Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Дания.

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Дания / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/616-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-daniya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

 

Дания

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

       

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

8,0 %

7,2 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

43,4 %

47,7 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

98,0 % 12

98,5 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

14,6 %12

15,0 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

16,8 %12

13,6 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

16,7 %12

15,9 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

81,9 %

83,9 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

31,4 %

27,7 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,9 %

 

7,0 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€8,475

€8,58715

:

: 14

ISCED 3-4

 

€7,687

€7,73014

:

: 14

ISCED 5-8

:

: 14

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Дании

8,0 %

7,2 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Дании

8,8 %u

7,9 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Дании

44,2 %

45,1 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Дании

37,6 %

59,8 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

79,0 %

80,8 %

69,4 %

72,6 %

ISCED 5-8

84,3 %

86,4 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

7,4 %

6,7 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

18,1 %

18,5 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; e— расчётное значение; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015. Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DG EAC на основе имеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: : расчёты DG Education and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры.

2.Основные тезисы

 

— Датское образование отличается высокими образовательными результатами, высокой степенью равенства и повышенным вниманием к благополучию учащихся. Однако при этом доля учащихся, имеющих наилучшие показатели, ниже, чем в других скандинавских странах.

— Реформа системы профессионально-технического образования (VET) в 2015 году привела к упрощению соответствующего обучения, а также к другим положительным результатам, например, к упрощению перехода на ступень высшего образования. Однако пока на повестке дня остаются необходимость снижения доли учащихся, бросающих школу, и проблема привлечения учащихся после начальной школы.

— Реформа общеобразовательной школы (Folkeskole) 2014 года продолжается. Реформа старших классов средней школы планируется к реализации в 2017/2018 гг.

— Финансирование общедоступного образования снизилось, но Дания остается одной из стран ЕС, которые тратят на образование самые значительные средства.

— Учащихся на ступени третичного образования стало вдвое больше по сравнению с 2008 годом. Это привело к появлению новых проблем, связанных с распределением потоков учащихся и ускорением их выпуска. Переход от учебы к работе сравнительно медленный.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Дания остается в ряду стран, имеющих самые низкие показатели по доле учащихся, бросивших учебу. Доля таких учащихся в возрасте 18-24 лет продолжила снижаться, и за период 2013-2016 год снизилась с 8 % до 7,2 %. Это значительно ниже среднего по ЕС значения (10,7 %) и национального ориентира «Европа 2020» (10 %). Мальчики бросают учебу в 1,4 раза чаще, чем девочки, что чуть выше среднего по ЕС значения (1,3 раза). В 2016 году дети, родившиеся за пределами Дании, бросали школу на 0,7 пп. чаще, чем те, кто родился в Дании (7,2 %). Этот разрыв намного меньше, чем в среднем по ЕС (19,7%).

Образовательные результаты школьников выше, чем в среднем по ЕС и в том, что касается учебных достижений и по предоставлению равных возможностей. Зависимость результатов от социального статуса учащихся небольшая. По результатам исследования стран OECD PISA средний результат учащихся Дании по математике улучшился на 11 баллов (511) в сравнении с результатами 2012 года, однако по чтению и естественным наукам почти не изменился (сноска: результаты по естественным наукам и чтению улучшились на 4 балла до 502 и 500 баллов соответственно). Эти результаты выше средних результатов по странам ЕС и OECD. Доля плохо успевающих учащихся по базовым навыкам среди 15-летних значительно ниже, чем в среднем по ЕС (16 % по естественным наукам, 15 % — по чтению и 14 % — по математике). Образовательные результаты учащихся в Дании имеют небольшую дифференциацию: зависимость результатов учащихся от их пола или социально-экономического статуса – одна из самых низких в ЕС (OECD 2016b). Дифференциация значительно снизилась по всем трем предметам, исследуемых в PISA 2015 (сноска: см. для примера индикатор 5 в PISA, отражающий низкие результаты по естественным наукам (-23,8 %), математике (- 23,1 %) и чтению (-20,4 %), а также таблицу I.6.17), таким как естественные науки, математика и чтение. Качество образовательных результатов распределено сравнительно равномерно, при этом наблюдается небольшое различие в результатах по естественнонаучным дисциплинам между учащимися высшей и низшей квартилей (сноска: этот индикатор позволяет сравнить учебные результаты школьников, имеющих наиболее благоприятное и неблагоприятное социально-экономическое происхождение. Его значение варьируется от 76 пп. в Латвии до 125 пп. в Люксембурге).

