и меры по улучшению условий работы молодых учителей находятся на ранней стадии реализации.Обсуждение системы карьерных траекторий учителей проходит в настоящее время во фламандском сообществе (BEnl), а во французском (BEfr)уже подготовлен план реформирования этой системы. В обоих сообществах ожидаются результаты исследования по вопросам профессиональных функций и нагрузки учителей. Эти реформы могут быть отложены в связи с осуществляемой пенсионной реформой. Во французском сообществе запланировано ведение обязательной поддержки  начинающих учителей в 2016/2017гг. Правительственные соглашения 2014-2019гг. посвящены привлечению квалифицированных учителей в неблагополучные школы, однако эти меры пока не осуществлены.

Непрерывное профессиональное развитие педагогов (CPD) нуждается в актуализации.Система подготовки и поддержки учителей не всегда позволяет им успешно справляться с растущим разнообразием обучающихся, или адаптироваться к потребностям цифрового общества. Существующая система CPD не идеальна, не обязательна (BEnl) и не учитывается в системе карьерных траекторий. Требуются меры по согласованию преподавания с системой CPD и системой профессионального обучения. Выделяемые на CPD средства ограничены. Планируется, что с 2019 года количество дней, которые учитель сможет посвятить своему профессиональному развитию, увеличится (BEfr).

Реформы системы начального педагогического образования идут медленно. Ожидается, что реформа начального педагогического образования во французском сообществе вступит в силу в 2019/2020 гг. Среди прочего в рамках реформы планируется повысить продолжительность обучения с трех до четырех лет для учителей начальной и младшей средней школы. Крайне важным признается обеспечение согласованности с планируемой реформой системы CPD. Фламандское правительство в июле 2017 года приняло декрет, согласно которому вузы становятся единственными учреждениями, осуществляющими подготовку учителей; другие меры должны последовать в 2018 году.

6. Модернизация высшего образования

 

В 2016 году охват населения третичным образованием вырос до 45,6 %, до национального целевого индикатора Europe 2020 (47 %) осталось немного.Это стало результатом стремительного годового роста в 2,9 %. Национальные и региональные показатели (сноска: 47,3 % во Фландрии, 51,9 % в Брюссельском регионе и 39,6 % в Валлонии) находятся на уровне выше среднего по ЕС (39,1 %). Гендерный разрыв между женщинами (50,7 %) и мужчинами (40,4 %) по этому показателю ниже, чем в среднем по ЕС. Разрыв в достижениях между коренным населением (48,2 %) и приезжими (36,9 %) вырос с 2015 года. Уровень занятости недавних выпускников, имеющих третичное образование, остается выше среднего по ЕС.

В условиях ограниченного финансирования система высшего образования не может адаптироваться к постоянно растущему числу студентов разного происхождения. В системе, к которой открыт доступ, принимаемые меры с трудом позволяют поддерживать баланс между показателями равенства, эффективности и результативности. Число тех, кто не заканчивает обучение или остается на второй год,достаточно высокое. Время, требующееся на получение степени, во фламандском сообществе возросло, что связано с введением гибких образовательных траекторий. Проблема неравенства в образовании пока сохраняется. Проводятся мероприятия по облегчению перехода от среднего образования к третичному (EC, 2016b). Особое внимание уделяется развитию альтернативных траекторий, например, укороченных программ высшего образования в 2019/2020гг. (BEnl); и расширение программ дуального образования для выпускников бакалавриата и магистратуры с 2016/2017гг. (BE fr, Eurypedia, 2017b).

Небольшое количество выпускников программ направлений в областях STEM (Science, technology, engineering and mathematics) остается проблемой. Количество выпускников технических специальностей (STEM) в Бельгии крайне мало, а женщин среди них почти нет (см. раздел 3). Это может создавать трудности для развития и инноваций; нехватка таких специалистов уже отражается на развитии цифровых умений в некоторых географических областях (EC, 2017c).

Предпринимаются усилия по преодолению нехватки квалифицированных кадров. Прогнозы рынка труда используются при планировании во французском сообществе: в декрете 2016 года особое внимание уделяется расширению программ высшего дуального образования в тех областях, где существует нехватка специалистов и где появляются новые профессии (в частности, в устойчивой экономике). Во фламандском сообществе усовершенствована система отслеживания карьерных траекторий выпускников. Проводимые реформы школы включают план по введению нового учебного плана с усиленным вниманием к дисциплинам STEM и цифровым компетенциям. Пока фламандское сообщество следует своему плану действий (2012-2020), наблюдаются некоторые позитивные результаты, но увеличения числа девочек и учащихся на технических и профессиональных треках пока нет. Запланированы дополнительные меры по профессиональному развитию учителей по дисциплинам STEM (BEnlintheEUSTEMCoalition 2016).

