Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Финляндия

Выходные данные: Обзор индикаторов состояния систем образования EC в 2017 году / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/517-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-finlyandiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО,  канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО,  канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

  1. 1. Ключевые индикаторы

 

 

Финляндия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

       

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

9,3 %

7,9 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

45,1 %

46,1 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

75,1 %12

83,6 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

11,3 %12

11,1 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

12,3 %12

13,6 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

7,7 %12

11,5 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

79,8 %

77,4 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

24,9 %

26,4 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,4 %

 

6,2 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€7,512

€7,67514

:

: 14

ISCED 3-4

 

€6,502

€6,39614

:

: 14

ISCED5-8

€13,223

€13,06514

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Финляндии

8,9 %

7,6 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Финляндии

17,4 %u

15,1 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Финляндии

46,4 %

47,8 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Финляндии

32,7 %

32,3 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

75,9 %

75,5 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

85,7 %

80,4 %

81,5 %

82,8 %

Мобильность в образовании

(академическая мобильность)

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

5,1 %

5,6 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

8,9 %

10,4 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015. Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEAC на основе имеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor). В данных по охвату системой образования и ухода за детьми младшего возраста существует разрыв с 2012 по 2015 гг. В 2012 году данные о семейных детских садах не учитывались. В 2015 году данные о семейных детских садах учитывались.

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Cultureна основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

  1. 2.Основные тезисы

 

— Реформы системы образования, такие как введение образовательных программ, ориентированных на компетенции 21 века, новая модель общеобразовательной школы и программа профессионального развития для педагогов, нацелены, с одной стороны, на поддержку качества системы образования, а с другой – на принятие мер по поддержке растущей потребности в равенстве.

— В 2016 году число детей, бросивших школу, значительно снизилось впервые за долгие годы при средних гендерных показателях. Однако среди молодых людей, имеющих мигрантские корни,таких значительно больше.

— Результаты Финляндии по владению учащимися базовыми навыкамиPISA2015 продолжают снижаться, но пока остаются в ряду самых высоких среди европейских стран.

— Финансирование системы образования продолжает значительно сокращаться.

— Усиление потока мигрантов и увеличивающийся разрыв в образовательных результатах в зависимости от региона приводят к снижению однородности образовательных результатов.

  1. 3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Система образования Финляндии показывает в целом хорошие результаты. Доля учащихся, бросивших школу, остается почти неизменной с 2012 года (около 9 %). Это ниже целевого ориентира ЕС 2020, составляющего 10 %, однако эту проблему в Финляндии признают национальной.Самое значительное с 2008 года снижение доли таких детей на 1,2 пп. до 7,9 % в 2016 году говорит об успехе уже внедренных рекомендаций и мер поддержки. Данные показатели для мальчиков в 1,3 раза больше, чем для девочек, что в целом соответствует средним результатам по ЕС. Среди молодых людей, которые родились за пределами Финляндии, бросивших школу намного больше по сравнению с коренным населением (15,1 % и 7,6 % соответственно).

Образовательные результаты остаются в ряду лучших в ЕС, но эти показатели постепенно снижаются, особенно в области естественных наук и математики. По результатам международной программы по оцениванию образовательных достижений учащихся PISA 2015снижение среднего результата за период с 2006 по 2015 год эквивалентно почти целому году обучения в школе (32 балла). Тем не менее, Финляндия показала второй результат среди стран ЕС после Эстонии по естественным наукам и математике, и лучший результат по чтению. По сравнению с 2006 годом доля учащихся с низкой успеваемостью по естественным наукам почти утроилась, а доля учащихся с наилучшими показателями (сноска: к лучшим учащимся относят тех,кто показал результаты в тесте PISA на уровне 5 или выше; к учащимся с низкой успеваемостью относят тех, чьи результаты теста — 2 или ниже) снизилась почти на треть. Доля школьников с низкой успеваемостью увеличилась как по математике, так и по чтению, а доля учащихся, имеющих наилучшие показатели по математике, сократилась. В то же время, доля учащихся, показывающих высокие результаты по чтению, почти не изменилась (сноска: Доля учащихся, имеющих наилучшие показатели по естественным наукам, снизилась на 6,6 пп. за период с 2006 по 2015 гг., что оказалось в ряду самых значительных снижений в странах OECD. В результатах по математике за период с 2012 по 2015 гг. произошел спад на 3,6 пп., а результаты по чтению с 2009 по 2015 гг. оставались стабильными. Доля учащихся с низкой успеваемостью по естественным наукам увеличилась на 7,4 пп. (2006-2015 гг.), на 3 пп.- по чтению и на 5,6 пп.- по математике (с 2009 по 2015 гг.)). Доля учащихся с низкой успеваемостью сегодня составляет около 11 % по естественным наукам и чтению, и около 14 % — по математике. По всем трем областям знаний эти показатели Финляндии находятся в ряду самых низких в ЕС.

