Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Испания.

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Испания / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/617-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-ispaniya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

Испания

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

       

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

23,6 %

19,0 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

42,3 %

40,1 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

97,4 %12

97,7 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля неуспевающих учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

18,3 %12

16,2 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

23,6 %12

22,2 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

15,7 %12

18,3 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

59,9 %

68,0 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

11,4 %

9,4 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

4,1 %

 

4,1 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€5 476

€5 51114

:

: 14

ISCED 3-4

 

€6 442

€6 44514

:

: 14

ISCED5-8

€9 302

€9 24714

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Испании

20,6 %

16,1 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Испании

38,3 %u

32,9 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Испании

46,9 %

44,8 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Испании

25,0 %

22,4 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

40,9 %

56,8 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

66,8 %

72,3 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

0,6 %

0,6 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

4,7 %

7,4 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015. Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: : Источник: данные DGEducation and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

2.Основные тезисы

 

— Парламент Испании проводит консультации со всеми заинтересованными участниками с целью разработке предложений для социального и политического национального пакта об образовании(Social and Political National Pact on Education). В этом пакте будут отражены позиции долгосрочной реформы образования. В связи с этим было приостановлено действие некоторых законодательных инициатив по повышению качества образования и других незавершенных реформ.

— По результатам исследования PISA 2015 навыки испанских учащихся стабильно остаются на среднем уровне ЕС, а доля детей, бросающих обучение, снижается. Однако значительные разрывы в результатах в разных регионах показывают, что прогресс изменений в стране идет неравномерно. Большое число детей все еще остается в школе на второй год.

— Ожидается, что повышение набора педагогов в школы поможет решить проблему наличия большого числа временных учителей, при этом реформирование педагогической профессии является одним из главных стратегических направлений разрабатываемого Пакта об образовании.

— Министерство образования, культуры и спорта прилагает значительные усилия для предотвращения насилия и проявлений жестокости в школах.

— Прием в вузы продолжает сокращаться, при этом предложение на рынке образования достаточно большое и не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Сотрудничество университетов и бизнеса растет в сфере исследований и инноваций, но в области образования все еще недостаточно развито.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Уровень учебных результатов учащихся по основным навыкам остается стабильным на уровне среднем по ЕС; разрыв в уровне навыков в разных регионах сохраняется. Исследование PISA 2015 показало, что доля плохо успевающих учащихся по всем трем исследуемым областям знаний находится на уровне, среднем по ЕС: 18 % по естественным наукам, 16 % по чтению и 22 % по математике.Сравнение с результатами PISA 2012 показало улучшения в результатах по чтению и математике и небольшой спад в результатах по естественным наукам. Разрыв в результатах учащихся из нижней и верхней социально-экономических квартилей – 6 % и 31,6 % соответственно, по естественным наукам этот разрыв соответствует среднему уровню по ЕС. В то же время исследование PISA показало, что разрыв в результатах учащихся из наиболее и наименее результативных регионов по всем трем областям знаний составляет более 40 баллов, что соответствует более чем 1 году обучения в школе. Это можно объяснить различиями в социально-экономических условиях жизни учащихся, но также и разрывами в эффективности элементов системы образования. Эти проблемы легли в основу рекомендаций координаторов European Semester 2017,в которых Испании рекомендуется обратить особое внимание на региональные различия в «образовательных результатах» — знаниях, умениях и навыках школьников и студентов.Делать это следует, прежде всего, усиливая подготовку педагогов и поддерживая отдельных учащихся (Council of the European Union, 2017). Разрыв в результатах учащихся, которые относятся к коренному населению и мигрантам первого поколения, достаточно небольшой; иммигранты второго поколения в дальнейшем преодолевают разрыв с коренным населением, особенно по навыкам чтения (OECD, 2016).