Положение учащихся, имеющих мигрантское происхождение, вызывает озабоченность, но лучше, чем в других странах ЕС. Как показало исследование PISA 2015, доля учащихся с низкими результатами по естественным наукам составила на 0,9 пп. меньше, чем в 2012 году; тем не менее, в 2015 году доля таких учащихся среди тех, кто родился за пределами Дании (28,2 %) была все еще намного выше, чем среди тех, кто родился в Дании (14,8 %). 23,5 % учащихся, родившихся за пределами Дании, имели низкие результаты по математике, а 25,6 % — низкие результаты по чтению, при этом в обоих случаях разрыв с результатами учащихся, родившихся в Дании, составил около 11 пп. Это свидетельствует о значительном уменьшении разрыва по математике в период с 2012 по 2015 гг., однако прогресс по чтению незначителен. У учащихся-мигрантов средние результаты по естественным наукам в 2015 году были ниже на 69 баллов, чем у учащихся из семей коренного населения. Социально-экономический статус играет роль: внутри одной социальной когорты разница между результатами учащихся-мигрантов и учащихся из семей коренного населения составляет до 18 баллов, что наблюдается и в других скандинавских странах. Учащиеся, являющиеся мигрантами первого и второго поколения, все еще имеют значительный разрыв в учебных результатах даже в случае, если их происхождение принимается во внимание.

Охват детей системой дошкольного образования и ухода (ECEC) является практически полным, повсеместным и высоко ценится. В 2015 году эта система охватывала 98,6 % детей от четырех лет и старше. Количество таких детей из семей мигрантов и коренного населения практически одинаково, однако охват детей мигрантов немного ниже. Результаты последних исследований позволили выявить беженцев, имеющих маленьких детей, нуждающихся в повышении осведомленности относительно возможностей системы дошкольного образования Дании (Bjørnholt 2016). Целью дошкольных образовательных учреждений является создание теплой и уважительной среды для детей с использованием игровой деятельности, поддержке социального, личностного, языкового и математического развития детей и при активном привлечении родителей. Достигнуто политическое соглашение по реализации программы дополнительного развития познавательных, социальных навыков и мелкой моторики детей, для чего запланировано дополнительное повышение квалификации педагогов и растущее вовлечение (участие) родителей.

Интеграция молодых людей с мигрантскими корнями и детей недавно прибывших беженцев в систему образования остается важной задачей. Трехстороннее соглашение между правительством Дании и социальными партнерами по интеграции мигрантов в трудовую сферу (март 2016) позволило муниципалитетам разрешить увеличение числа детей беженцев в одном подготовительном классе с 12 до 15 человек, особенно в случае, если они говорят на одном языке. Число подготовительных классов выросло с 24 до 28 в период с 2006 по 2015 гг. Новые законодательные акты увеличили до 25 лет срок возраст, в котором молодые люди, рожденные за пределами Дании, могут получить общее образование (Министерство образования 2016). В том случае, если подтверждается готовность беженца к выходу на рынок труда, он имеет возможность принять участие в процессе комбинированного трудоустройства и пройти обучении при центре занятости, включая изучение датского языка.

 

4. Инвестиции в образование для решения проблем, связанных с демографией и профессионализмом

 

Дания по-прежнему является одним из самых значительных инвесторов в образование среди стран ЕС, при этом испытывая значительный рост числа учащихся. Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП в 2015 году составили 7,0 % (среднее по ЕС значение — 4,9 %). Это всего на 0,2 пп. меньше, чем в предшествующем году. Расходы на образование как доля от общих государственных расходов в 2015 году составили 12,8 %, что стало ниже на 0,1 % по сравнению с 2014 г., в то время как среднее значение по ЕС составляло 10,3 %. На практике расходы продолжают расти после двух значительных спадов в 2007 и в 2011 гг.