Влияние социально-экономического происхождения на образовательные результаты слабее, чем во всех других странах, за исключением Эстонии. 10 %-ный разброс данных по результатам финских школьников по естественным наукам можно объяснить различиями в социально-экономическом статусе учащихся. Для сравнения этот разброс составляет в Бельгии – 19 %, а в Австрии и Германии – 16 %. Разброс в результатах внутри школ и между школами остаются незначительными. 18,9 % учащихся из нижней квартили по социально-экономическому статусу показывают низкие результаты, в то время как в верхней квартили таких только 4,6 %. И наоборот, 24,5 % учащихся из верхней квартили по социально-экономическому статусу имеют отличные показатели в обучении, а в нижней квартили таких учащихся только 6,5 %. Девочки показывают результаты лучше мальчиков во всех областях знаний. Низкие показатели по чтению встречаются в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек (15,7 % в сравнении с 5,7 %). Возросшая доля плохо успевающих учащихся по математике и естественным наукам полностью связана с ухудшением результатов у мальчиков.

Учащиеся, которые родились за пределами Финляндии, в отдельных регионах показывают очень слабые образовательные результаты. Число иммигрантов в школах остается достаточно низким (первое/второе поколение представлено в PISA 20152,2 % и 1,8 % соответственно). Однако разрыв в образовательных результатах между мигрантами и коренным населением оказался самым большим в ЕС (83 балла) и третьим по величине, если учитывать социально-экономический статус учащихся (65 баллов). В рамках программы повышения грамотности для иммигрантов в середине 2017 года был создан новый образовательный модуль. Этот модуль объединил организации образования взрослых, которые расширили спектр доступных для иммигрантов образовательных программ. По результатам PISA 2015 число учащихся с низкой успеваемостью значительно отличается в разных регионах, при этом результаты региона Хельсинки значительно лучше, чем в остальных. Результаты Западной Финляндии по всем предметам хуже на 37 баллов (объем знаний около одного школьного учебного года), чем в самом успешном регионе Хельсинки (Национальный доклад PISA 2015).

Уровень охвата системой образования и ухода за детьми младшего возраста (ECEC) для самых маленьких детей выше среднего, а для детей постарше — сравнительно низкий. По охвату системой ECEC детей до 3 лет Финляндия достигла целевого индикатора, намеченного в Барселоне- 33 %, что выше, чем в среднем по ЕС. Большая часть детей, посещающих дошкольные учреждения, проводят в них более 30 часов в неделю. По охвату дошкольным образованием детей с 4 лет до ступени общего образования Финляндия находится в ряду стран с низкими показателями – 83,6 % в 2015 году.

Рисунок 2. Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24) в разных регионах Финляндии

 

Источник: Евростат(LFS2012-2016).Onlinedatacode: edat_lfse_16.