Испания значительно снизила долю учащихся, бросающих обучение (ESL), и региональные различия, при этом сохраняется тенденция сокращения. Количество учащихся, бросающих школу, в течение последних 8 лет непрерывно сокращается. Их доля в 2016 году составила 19 %, что приблизило Испанию к плановому показателю Europe 2020 (15 %). Несмотря на позитивную тенденцию, это значение для Испании остается на втором месте среди стран ЕС. Существуют значительные различия в регионах: в некоторых из них это значение достигает 25 % и есть проблемы с его снижением, в других регионах это значение уже ниже 10 %. Для такой ситуации есть целый ряд причин, поэтому принимаемые меры должны быть разно направлены. Большую роль играют факторы, связанные с социально-экономическим статусом и уровнем образования родителей учащихся (Canosa&Pérez, 2010). Существует также значительный гендерный разрыв – мальчиков, бросающих обучение, на 7,6 пп. больше, чем девочек. Важно также иметь ввиду возможности региональных рынков труда по созданию рабочих мест, требующих высококвалифицированных специалистов. Регионы, в которых рост возможен в секторах туризма и строительства – с соответствующим высоким спросом на низко квалифицированных рабочих – рискуют вместе с ростом экономики получить рост числа учащихся, бросающих школу.

Рост количества учащихся, остающихся на второй год, может повлиять на рост числа учащихся, бросивших школу, и увеличить социальное неравенство. Более 31 % учащихся остаются на второй год, что оставляет Испанию на втором месте по этому индикатору в ЕС. С 2012 в этой проблеме наблюдается небольшой прогресс (European Commission, 2017). Имеется очевидный социальный разрыв: этот показатель составляет 53 % среди учащихся из малообеспеченных семей, и менее 9 % среди учащихся из благополучных семей (OECD, 2016). Особенно часто на второй год остаются учащиеся в начальной и младшей средней школе. Имеются также региональные диспропорции, повторяющие те же тенденции, что и с учащимися, бросающими школу. Тем не менее,исследование PISA 2015 показывает, что есть регионы, в которых учащиеся, оставшиеся на второй год, показывают учебные результаты значительно лучше, чем то же значение в среднем по ЕС. Это говорит о том, что дополнительный год может быть оправдан с точки зрения результатов образования.

Рисунок 2. Тенденции в странах ЕС с высокой долей учащихся, бросающих школу

Источник: Eurostat (LFS, 2008 -2016). Online data code: edat_lfse_14.

 

Правительство реализует план на 2014-2020 гг. по снижению доли учащихся, бросающих школу(MESD, 2014). По существу речь идет об установлении рамок, где стейкхолдеры (заинтересованные стороны) и образовательные организации могут предложить специальные программы. Хотя первоначально на это направление не предусматривалось выделение финансирования, с декабря 2016 года появилась программа территориального сотрудничества с финансированием в 13,5 млн. евро на реализацию целевых мер поддержки образования. Эти средства могут быть выделены региону для реализации проекта по сокращению доли учащихся, бросающих школу,для проекта по профессиональной ориентации и сопутствующих мер, а также для выработки плана работы с учащимися, выпадающими из формальной системы образования. Программа также финансирует меры поддержки учащихся, имеющих высокий потенциал. Частью стратегического плана является создание Министерством образования (MECD) ряда интерактивных платформ взаимодействия, где администрации регионов смогут делиться друг с другом своим опытом и учиться друг у друга. Базовый план развития профессионального образования был утвержден в 2013 году как средство предотвращения ухода учащихся из школы и помощи потенциально слабым учащимся. Он заключался в создании двухлетней программы поддержки учащихся младшей средней школы, которая позволила бы им получить среднее профессиональное образование. Число поступающих на эти программы пока невелико. Низкое число обучающихся на подобных программах в некоторых регионах показывает их низкую эффективность (European Commission, 2016). Хотя еще слишком рано делать выводы об эффективности этих программ.

Охват детей системой дошкольного образования и ухода достаточно высок и остается под пристальным вниманием законодателей. Почти все дети в возрасте от 4 лет до начальной школы (обычно 6 лет) посещают детские сады. В 2015 году таких детей было 97,7 %, что выше среднего уровня по ЕС. Охват системой дошкольного обучения и ухода двухлетних детей составляет 55,4 %. Что касается детей от 0 до 2 лет, их охват зависит от региона, при этом посещение ими государственных дошкольных центров невелико. Совет по вопросам государственных школ (National Schools Center)подчеркнул необходимость увеличения числа учреждений для детей от 0 до 3 лет (CEE, 2014 & 2015). Дальнейшее развитие системы дошкольного образования и ухода является приоритетным направлением, предложенным Министерством (MECD) для обсуждения в рамках национального пакта по вопросам образования (National Pact on Education).