Рисунок 2. Рост реальных государственных расходов на образование

 

Ресурс: исследование DG EAC на основе статистики общих государственных расходов Евростата (2000-2015). Код онлайн данных: gov_10a_exp.

 

Дания столкнулась в 2015 и 2016 гг. со значительным ростом числа учащихся и потратила на дошкольное и начальное образование больше других стран. Общее число учащихся/студентов выросло на 16,4 % за период с 2005 по 2015 гг., вместе с тем за этот период реальные расходы возросли на 20 %. Анализ государственных и частных расходов на одного человека в рамках государственно-частного партнерства за 2013 год, проведенный OECD, показал, что расходы Дании на образование всех уровней примерно на одну треть выше среднего по ЕС значения, однако, ниже, чем в Австрии и Швеции. Дания тратит 44,7 % всех средств, выделяемых на образование, на дошкольное и начальное образование, что на 13,3 пп. выше, чем в среднем по ЕС. На среднее образование Дания тратит на 12,5 пп. меньше, что частично отражает уникальные тенденции изменения количества учащихся, отличные от других стран ЕС или OECD (сноска: количество учащихся в возрасте от 6 до 10 лет резко снизилось с начала 1990-х до середины 1990-х гг., однако резко возросло с середины 1990-х гг. до 2005 г., превысив уровень 1990 г. В дальнейшем наблюдается плавное снижение). На третичное образование Дания тратит на 9,7 пп. больше среднего, что частично объясняется системой значительной грантовой поддержки всех желающих.

Рисунок 3. Распределение государственных расходов в зависимости от уровня образования, 2015

 

Источник: исследование DG EAC на основе статистики общих государственных расходов Евростата (2015). Код онлайн данных: gov_10a_exp.

 

Правительство Дании продолжает следовать курсу повышения эффективности расходов и улучшения ресурсного обеспечения школ с низким социально-экономическим статусом. Целью образовательных реформ последних лет стало повышение эффективности. В законодательном акте о бюджете на 2016 год расходы на сектор образования были сокращены, как и расходы на другие государственные сектора. Система финансирования общеобразовательных школ (Folkeskole) должна контролировать получение школами достаточных средств через механизм выравнивания, компенсирующий нуждающимся в поддержке муниципалитетам дополнительные расходы. Школы с менее привлекательными социально-экономическими относительными показателями получают большую финансовую поддержку. Дальнейшее повышение эффективности возможно через незадействованный потенциал эффективных практик и обмен опытом между муниципалитетами по вопросам повышения эффективности (OECD 2016e).

5. Модернизация школьного образования

 

Результаты PISA 2015 по естественнонаучному направлению показали, что учителя естественных наук в Дании являются высококвалифицированными профессионалами. Хотя такие учителя подготовлены лучше, чем в большинстве других стран ЕС, на практике внеурочная деятельность школьников по актуализации научных знаний отсутствует, связь между научными соревнованиями, проводимыми в школах, и результатами учащихся по естественнонаучным предметам очень слабая. Результаты PISA 2015 показали, что датские учителя поддерживают стремление учащихся отвечать на вопросы и делиться своими идеями, но, если сравнивать с другими скандинавскими странами, они уделяют меньше внимания дискуссиям.