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Число поступающих на программы начального профессионально-технического образования (VET) высокое, но число обучающихся на рабочем месте невелико.  В 2015 году доля учащихся старшей средней школы (ISCED 3) по программам профессионального обучения и подготовки (IVET) составляло 59,6 %, что значительно выше среднего значения по ЕС (47,3 %). Однако доля обучающихся на рабочем месте находится на уровне 5,9 %. Уровень занятости недавних выпускников программ VET составил в 2015 году 73 %, что немного ниже среднего уровня по ЕС (75 %).

Целью проводимых реформ является повышение качества и актуальности начального профессионально-технического образования (IVET) и отдельное внимание дуальному образованию. Число учащихся, бросающих обучение по программам VET, очень велико.Многие варианты направлений обучения приводят к тупику на рынке труда. Во французском и фламандском сообществах планируется усовершенствовать программы VET. Оценка реализации инициативы ‘Qualificationbyunits — CPU’ в BEfr должна повлиять на решение по ее расширению.В стадии подготовки находятся пилотные проекты фламандской реформы, которые будут реализованы в 2018/2019гг. С 2016 года появилась сеть секторального партнерства в области дуального образования, куда вошли более 5000 компаний, предлагающих качественные рабочие места. Указ 2016 года во французском сообществе, касающийся дуального образованию, затрагивает также сферу образования взрослых и развитие программ сокращенного цикла.

Ряд мер направлен на увеличение охвата населения системой обучения на протяжении всей жизни. В 2016 году этот охват составил 7 %, что значительно ниже среднего уровня по ЕС (10,8 %). Целью декрета, принятого во французском сообществе, стало привлечение населения в систему дуального образования, в том числе привлечение неблагополучных групп населения. В декабре 2016 года во фламандском сообществе издан чрезвычайный указ, в котором предусмотрено расширение образовательного предложения в этой области и повышение качества образования взрослых путем создания крупных поставщиков образовательных услуг в секторе образования взрослых.

Вставка 2: Проект ESFBIDA — совершенствование управления дуальным образованием для предотвращения отсева учащихся

Проект ESF «Профессиональная интеграция через учебное руководство в системе дуального образования» (BIDA) для немецкоязычного сообщества был запущен в начале 2016 года Центром образования и подготовки (ZAWM). Цель BIDA заключается в поддержке учащихся, контракт которых находится под вопросом, и тех, кто уже отчислен, чтобы вернуть их обратно. Проект стал  ответом на повышение процента отсева учащихся (около 15 %) среди студентов первого года обучения.

Проект предлагает студентам индивидуальные услуги (на заказ), например, составление плана развития карьеры; анализ сильных сторон, интересов и мотивации студента; коучинговое сопровождение новой карьеры или образовательной траектории; индивидуальный подход и план действий. Участие в проекте добровольное. Трудностью является привлечение молодых людей, которые не хотят признать свои трудности и стесняются обратиться за индивидуальной помощью.

BIDA проводит первое исследование уровня знаний учащихся по программам дуального образования VET в немецкоязычном сообществе (BEde). Все вновь пришедшие учащиеся тестируются на уровень владения ключевыми компетенциями (немецкий язык и математика) и социальными компетенциями. В рамках проекта осуществляется сотрудничество между разными стратегическими партнерами: учреждениями профессионально-технической подготовки, педагогами, социально-образовательными сервисами, институтами образования неполного дня, компаниями, тренерами и средними школами.

Проект уже привел к двум инициативам: новой концепции предварительного тестирования; и пересмотру системы модульного обучения, которая является отдельной формой общего образования, где студенты работают с системой блоков в малых группах по предписанной программе обучения (Cedefop, 2017).

 8. Ссылки

 

Decree (2016) of the French Community ‘portantdiverses dispositions en matière d’enseignement’ (décretditfourre-tout’) ( 3février 2016). http://archive.tabellio.pcf.be/10000000202e030

Council of the European Union (2017), COUNCIL RECOMMENDATION of 11 July on the 2017 National Reform Programme of Belgium and delivering a Council opinion on the 2017 Convergence Programme of Belgium. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9283-2017-INIT/en/pdf

European Commission/EACEA/Eurydice (2016),  Promoting citizenship and the common values of freedom, tolerance and non-discrimination through education: Overview of education policy developments in Europe following the Paris Declaration of 17 March 2015  (doi: 10.2797/396908).

http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/mailing/17_March_2016.html

Eurypedia/European Commission (2017a), Country Belgium — Flemish Community. 

Eurypedia/European Commission (2017b),  Country Belgium  —  French Community.

https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Belgium-French-Community:Overview

European Commission (2016a), Study on the diversity within the teaching profession with particular focus on migrant and/or minority background, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016

ISBN: 978-92-79-52301-4.

http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/study/2016/teacher-diversity_en.pdf

European Commission (2016b),  Education and Training Monitor 2016  —  Volume 1.

http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/et-monitor_en   and volume 2. 

http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/et-monitor_en#country

European Commission (2017a),  Country Report Belgium 2017.  https://ec.europa.eu/info/publications/2017-european-semester-country-reports_e

European commission (2017b)  Gender-related challenges in European education systems, Country report Belgium (to be published end 2017).