Вставка 1: Кастилия-Леон: стратегия всеобщего повышения образовательных результатов

Кастилия-Леон (CyL) – это регион, в котором образование традиционно ценится высоко (Álvarez Guisasola, 2006). Нехватка рабочих мест заставляет молодых людей и их родителей задумываться о преимуществах образования. Исследование PISA 2015 показало, что учащиеся этого региона имеют в целом высокие результаты (выше 500 баллов) по чтению, математике и естественным наукам. Доля учащихся, имеющих выдающиеся результаты, составляет около 10 %, а доля плохо успевающих учащихся низкая (10-15 %). Кастилия-Леон не входит в число богатейших регионов – ВВП на душу населения ниже среднего по стране. Однако регион выработал ряд мер, чтобы помочь учащимся хорошо учиться независимо от их социально-экономического статуса:

— Программа по повышению образовательных результатов (Programa para la Mejora del Éxito Educativo) реализуется с 2007-2008 года для учащихся начальной и средней школы. Она предоставляет учащимся начальной школы дополнительную поддержку во время школьного дня. Учащимся младшей и старшей средней школы предлагаются дополнительные занятия для подготовки к экзаменам, в том числе для поступающих на ступень высшего профессионального образования. Осуществляется также индивидуальная поддержка учащихся, проводится работа по раннему выявлению трудностей в обучении и начальная оценка базовых навыков.

— Чтобы повысить грамотность в рамках регионального плана повышения навыков чтения Reading Plan 2016-2020 все школы должны участвовать в реализации этого плана, куда входит: разработка веб-страниц для содействия повышению грамотности, поддержка библиотек, повышение навыков правописания и организация Дня книги (Book Day). План также включает поддержку непрерывного профессионального развития педагогов. Реализуется он через сеть центров «подготовки и инноваций» посредством проведения курсов, мастер-классов, обучающих проектов в школах, инновационных и исследовательских проектов и самоподготовки. В 2014/2015 году 45 095 учителей приняли участие в 3 215 обучающих мероприятиях по следующим направлениям: обновление научных и дидактических данных; применение информационных и коммуникационных технологий (ICT); обучение на иностранных языках; осмысление образовательных ценностей. Межкультурный центр образовательных ресурсов (Intercultural Education Resource Centre) также предлагает учителям консультации в области техники и дидактики.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Расходы на образование растут, но остаются ниже среднего уровня по ЕС. В 2015 году расходы на образование были равны 4,1 % от ВВП, что ниже среднего уровня по ЕС. С 2012 по 2015 гг. доля общих государственных расходов на образование выросла на 9,3 %, что все еще ниже среднего уровняпо ЕС. Увеличенные, чтобы компенсировать постоянный рост числа учащихся (до 13,3 % в период с 2005 по 2015 гг.), реальные государственные расходы (в постоянных ценах) выросли за 10 лет всего на 9,1 %. Расходы росли достаточно равномерно на всех уровнях образования, в то время как число учащихся не увеличивалось. Это благоприятно сказалось, главным образом, на развитии среднего, и, в меньшей степени, третичного образования.

В результате политических соглашений системе образования было выделено дополнительное финансирование, а также повысился коэффициент замещения педагогов.Результатом переговоров в правительстве стало выделение 115 млн. евро на мероприятия по повышению качества подготовки, компетентности и мобильности учителей на всех уровнях образования (включая третичное). Эти средства также планируется потратить на развитие направлений деятельности школ. В декабре 2016 года Министерство (MECD) утвердило выделение 325 млн. евро на поддержку региональных мер по созданию новых программ профессионального образования и подготовки (VET). В результате должны быть реализованы новые стратегии развития младшей средней школы, а также осуществлены покупка учебников и школьных материалов для социально незащищенных семей. Правительство значительно увеличило охват регионов по набору учителей. Оно повысило коэффициент замещения педагогов для учителей пенсионного возраста с 10 % до 50 %, а в 2016 году удвоило до 100 % с целью снижения доли временных преподавателей.