Школьная среда обладает смешанными характеристиками, а школьные лидеры имеют большее влияние и свободу, чем в других странах. Школам предоставлена значительная автономия в процессах адаптации. Реализация реформы средней школы 2014 года (Folkeskole reform) требует изменений в осуществлении обратной связи и культуры обучения, ориентированного на ученика, а целью, по-прежнему, является повышение образовательных результатов (OCED 2016c). Руководители школ имеют большую значимость и автономию, чем их коллеги в других странах. Они несут большую ответственность за школьные ресурсы: меньше, чем в Голландии и Швеции, но больше, чем в Финляндии. Школьные советы имеют сравнительно большое влияние на содержание учебной программы. Директора школ играют ключевую роль в выборе систем оценивания (больше, чем в Финляндии и намного меньше, чем в Голландии) и политике приема новых учащихся (так же как в Голландии, намного меньше, чем в Финляндии и Швеции). Однако организация OECD обнаружила острую нехватку образовательных программ для школьных лидеров и их поддержки, необходимых для того, чтобы они могли эффективно использовать предоставленную профессиональную свободу (OEСD 2016d). Число учащихся, пропускающих занятия в школе, выросло в период с 2012 по 2015 гг. (на 7 пп. по сравнению с 5 пп. в OECD, 3 пп. в Австрии и Голландии, 2 пп. в Швеции и 26 пп. в Финляндии). Доля учащихся, пропускающих учебные дни полностью, находится на уровне OECD, но выше, чем в Голландии, Швеции и Австрии. Пропуск школьных занятий, очевидно, оказывает негативное влияние на результаты по естественнонаучным дисциплинам. Тестирование используется часто, а стандартизированное тестирование сравнительно часто. Данные о результатах обучения публикуются в общем доступе, что в целом соответствует практике в других подобных странах.

Обучение иностранным языкам в Дании расширяется, а в центре обучения находится благополучие учащихся. Дания в ряду других стран увеличила преподавание иностранных языков в начальной школе: изучение второго иностранного языка теперь является обязательным, и это продолжается и дальше в средней школе, но в секторе дополнительного образования и подготовки. Дания является одной из двух стран, которая готовит будущих учителей на программах основной педагогической подготовки к роли сопровождающего интеграцию учащихся-мигрантов (Eurydice 2017). Национальное исследование благополучия учащихся (сноска: https://www.uddannelsesstatistik.dk/grundskolen/sider/indhold/Nationale%20måltal%20-%20Trivsel.aspx), результаты которого были опубликованы в июне 2017 года (Министерство образования), показало рост социального благополучия, особенно среди старших учащихся. В то же время индикатор, отражающий ощущение учащимися поддержки и вдохновения от учителя, показал спад.

Последние реформы нацелены на повышение школьных результатов и повышение академических стандартов. В Дании традиционно в основе школьных реформ лежит политическое и общественное согласие. Реформа Folkeskolereform 2014 года, затронувшая большое число заинтересованных сторон, преследовала три главные цели:

— добиться, что все учащиеся могли достичь своего полного потенциала;

— снизить влияние социально-экономического происхождения на образовательные результаты;

— повысить доверие и благополучие учащихся через уважение к профессиональным знаниям и практике в школе (Правительство Дании 2017).

Реализация образовательных реформ тщательно контролируется. Первый отчет о реализации реформы был опубликован в 2016 году и показал, что большинство муниципалитетов передали ответственность за осуществление изменений самим школам, и что процесс реализации характеризуется высокой степенью взаимного доверия. Недавнее исследование ассоциации муниципалитетов Дании (Association of Danish Municipalities) показало, что все муниципалитеты сообщают о том, что школьный день становится более вариативным и мотивирующим для детей. Каждые два из трех муниципалитетов вовлечены в основные процессы изменения школьного дня (Европейская комиссия 2017а). Оценка реформы Folkeskolereform за период с 2014 по 2016 гг. показала снижение влияния социально-экономического статуса, в том числе для особенно социально незащищенных групп (Правительство Дании 2017).

Учителя жалуются на нехватку времени для подготовки к урокам и на то, что ученики все чаще считают высокой продолжительность школьного дня. Подготовкой учителей занимается в той или иной степени 86 из 98 муниципалитетов. Исследование Датского союза учителей (Danish Union of Teachers) показало, что пять из шести учителей считают, что им не хватает времени для подготовки к урокам. Датский национальный центр социальных исследований (Danish Social Center for Social Research) сравнил благополучие школьников до и после осуществления реформы. Их выводы показали, что в 2016 году 65 % учащихся проявляли высокий интерес к изучаемым курсам, что показало небольшой рост с 2014 года (до реформы), когда это значение было 63 %. Однако, 82 % учащихся согласились с тем, что продолжительность учебного дня слишком большая, по сравнению с 46 % в 2014 году (SFI 2016).