 

Правительство принимает меры по повышению качества образования и остановке роста неравенства, однако финансирование сокращено. Созданные на всех уровнях новые образовательные программы нацелены на совершенствование обучения, c учетом изменяющихся условий 21 века. Новая программа развития педагогического образования преследует несколько целей. Актуализируя компетенции учителей и проводя исследования с целью поддержания высокого качества преподавания, Финляндия стремится привлекать лучших в педагогическую профессию. Инновационная педагогика, ориентированная на обучающегося, предполагает сотрудничество между учителями при поддержке директоров-профессионалов.Инициатива по созданию новой модели общеобразовательной школы нацелена на то, чтобы у педагогов была возможность учить по новым образовательным программам, привлекая внимание учащихся. (Вставка 1). Обобщая, стоит сказать, что недостаток ясного понимания причин растущего неравенства в образовании Финляндии считается одним из важнейших вызовов. Принимаемые меры в первую очередь должны затронуть проблемы плохой успеваемости среди мальчиков и среди мигрантов.

 

Вставка 1: Новая программа общеобразовательной школы

Программа с бюджетом 90 млн. евро в 2016 году направлена на то, чтобы к 2020 году сделать Финляндию лидером современного обучения и вдохновляющего образования. В программе три направления: педагогическое образование, инновационная педагогика и экспериментальная деятельность на местном уровне.

На базе новых общеобразовательных школ должны быть созданы сетевые сообщества, куда войдут родители учащихся и представители других школ. Привлечение многочисленного школьного сообщества должно создавать возможности для появления ряда новых локальных практик с последующим внедрением лучших из них в национальном и международном масштабе. Образ этих новых школ разработали эксперты и подготовили к представлению в 2017 году.

Базируясь на идеях педагогического форума, начальное педагогическое образование и непрерывное педагогическое образование будет совершенствоваться в рамках программы развития педагогического образования. Обучение будет лучше учитывать актуальные потребности учителей и директоров школ в профессиональном развитии. Эту подготовку будут сопровождать новые цифровые онлайн ресурсы и механизмы активного сотрудничества между учителями.

Выбор конкретных инновационных образовательных технологий будет тщательно проверяться. Результаты будут обобщены Национальным агентством образования Финляндии.Все общеобразовательные школы получат своих тьюторов для поддержки учителей в использовании новых (цифровых) методов обучения и преподавания в сотрудничестве («collaborative teaching»). 7,5 млн. евро выделены в 2016 году на обучение и поддержку 2500 тьюторов.

      1. 4. Инвестиции в образование для решения проблем, связанных с демографией и профессионализмом

 

Государственные расходы на образование в последние годы снизились, хотя и с достаточно высокого уровня. В 2015 году общие государственные расходы на образование были одними из самых высоких в ЕС как доля от ВВП (6,2 %), и близко к среднему по ЕС значению как доля от общих государственных расходов (11 %). В реальности Финляндия с 2010 года непрерывно снижает расходы на образование (Рисунок 2); к 2020 году запланировано сэкономить около 650 млн. евро в год (т.е. 5 % общих расходов на образование). Сокращение бюджета на образование с 2016 по 2019 год будет эквивалентно 1,2 % от ВВП. Предполагается, что население Финляндии к 2030 году вырастет на 4 %: число детей в возрасте до 7 лет уменьшится почти на 4 %, а количество детей школьного возраста (в возрасте 7-18 лет) вырастет на 1,5 %. К 2022 году количество детей школьного возраста вырастет на 3 %, после чего прогнозируется спад до 2040 года.

Рисунок 3. Сравнительное развитие общих государственных расходов на образование

 

Ресурс: Евростат (COFOG 2000 — 2015). Online data code: gov_10a_exp.

 

Продолжается сокращение бюджетных расходов на высшее образование. Ежегодные отчисления в высшие учебные заведения в период с 2017 про 2019 гг. сократились на 75 млн. евро. В 2017 году прекращена особая программа финансирования Университета Хельсинки и Университета Восточной Финляндии из средств налоговых отчислений аптек Финляндии, что привело к снижению их государственного финансирования на 30 млн. евро. Финансовая поддержка студентов будет сокращена за тот же период на 47, 96 и 81 млн. евро в соответствующие годы. Недавно проведенное исследование выявило значительный вклад, который вносят университеты в экономику, добавляя до 14,2 млрд. валовой добавленной стоимости в экономику Финляндии (сноска: 14 университетов страны вносят 6 % дополнительной экономической прибыли, предоставляя рабочие места для 136000 человек. Каждый потраченный евро приносит выгоду в 7,76 евро, а каждая занятая вакансия в университете косвенно поддерживает еще четыре других. Исследователи подсчитали, что снижение базового финансирования университетов на 10 % может привести к потерям для финской экономики в 16900 рабочих мест и 1,8 млрд. евро (BiGGARE conomics, 2017)). В последнем среднесрочном обзоре правительственной программы было объявлено о выделении дополнительных средств на образование и исследования в размере 105 млн. евро, однако, речи о прекращении тенденции к снижению расходов не ведется. Продолжающаяся тенденция сокращения расходов на образование повышает риск снижения конкурентоспособности (Европейская Комиссия 2017).