5. Модернизация школьного образования

 

Общественное обсуждение реформы общеобразовательных школ на государственном уровне приостановило реализацию Закона о повышении качества образования (LOMCE). К учебному году 2016/2017 этот закон должен был быть полностью реализован. Однако некоторые мероприятия были отложены, чтобы дать возможность осуществления новому диалогу с целью достижения консенсуса по поводу реформирования общеобразовательных школ и создания долгосрочной законодательной рамки — Социального и политического национального пакта об образовании. В декабре 2016 года правительство опубликовало королевский указ5/2016 об отсрочке введения оценочных тестов, которые предлагались законом LOMCE для проведения в конце начальной, младшей средней и старшей средней школы. Результатом общественного обсуждения должны стать новые предложения по повышению качества образования, основанные на оценке достижений учащихся и анализе результатов всей системы.

Министерство образования, культуры и спорта предложило 11 контрольных показателей для национального пакта, касающихся широкого круга вопросов системы образования (от дошкольного до высшего). Стратегия встроена в рамку индикаторов обучения и подготовки ЕС 2020. Процесс был начат в ноябре 2016 года со встречи парламентского подкомитета для консультации с заинтересованными сторонами и экспертами до того, как сделать предложение по новой законодательной рамке. По крайней мере пять направлений напрямую соответствуют повестке дня ЕС по модернизации школ. К ним можно отнести модернизацию учебного плана и методов обучения, которая позволит школам лучше адаптироваться к новым запросам и обеспечит потенциал к инновациям и успешной адаптации к социально-экономическим условиям. Другим направлением является решение проблемы низкого уровня автономии испанских школ по сравнению со школами других стран ЕС. Директора школ и учителя в Испании несут меньше ответственности за ресурсы, учебный план, оценивание и набор учащихся, чем большинство их коллег из других стран OECD.

Результатом пакта также должна стать выработка долгожданной реформы педагогической профессии. Одним из предложенных стратегических направлений является повышение социального и профессионального статуса учителя. Уровень удовлетворенности работой среди испанских учителей довольно высок для Европы, но снижается в течение последних 10 лет (European Commission, 2016). Сокращения в период кризиса ухудшили условия работы учителя, повысилось число временных контрактов с педагогами. Карьерный рост и рост зарплаты не связан с профессиональными результатами учителя; учителя ощущают непрерывное давление в результате частых реформ;они теряют чувство поддержки в своей борьбе с новыми трудностями. Рост коэффициента замещения, одобренный в 2016 году, позволит снизить долю временных педагогов в системе с 20 % в 2016 году до 8 % в 2020 году. За 3 года планируется открыть около 130 000 новых вакансий. Однако реформа по повышению профессионального статуса педагога все еще окончательно не проработана. Дискуссии в рамках разработки Пакта затронут также белую книгу о педагогической профессии, появившуюся в декабре 2015 года(MECD, 2015). Среди предусмотренных мер – реформа организации периода «входа в профессию», который будет включать два года оплачиваемой стажировки в школе перед началом профессиональной деятельности. Это предложение потребует заключения соглашения с профсоюзами, которых также беспокоит проблема неполной занятости молодых педагогов.

Испания принимает меры по развитию навыков в цифровой сфере. Использование ИКТ в процессе обучения является одним из направлений действия Пакта. В 2017 году правительство приняло по согласованию с регионами «рамку цифровых компетенций» для учителей по совершенствованию их навыков в цифровой сфере. За базу взяты результаты Объединенного исследовательского центра Европейского сообщества по оценке цифровых навыков учителей, а в результате планируется разработать более широкую «рамку профессиональных компетенций» педагогов.