Вставка 1: Реформа старшей средней школы

Реформа старшей средней школы была принята парламентом в ноябре 2016 года с намеченным сроком реализации на 2017/2018 гг. Реформа нацелена на повышение академических стандартов и обеспечение достаточной подготовки старшеклассников для системы высшего образования. Улучшение качества преподавания математики и естественных наук стало ответом на уменьшение числа студентов, выбирающих эти предметы. Другой причиной стало возросшее число выпускников старших классов средней школы, которым требуются дополнительные курсы по этим предметам, чтобы их образование соответствовало требованиям для поступающих на ступень третичного образования. В рамках реформы было выделено 400 млн. датских крон (53,8 мл.н евро) на период 2017-2024 гг. на повышение квалификации учителей и директоров старших средних школ (Leffland (2014), Европейская комиссия (2017)).

http://english.oim.dk/media/18649/danmarks-nationale-reformprogram-2017-uk-150617.pdf

6. Модернизация высшего образования

 

Охват населения Дании третичным образованием является один из самых высоких в ЕС, а выпускники имеют хорошие шансы трудоустройства. За последнее десятилетие доля датчан в возрасте 30-34 лет, имеющих третичное образование, выросла почти на 10 пп. до 47,7 % в 2016 году, что характерно и для других сравнимых стран ЕС. Как и в других странах, за исключением Германии, третичное образование получают чаще женщины, чем мужчины: гендерный разрыв в 2016 году составил 13,6 пп., что оказалось на 9,5 пп. больше, чем в среднем по ЕС. Доля выпускников, рожденных за пределами Дании, выросла значительнее, чем среди коренного населения, составив 59,8 % в 2016 году, что на 14,7 пп. больше, чем для коренного населения. Уровень занятости выпускников высших учебных заведений составил в 2016 году 86,4 %, что значительно выше среднего по ЕС значения (82,8 %). Тем не менее, возможно, рост числа поступающих на ступень третичного образования, происходит в сферах, где дальнейшее трудоустройство ограничено. Недавний анализ, проведенный Министерством высшего образования, показал, что в период с 2007 по 2014 гг. появились программы подготовки, выпускники которых имели очень низкие шансы трудоустройства (Министерство образования, 2014а). На февраль 2017 год 17 % выпускников 2016 года не были трудоустроены в течение года после выпуска, что особенно затронуло выпускников гуманитарных специальностей (Akademikerne 2017).

По оценкам Центра Cedefop к 2025 году состав трудовых ресурсов кардинально изменится. Рост числа высококвалифицированных работников на 10 пп. означает, что в 2025 году почти половина населения (48,8 %) Дании будет относиться к этой категории (Cedefop), что очень много, по сравнению со средним по ЕС значением (38,2 %) (сноска: в отличие от других стран, где процент низко квалифицированных специалистов должен сократиться более стремительно (Австрия: 14,5 % и Финляндия: 11,5 %) в Дании эта группа сократится на одну пятую (20,9 %), что значительно превысит среднее по ЕС значение (13,8 %)). Ожидается спад доли населения, имеющей профессиональные навыки среднего уровня на 8,8 пп. (30,3 %), и имеющей низкую квалификацию — на 1,6 пп. (13,8 %).

Дания все лучше справляется с распределением потоков учащихся, стабильно увеличивая число учащихся и выпускников. Число учащихся на программах третичного образования с 2008 года удвоилось, а переход от обучения к профессиональной деятельности в некоторых предметных областях традиционно медленный, но за последнее время Дания добилась более эффективного управления потоками учащихся. Правительство поставило для сектора высшего образования на обсуждение и дальнейшую реализацию с участием всех заинтересованных сторон такие новые цели:

1) улучшить соответствие рынку труда — трудоустроить, по крайней мере, 60 % выпускников в частный сектор;

2) повысить образованность рабочей силы – добиться, чтобы, по крайней мере, 50 % 30-летних датчан имели законченное третичное образование, при этом 60 % из них должны завершить обучение в установленные сроки;

3) повышение скорости интеграции новых выпускников в рынок труда — при этом сохранить их уровень занятости не ниже уровня занятости всего населения;

4) более высокое качество образования и более высокие образовательные результаты в высшем образовании;

5) улучшение доступа к высококачественному образованию во всех регионах.