European Commission (2017c),  Europe’s Digital Progress Report (EDPR) 2017 Country Profile Belgium.

https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/europes-digital-progress-report-2017

EU STEM Coalition (2016),  STEM skills for a future-proof Europe: Fostering innovation, growth and jobs by bridging the EU STEM skills mismatch. http://www.csreurope.org/eu-stem-coalition-publishes-new-stem-skills-future-proof-europe-brochure#.V0a6i_7VyU

Kinderrechtencommissariaat (2016):  advies 2015-2016/7 Samentegenschooluitval.

https://www.kinderrechtencommissariaat.be/advies/samen-tegen-schooluitval

 Mc Kinsey (2015), Contribuer au diagnostic du systèmescolaireen FWB, Rapport à la Vice-Présidente, Ministre de l’Education, de la Culture et de l’Enfance.  http://www.pactedexcellence.be/wp-content/uploads/2015/01/Rapport-final-FWB.pdf

OECD (2014a),  Employment Outlook 2014: Non-regular employment, job security and the labour market divide. Paris: OECD Publishing.

OECD (2014b),  TALIS 2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning, Paris: OECD

Publishing.

OECD (2015a),  Schooling redesigned: towards innovative learning systems, Educational research and

innovation,  OECD Publishing, Paris, pp. 66.  http://www.oecd.org/edu/schooling-redesigned-9789264245914-en.htm

OECD (2015b), Reviews of School Resources: Flemish Community of Belgium. http://www.oecd.org/edu/oecd-reviews-of-school-resources-flemish-community-of-belgium-9789264247598-en.htm

OECD (2016a),  PISA 2015,  Volume I.  http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD (2016b),  PISA 2015, Volume II, Policies and Practices for Successful Schools.

http://www.oecd.org/edu/pisa-2015-results-volume-ii-9789264267510-en.htm

OECD (2016c),  PISA  Volume III,  https://www.oecd.org/pisa/PISA-2015-Results-Students-Well-being-Volume-III-Overview.pdf.  

OECD (2016d),  Education at a Glance 2016, Country note Belgium.  http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2016/belgium_eag-2016-43-en#.V9rEdP7Vyzk

OECD (2017a),  Education at a glance, Country note Belgium, OECD Publishing, Paris.

http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2017/belgium_eag-2017-40-en#.WcIdIv5lJZQ

OECD (2017b),  Education Policy Outlook: Belgium, OECD Publishing, Paris.

http://www.oecd.org/edu/profiles.htm

Cedefop (2017),  ReferNet: Belgium: Better guidance in dual education to prevent drop-out.

http://www.cedefop.europa.eu/en/news-and-press/news/belgium-better-guidance-dual-education-prevent-dropout-0

Schyns MM, Minister of education of the French community,  Cadrebudgétairepluriannuel : un

budget structurel pour le Pacte,

http://schyns.cfwb.be/cadre-budg-taire-pluriannuel-un-budget-structurel-pour-le-pacte-0

Studiedienst van de VlaamseRegering (2015),  VlaamseArmoedemonitor.

http://www.vlaanderen.be/dar/svr/monitoring/pages/2010-04-vlaamse-armoedemonitor.aspx

StatisticsBelgium (2015),  Census  2011: l’obtentiond’undiplôme de l’enseignementsupérieur: quelles

inégalitéssocio-démographiques? http://census2011.fgov.be/index_fr.html

Universiteit Gent (2016),  overzicht van de eerstevlaamseresultaten van PISA 2015.

http://www.PISA.ugent.be/uploads/assets/135/1480689744246-Finale%20versie.pdf;

http://www.vlor.be/sites/www.vlor.be/files/sts_standvanzaken_publiek.pdf

Vlaams Ministerie van Onderwijs and Vorming (2016) —  Departement —  Afdeling BDK,  Kleuterparticipatie: inschrijvingen and aanwezighedenkwantitatief.  http://www.onderwijs.vlaanderen.be/hoge-kleuterparticipatie-maar-extra-maatregelen-nodig

Vlaams Departement Onderwijs en Vorming (2016), Kleuterparticipatieeindrapport en bijlages.

http://www.onderwijs.vlaanderen.be/sites/default/files/atoms/files/Eindrapport_Onderzoek_naar_kleuterparticipatie.pdf

VR/VlaamseRegering, studiedient (2016),  VRIND 2016 Vlaamse Regionale Indicatoren.

https://www.vlaanderen.be/nl/publicaties/detail/vrind-2016-vlaamse-regionale-indicatoren

Wouters, T. &Groenez, S. (2015). Overheidsbeleid en schoolsesegregatie. Leuven: Steunpunt SSL, rapportnr. SSL/2015.8/2.3.1:  https://steunpuntssl.be/Publicaties/Publicaties_docs/ssl-2015.08-2-3-1-overheidsbeleid-en-schoolse-segregatie.

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.