Многоязычие учитывается системой образования, но эффективное использование остается пока проблемой. Седьмой вопрос, который затрагивается в рамках Пакта, это обеспечение обучения на разных языках. В Испании многие учащиеся дома и в школе говорят на разных языках.В разных регионах Испании в школах для преподавания используются разные языки. Например, 9,8 % 15-летних учащихся коренного происхождения дома говорят на испанском языке, а в школе их учат на языке региона, чаще всего каталанском (Eurydice, 2017). Первое европейское исследование вопросов, связанных с использованием языков (First European Surveyon Languages) (European Commission, 2012) показало, что только 14 % испанских учащихся за последний год младшей средней школы получили уровень B1 по иностранному языку (английский); 13 % — уровень B2. Сегодня 99 % учащихся начальной школы в Испании изучают один или более иностранных языков, при этом обязательное образование начинается с возраста 6 лет (Eurydice, 2017). Некоторые регионы используют обучение, комбинирующее изучение предметов и иностранного языка (CLIL). Однако анализ результатов применения таких программ показывает снижение уровня результатов по предмету (FEDEA, 2013). Существует значительный разрыв, связанный с изучением иностранного языка на разных образовательных траекториях: почти все учащиеся (97,5 %) изучают английский язык на ступени общего полного среднего образования, а на траектории дополнительного образования (или среднего профессионального) это делают только 20,4 % (Eurydice, 2017).

Испания пытается решать проблемы, связанные с проявлением насилия, и поощрять гражданское воспитание в школе. Исследование PISA, посвященное изучению благополучия учащихся (OECD, 2017),показало, что 14 % учащихся в Испании испытывали проявление насилия (среднее значение по ЕС составляет 19 %). В октябре 2015 года Министерство и региональные власти подписали план регионального сотрудничества с выделенным финансированием 1,5 млн. евро для поддержки благополучия учащихся и борьбы с запугиванием и насилием в школах.В марте 2017 года Министерство представило на рассмотрение регионам стратегический план, в котором предлагался ряд мер: создание телефонной горячей линии 24/7 и специального приложения для смартфонов; создание пособий и справочников для жертв насилия, родителей и учителей; разработка обучающих курсов для учителей и организация сети школ, свободных от насилия для обмена опытом и ресурсами.

6. Модернизация высшего образования

 

В Испании население достаточно широко охвачено системой третичного образования. В 2016 году этот охват составил 41,1 %, что выше среднего значения по ЕС, но только приближается к целевому ориентиру Europe 2020, который составляет 44 %. Гендерный разрыв обучающихся на ступени третичного образования растет, при этом женщины обгоняют мужчин почти на 13 пп. (46,6 % по сравнению с 33,5 %). Большим также является разрыв в охвате третичным образованием людей, родившихся в Испании и за ее пределами: охват системой третичного образования коренного населения Испании составляет 44,8 %, что в два раза превышает охват мигрантов (22,4 %) в 2016 г. (Рисунок 3).

Рисунок 3. Охват населения Испании третичным образованием, коренное население и мигранты (2016)

Источник: Eurostat (LFS, 2016). Online data code: lfs_9912

 

Уровень занятости недавних выпускников растет, но пока остается ниже среднего значения по ЕС. С 2013 года уровень занятости недавних выпускников с третичным образованием вырос на 5,5 пп. до 72,3 % в 2016 году, что это все еще значительно ниже, чем в среднем по ЕС, и чем докризисный уровень, который составлял 85,3 %. Доля выпускников, занимающих вакансии, не требующие высшего образования, составляет 37 % и является самым высоким значением в ЕС. Эта проблема была отражена в рекомендациях координаторов European Semester 2017для Испании, в которых поставлена задача сделать третичное образование более актуальным для трудового рынка (Council of the European Union, 2017). В 2015 году была создана система трекинга выпускников с целью помочь им реализовать перспективы будущего трудоустройства. Опросник для трекинга выпускников в настоящее время совершенствуется.

Национальный пакт по вопросам образования создает для Испании дополнительные возможности реализации идей Болонского процесса и создания более эффективной системы высшего образования. Болонская реформа подвергалась критике, и многие системы высшего образования неохотно проводили изменения. Сегодня формально объявлено, что Болонская система полностью действует. Однако часто можно услышать, что не все необходимые человеческие и финансовые ресурсы были доступны, поэтому в некоторых случаях делался выбор в пользу минимизации влияния реформы, а не в сторону получения максимальной пользы от ее применения. Национальный пакт дает возможность оценить влияние Болонского процесса и сместить акцент на осуществлении необходимых изменений в системе высшего образования для повышения его качества, эффективности и возможностей трудоустройства выпускников. Стратегия пакта в отношении системы высшего образования включает четыре направления: развитие образовательных предложений университетов, которые соответствуют запросам местной промышленности с целью повышения конкурентоспособности и трудоустройства выпускников; пересмотр модели финансирования с целью решения поставленных задач на средства государственной поддержки; поддержка новой модели управления университетами; утверждение категории научных педагогических кадров для совершенствования университетов.