Последние меры, принятые правительством для регулирования набора студентов и направления их в сферы с лучшими перспективами трудоустройства оказали негативное влияние на число поступающих. В 2015 году набор в вузы упал на 1 % с обычно высокого уровня, однако падение набора на академические дисциплины было более резким, чем на прикладные. Набор на гуманитарные специальности снизился за предшествующий год на 26 %. Один из самых заметных спадов (38 %) наблюдался в наборе на программы обучения проектно-конструкторским специальностям, в той сфере, где трудоустройство выпускников всегда было непростым. В то же время набор на инженерные специальности (BA и MA) вырос на 14 %, на медицинские – на 9 %, по эксплуатации зданий – на 6 %.

 

7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Сектор дополнительного образования и подготовки испытывает нехватку студентов. В Дании доля учащихся, обучающихся на ступени старшего среднего образования (ISCED 3) в системе профессионально-технического образования (VET) в 2015 году составило 42,5 %, что ниже среднего уровня по ЕС (47,3 %). Уровень занятости выпускников учреждений VET составил в 2016 году 80,7 %, что превысило средний уровень по ЕС (75 %). В 2016/2017 гг. только 18,5 % молодых людей, поступающих в старшую среднюю школу, указали в качестве предпочтительного выбор обучения с получением профессиональной квалификации. Модель Danish Profilemodel показывает, что профессионально-техническую квалификацию получат 30 %. В это число входят также и те, кто начинает обучение не сразу после начальной школы, а идет получать профессионально-техническое образование в возрасте 18-24 лет или старше. Эта категория составляет большинство обучающихся на этих программах. Сложность в привлечении учащихся на эти программы приводит к значительной нехватке квалифицированных рабочих, что, безусловно, может привести к снижению экономического роста. Исследование показало, что к 2025 году Дания может испытывать нехватку 70 000 квалифицированных рабочих.

Существенная реформа профессионально-технического образования была начата в 2015 году. Ее целями стало: привлечение большего числа учащихся; повышение числа успешно окончивших обучение; создание условий для раскрытия своего полного потенциала каждым учеником. Требования к поступающим были ужесточены, а для того, чтобы помочь им получить минимальные требуемые оценки по математике и датскому языку, создан дополнительный курс обучения для учащихся 10-х классов. Структура профессионально-технического образования была упрощена, образовательные траектории в систему высшего образования усовершенствованы, а также было осуществлено повышение квалификации преподавателей учреждений VET. В то время как снизилось число учащихся, не завершающих обучение, число поступающих не увеличилось. Хотя большинство получивших квалификацию студентов обычно находят возможность прохождения стажировки, некоторые сферы рынка труда все еще не предлагают достаточных мест для прохождения производственной практики. В 2016 году правительство и социальные партнеры договорились разработать план роста повышения до 10 000 числа мест проведения производственной практики с хорошими перспективами трудоустройства.

Имея охват обучением взрослого населения 27.7 % в 2016 году, Дания входит в число лидеров среди стран ЕС по этому показателю. Несмотря на, в целом, активное участие в программах для взрослых, высоко квалифицированные граждане участвуют в нем в два раза чаще, чем низко квалифицированные. Реформа дополнительного образования для взрослых, начатая в 2015 году, нуждается в доработке в 2017 году в связи с некоторыми структурными вызовами, связанными со падением набора поступающих после начала проведения реформы на 20 %.

Особые усилия предпринимаются по увеличению набора низко квалифицированных рабочих на программы по обучению взрослых. Определен новый способ целенаправленной экономической поддержки, а людям в возрасте 25 лет и старше предлагается участвовать в более персонализированных программах обучения, учитывающих их образование и опыт подготовки. В ответ на ужесточение требований к поступающим на программы VET появилась новая программа для неквалифицированных взрослых людей в регионе Копенгаген для того, чтобы помочь им усовершенствовать свои навыки владения математикой и датским языком, развить личностные навыки и предоставить консультации по дальнейшим траекториям обучения и подготовки. Оценка реализации программы показала хорошие результаты, направленные на совершенствование навыков и переход на программы обучения VET.