      1. 5. Модернизация школьного образования

 

Школьная система является сильно децентрализованной, что дает учителям высокую степень автономии. Система лидерства в школах очень развита, также в Финляндии очень большую роль играют местные власти, по сравнению с другими странами. По роли в создании учебных программ финские учителя имеют самую большую автономию по сравнению с коллегами из других стран Европы. Директора школ и местные власти несут основную ответственность за школьные ресурсы и прием/набор учащихся в школы. Сами учителя под руководством директоров и при некотором участии местных и федеральных властей определяют политику оценивания учащихся (OECD 2016b).

Продолжительность рабочего времени учителя в Финляндии сравнительно небольшая. В 2014 году нагрузка учителя младших классов средней школы составляла около 600 часов в год, что практически не менялось с 2000 года. Урочное время учителя в Финляндии сравнительно небольшое: в пределах ЕС это значение ниже только во Фландрии (Бельгия), Польше и Греции. Количество академических часов в год также более равномерно распределено по уровням образования, что не оказывает негативного эффекта на образовательные результаты (OECD 2016a).

Учителя в Финляндии – профессионалы и исследователи. Учителей готовят в восьми университетах преподаватели, имеющие,как правило, степень PhD и активно ведущие исследовательскую деятельность. Педагогическая профессия популярна в Финляндии, и только небольшая часть желающих стать учителем принимаются на программы обучения (сноска: в Университет Хельсинки, например, в 2016 году смогли поступить только 8 % желающих стать педагогами). Все выпускники университетов по педагогическим специальностям имеют степень магистра. Возраст учителей в Финляндии достаточно равномерно распределен (сноска: примерно треть учителей начальной (30%) и младшей средней (30%) школы старше 50 лет, а в старшей средней школе таких педагогов немного больше (45 %)). Доход учителя практически соответствует доходам граждан, имеющих третичное образование и работающих в других сферах (OECD 2016a). Если сравнивать с другими странами, после 15 лет педагогического стажа в начальной и средней школе финские учителя получают меньше по сравнению с коллегами из Дании, Голландии и Германии.

Муниципалитеты организуют процесс «входа в профессию» и профессиональное развитие учителей. Учителя и муниципалитеты поддерживаются Финской сетью введения в педагогическую профессию. Эта коллективная сеть реализует модель коллегиального менторинга“‘verme”, которая позволяет проводить непрерывную актуализацию требований к профессиональной деятельности педагога. Образовательные организации, финансируемые из разных источников, также участвуют в непрерывном профессиональном развитии педагогов. Существует большой разброс в длительности таких курсов (Lintuvuorietal., 2014) (сноска: дифференциация существует также внутри возрастных категорий и географических регионов, последние данные получены в 2016 году. https://vipunen.fi/en-gb/). Исследование TALIS 2013 выявило следующие недостатки:

— Нехватка лидеров в педагогике;

— Нехватка индивидуальных планов обучения у учителей;

— Слабое сотрудничество и взаимодействие между учителями.

Программа развития финских учителей (The Finnish Teacher Development Programme) стала ключевым элементом последней реформы. Она была опубликована в октябре 2016 года. Целью этой программы, разработанной при участии заинтересованных сторон на базе Форума по педагогическому образованию, стал ряд мер по поддержке высокого профессионализма финских учителей. Другим ключевым элементом реформы стала актуализация образовательных программ на всех уровнях образования с целью подготовить учащихся к владению компетенциями 21 века (Вставка 1).