Возможности сотрудничества университетов и бизнеса расширяются, но не все трудности пока преодолены. Сотрудничество университетов и бизнеса поддерживается в рамках национальной стратегии по развитию науки, технологий и инноваций.Эта стратегия в основном направлена на сотрудничество в исследованиях и развитии, и на возможности повышения мобильности студентов и преподавателей.Некоторые региональные власти и университеты с готовностью отозвались на рекомендации ЕС по усилению сотрудничества между университетами и бизнесом. Однако, ограничение мобильности студентов и научных сотрудников, ограниченные возможностей стажировок, недостаток стимулов и негибкость управления университетами остается препятствием для сотрудничества университетов с бизнесом в вопросах образования или исследований.

7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Испании нужно лучше адаптировать навыки молодых людей для рынка труда и повышать привлекательность программ профессионально-технического образования (VET). Доля учащихся на программах VET (ISCED 3) в Испании немного выросла с 34,4 % в 2014 году до 35,2 % в 2015 году, но остается намного ниже среднего уровня по ЕС. Уровень занятости выпускников программ VET в 2016 году (61,3 %) был намного ниже среднего значения по ЕС. Охват взрослого населения системой образования в 2016 году составил 9,4 %, что также ниже, чем в среднем по ЕС. Испания завершает реформу, связанную с подготовкой к трудоустройству (TES — subsistemadeformaciónparaelempleo). Ее задачами на 2015-2018 гг. являются: создание обучающих программ, актуализирующих знания, для инструкторов, педагогов, экспертов, карьерных консультантов, менеджеров и советников. Реализация этой реформы предполагалась через работу государственных консультационных центров. С 2015 года объединенные отраслевые структуры работают вместе с отраслевым бизнесом и профессиональными объединениями с целью учесть при обучении все необходимые профессиональные навыки, требующиеся на рабочих местах. Некоторые регионы разработали обязательные модульные программы обучения на производстве.Закон, регулирующий VET (Ley 30/2015) также предписывает создание образовательных возможностей для всех работающих, чтобы повысить их шансы трудоустроиться. Он дает им право пройти подготовку и возможность подтвердить свои профессиональные навыки, приобретенные при обучении или на рабочем месте. Что касается образования взрослых, модульный подход дает хорошие результаты и в этой сфере, например, возможность получить частичную квалификацию и сертификацию. Это дает людям возможность осваивать квалификацию полностью в удобном темпе.

Вставка 2: Комплексная квалификация и программа трудоустройства

Программа Programa integral de cualificación y empleo применяется в торговых палатах. Она включает ориентацию и обучающие мероприятия, а также создает условия для партнерства с компаниями, которые являются потенциальными работодателями. Программа проводится в рамках проекта Youth Guaranteec целью обеспечить гарантированное трудоустройство молодежи на привлекательные вакансии, предоставить им возможность непрерывного обучения, подготовки или производственной практики. Воспользоваться этой программой могут люди в возрасте до 30 лет, только что получившие формальное образование или уволенные с работы.

Каждая программа разрабатывается индивидуально на базе профиля участника, его интересов, уровня образования и личных качеств. Она также отвечает на запрос компаний и учитывает уровень необходимых профессиональных компетенций. Участник получает возможность дополнительной подготовки. Разрабатывается план мобильности и двойной подготовки.

План обучения включает последовательность действий, составляющих траекторию подготовки, куда входит заключение о карьерной ориентации и необходимом обучении для желаемого трудоустройства в выбранной области. Основное общее образование предоставляется наряду со специальным. Охват компаний потенциальных работодателей расширяется. Эту программу планируется реализовать в короткие сроки.