Вставка 2: Организация «Youth in Growth» помогает найти ощущение осмысленности и сопричастности

Молодые люди, получающие пособие в датских городах Хьёрринг, Брендерслев и Фредериксхавн, в период с 2010 по 2014 год, могли принять участие в проекте, позволяющем им повысить свой уровень образования и получить новые возможности трудоустройства.

Организация Youth in Growth с общим бюджетом 2 415 935 евро, получающая софинансирование от Европейского социального фонда (ESF), помогла 400 молодым людям в возрасте 18-25 лет. Специальные стажировки на рабочих местах, организуемые в рамках проекта, позволили молодым людям прочувствовать особенности профессий и актуализировали их личностные и социальные навыки, необходимые для успеха в жизни.

Координаторы предоставляли индивидуальное сопровождение и мониторинг участников по мере прохождения программ. Крайне важным оказалось наладить взаимоотношения между координаторами и молодыми людьми. Коучинг был направлен на решение особых индивидуальных проблем и помогал участникам развивать новые более конструктивные типы поведения. К тому же, групповая работа давала молодым людям чувство сопричастности и учила взаимодействовать в различных ситуациях.

8. Ссылки

 

Bjørnholt, et all (2016), Den kommunale styring forud for Folkeskolereformen, s.l.: KORA. http://www.kora.dk/media/4936320/11144_den-kommunale-styring-forud-for-folkeskolereformen.pdf

Cedefop (2015), Denmark, Skill Supply and Demand up to 2025. http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/denmark-skills-forecasts-2025

Committee on Quality and Relevance in Higher Education/Uddannelses- og Forskningsministeriet (2014). http://ufm.dk/uddannelse-og-institutioner/rad-naevn-og-udvalg/tidligere-rad-naevn-og-udvalg/kvalitetsudvalget

Dansk Industri (2015), DI Business — Flere faglærte tak- (More skilled workers. Thank You) . https://di.dk/dibusiness/nyheder/Pages/TalentefterlysesFlerefaglaerte,tak.aspx

Danish Government (2017), Denmark’s National Reform Programme (NRP) 2017. http://english.oim.dk/media/18649/danmarks-nationale-reformprogram-2017-uk-150617.pdf

European Commission, Education and Training Monitor, Volume II, Denmark 2016. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-dk_en.pdf

European Commission (2017a), Country Report Denmark. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-denmark-en.pdf

European Commission (2017b), Europe’s Digital Progress Report. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/europes-digital-progress-report-2017

Eurydice (2017), Key Data on Teaching Languages at School in Europe. https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/0/06/KDL_2017_internet.pdf

Leffland L. (2014), Productivity Commission ‘Choktal fra gymnasierne: Tusinder af elever fravælger naturfagene’. https://ing.dk/blog/choktal-fra-gymnasierne-tusinder-af-elever-fravaelger-naturfagene-168696 Ministry of Education, (2017), DWHhttps://www.uddannelsesstatistik.dk/grundskolen/sider/indhold/Nationale%20måltal%20-%20Trivsel.aspx

OECD (2016a), Education at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris. http://www.oecd.org/edu/education-at-a-glance-19991487.htm

OECD (2016b), PISA 2015 Results, (Volume I), Excellence and Equity in Education, OECD Publishing, Paris. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD (2016c), PISA 2015 Results in Focus. OECD Publishing, Paris. https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf

OECD (2016d), PISA Low-Performing Students. http://www.oecd.org/edu/low-performing-students-9789264250246-en.htm

OECD (2016e), Reviews of school Resources: Denmark. http://www.oecd.org/publications/oecd-reviews-of-school-resources-denmark-2016-9789264262430-en.htm

SFI (2016), The Danish National Centre for Social Research (2016), Folkeskolereformen. Beskrivelse af 3. dataindsamling blandt elever og forskelle over tid. http://pure.sfi.dk/ws/files/267297/SFI_Notat_Folkeskolereformen_1.pdf

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покинувших обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_uoe_enra10 + tps00179

Уровень занятости недавних выпускников

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни

trng_lfse_03

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

Мобильность в образовании

educ_uoe_mobg03

9. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.