      1. 6. Модернизация высшего образования

 

Охват населения третичным образованием широкий. Охват населения третичным образованием составляет 46,1 %, что выше целевого индикатора Europe 2020. Это значение выросло на 0,6 пп. за прошлый год. Доля выпускников в Финляндии достаточно высокая в области IT (7 %), инженерии (17 %) и здравоохранения (19 %), и сравнительно низкая по сравнению со средним по ЕС значением в области социальных наук (25 %). Уровень занятости выпускников с третичным образованием продолжает медленно снижаться, опустившись в 2016 году на 0,7 пп. до 80,4 %, что ниже значения 82,8 %, среднего по ЕС.

Перед высшими учебными заведениями поставлена цель стать более продуктивными и ориентироваться на международный рынок. Результаты, которые показывает сектор высшего образования, ограничены из-за недостаточно эффективного управления. Правительство утвердило стратегию снижения фрагментации этого сектора, привлекая вузы к взаимному сотрудничеству. Объединение факультетов внутри институтов привело к улучшению эффективности преподавания, но повышение качества исследований все еще остается проблемой. Несмотря на то, что число иностранных сотрудников выросло, система образования и наука Финляндии все еще нуждаются в интернационализации и в укреплении связей с международными сетями. Исследование 2016 года показало, что реформы университетов вызвали значительные структурные и культурные изменения в системе управления университетами (OECD 2017a).

Правительство разрабатывает долгосрочную стратегию параллельно с реализуемой модернизацией. Началось значительное коллегиальное обсуждение стратегических целей для высшего образования Финляндии и стратегии проведения исследований на период до 2030 года. Практика применения соглашений, основанных на результативности деятельности, как правило, приводит к повышению продуктивности и реорганизации: модель финансирования 2017 года распределяет расходы таким образом: 39 % — на образование, 33 % — результаты исследований, 28 % — на широкие области, такие, как стратегическое развитие. Продолжается сокращение числа вузов –в 2009 году из 48 осталось только 37: три ведущих университета Тампере недавно согласились объединиться. Стимул к изменениям поддерживается иностранными наблюдателями (Европейская Комиссия 2017, OECD 2017c).

Академия Финляндии играет важную роль в оптимизации стратегической направленности университетов. Академии были выделены 50 млн. евро для распределения между вузами. Согласно обзору, сделанному признанными в мировом сообществе ректорами, эти рекомендации являются основой для распределения финансирования. Министерство образования и культуры подготовило стратегию по развитию высшего образования и исследовательской деятельности в международном направлении (OECD 2017a). Поддерживаемые высокие результаты системы общего образования и недавние открытия, особенно в области естественных наук (см. Раздел 2), должны стать отправными точками для повышения результативности высшего образования и исследовательской деятельности (OECD 2016a).

Остаются нерешенными некоторые задачи в сфере повышения образовательных результатов учащихся как на школьном, так и послешкольном уровнях, а также над соответствием приобретаемых компетенций потребностям рынка труда. В Финляндии очень хорошо развита и в последнее время усовершенствована система прогнозирования навыков, сочетающая качественные и количественные методы (сноска: новый форум, организованный Министерством образования и культуры и Национальным агентством образования, заменил национальные комитеты по образованию и подготовке в вопросах оценки навыков в соответствии с запросами рынка труда. Девять рабочих групп рассматривают различные профессиональные области, консультируясь с работодателями, работающими и другими заинтересованными лицами и экспертами). В то же время представители бизнеса выражают мнение, что программы высшего образования слишком узконаправленны. К тому же, навыки, приобретаемые во время получения докторской степени, недостаточно соответствуют потребностям рынка труда: об этом свидетельствует тот факт, что число выпускников докторских программ, работающих на финских предприятиях, небольшое в сравнении с другими странами ЕС. Другие препятствия связаны с трудностями перехода с одной программы обучения на другую или из одного университета в другой; а также со слишком продолжительным временем, которое требуется студентам, чтобы завершить программу обучения(OECD 2017a). Реформа образовательных программ высшего образования нацелена на то, чтобы усилить овладение межотраслевыми компетенциями.