План дуальной профессиональной подготовки заключается в подготовке с аккредитацией и профессиональной сертификацией посредством использования контрактов о подготовке и производственной практике. Она включает несколько этапов. Начиная с картирования компаний, осуществляется анализ потребностей в подготовке, проводится подготовка компаний и разрабатывается план подготовки. Все это координируется тьюторами через торговые палаты, которые и сопровождают индивидуальных участников.

План по реализации мобильности включает создание возможностей для обучения и получения профессионального опыта в других странах ЕС.

8. Ссылки

 

ÁlvarezGuisasola (2006), Aprender de los resultados de hoy para mejorar la educación del mañana Revista de Educación, pp. 431-437. http://www.revistaeducacion.mec.es/re2006/re2006_23.pdf

Canosa A, M.A., and Pérez B., R., (2010), The factors of early school dropout. Spain in the European context (Los factores del abandonoeducativotemprano. Españaen el marcoeuropeo), Revista de Educación, pp. 65-92. www.revistaeducacion.mec.es/re2010/re2010_03.pdf

Consejo Escolar del Estado, CEE (2014), Informe 2014. http://ntic.educacion.es/cee/i2014cee/

Consejo Escolar del Estado (2015), Informe 2015. http://ntic.educacion.es/cee/informe2015/i2015cee.pdf

Council of the European Union (2017), Council Recommendation of 11 July on the 2017 National Reform Programme of Spain and delivering a Council opinion on the 2017 Stability Programme of Spain. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9313-2017-INIT/en/pdf

European Commission (2012), First European Survey on Language Competences http://www.surveylang.org/media/ExecutivesummaryoftheESLC_210612.pdf

European Commission (2016), Education and Training Monitor — Volume 2, Spain country report. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-es_en.pdf

European Commission (2017), European Semester, Spain Country Report. https://ec.europa.eu/info/files/2017-european-semester-country-report-spain_en

Eurydice (2014a), Key data on early childhood education and care education in Europe. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/key_data_series/166en.pdf

Eurydice (2014b), Tackling early leaving from education and training. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/175en.pdf

Eurydice (2015a), The European Higher Education Area in 2015: Bologna Process Implementation Report. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/182EN.pdf

Eurydice (2015b), Country Report on ICT in education, Spain. http://www.eun.org/c/document_library/get_file?uuid=f81e3194-6969-4382-b3bb-c3504bedf0be&groupId=43887Eurydice (2017), Key data on teaching language at school in Europe.

https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Publications:Key_Data_on_Teaching_Languages_at_School_in_Europe_%E2%80%93_2017_Edition

Fundación de Estudios de EconomíaAplicada FEDEA (2013), Evaluation of a bilingual programme in Spain: The impact beyond the foreign language (Evaluación de un programa de educaciónbilingüe en España: El impactomásallá del aprendizaje del idiomaextranjero). http://documentos.fedea.net/pubs/dt/2013/dt-2013-08.pdf

MECD Ministerio de Educación, Cultura y Deporte (2014), Plan para la Reduccion del Abandono

EducativoTemprano. http://www.mecd.gob.es/dms/mecd/educacion-mecd/areas-educacion/sistema-educativo/estudios-sistemas-educativos/espanol/especificos/estrategia-competencias-ocde/documentacion/Plan-para-la-reducci-n-del-abandono-eductivo-temprano.pdf

MECD Ministerio de Educación, Cultura y Deporte (2015), Libro Blanco de la ProfesionDocente y suentorno escolar. https://www.mecd.gob.es/mecd/dms/mecd/destacados/libro-blanco/libro-blanco-profesion-docente.pdf

OECD (2016a), PISA 2015 Results. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD (2016b), Education at a glance 2016. Country note Spain. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2016/spain_eag-2016-81-en#page4

OECD (2017), Country Note Spain– Results from PISA 2015 (Volume III): Students’ Well-Being https://www.oecd.org/pisa/PISA 2015-Students-Well-being-Country-note-Spain.pdf.

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покинувших обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_uoe_enra10 + tps00179

Уровень занятости недавних выпускников

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни

trng_lfse_03

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

9. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.