 

Вставка 2: Карьерный трекинг выпускников в Финляндии

Политехнические институты и университеты в Финляндии участвуют в развитии карьерного трекинга выпускников школ посредством участия в трех национальных проектах при поддержке фонда ESF. Эти проекты (AMKistauralle -FromUAStoCareer, LATUAandTöissä.fi) реализуются в трех направлениях:

— развитие системы карьерных маршрутов в вузах для того, чтобы учесть различные информационные потребности;

— поддержка систематического использования системы знаний в вузах и карьерное консультирование;

— организация карьерного трекинга в системе высшего образования в целях обеспечения полного охвата и сопоставимости данных.

Проекты дадут исчерпывающую и актуальную информацию о карьерных результатах выпускников.

Uraseurannat: http://uraseurannat.wordpress.tamk.fi/

      1. 7. Модернизация профессионального образования и поддержка образования взрослых

 

Доля учащихся старших классов средней школы (ISCED 3) в Финляндии, обучающихся в системе профессионально-технического образования и подготовки (VET) незначительно выросла в 2015 году. Сейчас это значение составляет 71,3 %, что значительно выше среднего по ЕС значения 47,3 %. Доля трудоустроенных выпускников профессионально-технических образовательных учреждений в 2016 году составила 77,1 %, что выше среднего значения по ЕС (75 %). Охват взрослого населения системой образования в Финляндии один из самых высоких в ЕС. Он вырос за период с 2000 по 2016 гг. до 26,4 % (вреднее значение по ЕС — 10,8 %). Почти 20 %учащихся профессионально-технических учреждений учатся по программам, предусматривающих совмещение трудовой деятельности и обучения (сноска: большинство программ обучения включают производственную практику, которая не учитывается в данных Евростата, так как не соответствует некоторым условиям индикаторов ESTAT). Возможности для обучения на рабочем месте, такие как программы стажировки на производстве, получают все большее распространение в рамках традиционной профессиональной подготовки. Эти учащиеся обычно старше: около 81 % всех студентов-стажеров старше 25 лет. В 2015 году женщины составляли около 55 % всех стажеров, и их доля растет, например, более 69 % женщин относятся к возрастной группе 55-59 лет (сноска: в возрастной группе до 20 лет мужчин немного больше, чем женщин).

Профессионально-техническое образование и подготовка в Финляндии будут полностью реформированы. В июне 2017 года правительство приняло новый акт о профессионально-техническом образовании с целью сделать это образование оптимально отвечающим требованиям настоящих и будущих изменений рынка труда. Этот акт планируется реализовывать в 2018 году. Ключевым элементом является изменение ориентации с предложения на спрос. Объединение профессиональных учебных заведений для молодежи и взрослого населения в одной структуре с единым управлением, системой регулирования и моделью финансирования должно сделать всю систему более экономной и эффективной (сноска: уменьшение количества институтов по всей стране может в то же время повысить риск неравенства, так как расстояние между местом проживания и обучения людей может увеличиться). Будет введена новая модель финансирования, нацеленная на повышение эффективности, к примеру, через снижение числа отчисленных с программ обучения. Правда, существует риск снижения доступности к обучению в некоторых регионах. Реформа представляет введение индивидуализированных маршрутов. Эти маршруты будут завершаться либо получением квалификации, либо получением ряда дополнительных навыков для уже работающей молодежи и взрослого населения. Более гибкие маршруты должны упростить, особенно для взрослого населения, совмещение работы и обучения. Выявление уже имеющихся у таких студентов навыков должно ускорить получение ими работы. Еще одним важным элементом реформы является новая национальная рамка квалификаций Финляндии (NQF) (сноска: Квалификационная рамка NQF и другие модули компетенций введены в действие 1 марта 2017 года. Они позволяют классифицировать квалификации, учебные программы и другие модули системы обучения и квалификаций по восьми уровням на основе профессиональных требований. Рамка помогает единообразно описать знания, умения и компетенции различных квалификаций, учебных программ и модулей компетенций, тем самым способствуя международной мобильности, сотрудничеству и экспорту образования, а также признанию квалификаций Финляндии за границей). Цифровая образовательная среда и новые педагогические подходы (например, современные симуляторы) будут иметь большое значение. Планируется также распространение обучения на рабочем месте и создание новой модели соглашения об обучении.

Профессионально-техническое обучение помогает интегрировать беженцев и мигрантов. Хотя число иммигрантов и беженцев снизилось после большого всплеска в 32500 человек в 2015 году, что оказалось в 9 раз больше, чем в 2014 году (сноска: это составило 10 % от общего числа иммигрантов и беженцев, уже находящихся в Финляндии), возросшие иммиграционные потоки создают определенные последствия для сектора образования. Процесс выявления навыков иммигрантов и их квалификационных компетенций развивается при участии образовательных учреждений (сноска: страница сайта Министерства: Maahanmuuttajienkoulutuspolutjaintegrointi – kipupisteetjatoimenpide-esitykset [Integrationofrefugeesandeducationpaths – challengesandmeasures] http://www.minedu.fi/OPM/Julkaisut/2016/maahanmuuttajien_koulutuspolut_integrointi.html).Министерство образования и культуры выделит 20 млн. евро на субсидии для получения иммигрантами профессионального образования в рамках целевой программы в целях содействия их интеграции в рынок труда. Эта программа совмещает изучение языка с профессиональным обучением и призвана содействовать признанию компетенций иммигрантов.

 

      1. 8. Ссылки

 

BiGGAR Economics (2017) Economic Contribution of the Finnish Universities. http://www.unifi.fi/wp-content/uploads/2017/06/UNIFI_Economic_Impact_Final_Report.pdf

CEDEFOP Finland Skills forecasts up to 2025. http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/finland-skills-forecasts-2025

European Commission Europe’s Digital Progress Report 2017. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/europes-digital-progress-report-2017

European Commission (2017) Country Report Finland. https://ec.europa.eu/info/files/2017-european-semester-country-report-finland_en

Finnish Ministry of Finance (2017) National Reform Programme. https://ec.europa.eu/info/files/finland-national-reform-programme_en

Finnish Ministry of Education and Culture, (2017) Finnish Country Note on Transitions in ECEC. http://minedu.fi/en/Publication?pubid=URN:ISBN:978-952-263-481-8

Finnish Ministry of Education and Culture, (2017) National Report PISA 2015. http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/79052/okm41.pdf?sequence=1

Hatak, Isabella; Reiner, Elisabeth (2011): Entrepreneurship Education in Secondary Schools. Education systems, teaching methods and best practice – a survey of Austria, Finland, France, Germany, Italy, Spain, Sweden. https://www.wu.ac.at/fileadmin/wu/d/ri/ricc/Forschung/Laufende_Projekte/researchreport2011_1.pdf

Lintuvuori, Ahtiainen, Hienonen, Vainikainen&Hautamäki (2014) Osaava-ohjelma 2010-2013: Selvityksen loppuraportti. https://tuhat.helsinki.fi/portal/en/persons/meri-lintuvuori%2840a8ced4-9648-4bc9-b7c6-1f229b00a47a%29.html

OECD (2016a), Education at a Glance. http://www.oecd.org/edu/education-at-a-glance-19991487.htm

OECD (2016b) PISA 2015 Results. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD, (2016c) PISA Low-Performing Students. http://www.oecd.org/edu/low-performing-students-9789264250246-en.htm

OECD (2017a) Reviews of Innovation Policy: Finland. http://www.oecd.org/finland/oecd-reviews-of-innovation-policy-finland-2017-9789264276369-en.htm

      1. 9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покинувших обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_uoe_enra10 + tps00179

Уровень занятости недавних выпускников

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни

trng_lfse_03

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

Мобильность в образовании

educ_uoe_mobg03

 


  1. 9. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: Европейская комиссия/Агентство по образованию, аудиовизуальной и культурной продукции (АОАКП)/Eurydice, 2016. Структура европейской образовательной системы 2016/2017:схематическая диаграмма. Eurydice-факты и цифры. Люксембург: Издательство Европейского союза.

Ичточник — Education and Training Monito_2017_Netherlands