Индикаторы состояния системы образования в 2016 году. Нидерланды

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2016 году. Нидерланды / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/407-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2016-godu-niderlandy.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; заведующий лабораторией СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: заведующий лабораторией СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

 

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

Источник: данные Генеральной дирекции по образованию и культуре на базе данных Евростата (LFS 2015) и OECD (PISA 2012).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

2.Основные тезисы

 

  • Система образования Голландии показывает одни из лучших результатов в ЕС, в частности по таким параметрам как охват населения системой образования и ухода за детьми младшего возраста, доля неуспевающих учащихся в возрасте 15 лет и доля населения с третичным образованием.
  • Изменения в системе финансирования высшего образования дают возможность повысить качество образования, однако их влияние на общедоступность и неравенство в образовании будет требовать проведения дополнительных тщательных исследований.
  • Меры, принятые для повышения привлекательности профессии педагога особенно важны, поскольку прогнозируется дефицит учителей.
  • Дифференциация методов обучения в соответствии с потребностями учащихся во все более неоднородных классах для поддержки и мотивации каждого ученика к достижению своего потенциала, все еще остается вызовом.

3. Инвестиции в образование для решения проблем, связанных с демографией и профессионализмом

 

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП оставались постоянным и на уровне 5,4 % в 2014 году по сравнению с 2013 годом, и выше среднего значения по ЕС, которое составило 4,9 % (сноска: Евростат, База данных общих государственных расходов (COFOG)). В 2013 году годовые расходы на одного ученика, пользующегося ППС (паритет покупательной способности) составили 7315 евро в системе начального образования, 8977 евро в системе общего среднего образования и 13944 евро в системе третичного образования. Для начального образования расходы были немного ниже, чем в среднем по ЕС, а для общего среднего и третичного образования расходы были выше среднего по ЕС значения(OECD 2016a).

С сентября 2015 года студенты получили возможность брать льготные займы у государства на оплату образования. Эта система заменила систему частичного субсидирования получения третичного образования.Государственные чиновники заявляют, что сэкономленные в результате этой реформы средства будут вкладываться в высшее образование в сумме 600 миллионов евро в 2018 году и возрастая в дальнейшем до более 600 миллионов евро ежегодно с 2025 года. Помимо этого высшие учебные заведения согласились ежегодно инвестировать 200 миллионов евро в период с 2015 по 2017 год (Министерство образования, культуры и науки 2015а).

Уровень занятости населения в возрасте 25-64 лет выше, чем в среднем по ЕС, но этот уровень различается для разных уровней квалификации, как и в других странах ЕС. В 2015 году уровень занятости в Нидерландах составил 60% среди населения с самым низким уровнем образования (ISCED 0-2), 78,2 % среди тех, кто имеет законченное среднее образование или среднее профессиональное образование (ISCED 3-4) и 88,2 % среди населения с третичным образованием (ISCED 5-8)(сноска: Евростат, База данных по уровню занятости в зависимости от пола, возраста и уровня образования).

4. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Тенденция последних лет по снижению числа не завершивших обучение осталась прежней и в 2015 году. В 2015 году уровень не завершивших обучение составил 8,2 %, что близко к национальным целевым показателям Европы 2020 – 8 %. На рисунке 2 показано, что мальчики в полтора раза чаще бросают школу, чем девочки, однако снижение уровня не закончивших школу отмечается и для тех и для других.

Национальное исследование показывает, что число учащихся, бросивших школу в 2014/2015гг. составляло 24451 человек, включая тех, кто покинул школу в период 2014-2015гг. Это свидетельствует о значительном спаде по сравнению с 71000 учащихся в 2001/2002гг. и ниже, чем намеченная Министерством образования цель на 2016 год в 25000 человек. Этот спад, по крайней мере, частично, является результатом успешной реализации региональной программы Министерства образования 2007 года. В рамках этой программы с муниципалитетами и образовательными организациями в 39 регионах по всей стране были заключены особые соглашения. Ключевые элементы этой программы включали:

  • повышение эффективности взаимодействия между муниципалитетами и образовательными организациями;
  • финансирование в зависимости от результатов;
  • акцент на превентивных мерах, например, на дополнительном сопровождении перехода учащихся с уровня среднего образования на уровень профессионального образования;
  • автономия регионов с мониторинговым контролем на региональном и школьном уровнях (Правительство Голландии 2016).

После окончания действия соглашения в 2015 году федеральное правительство продолжило оказывать поддержку регионам: финансированием, мониторингом и поддержкой административных служб, работающих с институтами профессионального образования. Была поставлена новая цель: не более 20 000 учащихся, оставивших школу к 2021 году (Министерство образования, культуры и науки 2016а).

Рисунок 2. Снижение уровня учащихся, оставивших школу (%) в Нидерландах.

Источник: Евростат. Онлайн код данных: edat_lfse_02

Почти все дети в Нидерландах охвачены системой образования и ухода за детьми младшего возраста (ECEC). По сравнению со средним по ЕС значением 94,3 %, в Нидерландах этой системой охвачено 97,6 % детей в возрасте с 4 лет. Число трехлетних детей, охваченных системой дошкольного образования составляет 83 %, что также выше среднего по ЕС (74 %) (OECD 2016а). Повышение доступности системы дошкольного образования является особенно актуальным, так как большинство детей, не охваченных этой системой, живут в семьях с низким доходом (CBS 2015). Приняты новые меры помощи родителям по предоставлению доступа их детей в дошкольные заведения (Министерство социальных дел и трудоустройства 2016). Расширение доступа в дошкольные заведения должно снизить неравенство в образовании. Есть два аспекта, вызывающих беспокойство руководителей системы ECEC в Нидерландах: отсутствие учебных программ и среднее или низкое качество образования (OECD 2016a). В отчете рекомендуется: 1) разработать план учебных программ, 2) развивать и стандартизировать квалификационную рамку и обучение персонала, и 3) двигаться в сторону единого национального подхода с компонентом, адаптированным под локальные потребности.

По результатам программы PISA2012 года Нидерланды показывают хорошие результаты по качеству образования учащихся средней школы (5-8 классы). Число учащихся с низким уровнем намного ниже среднего по ЕС уровня, а разницу в 18,8 % в результатах по математике можно объяснить различием в показателях для населения разного социально-экономического статуса в Нидерландах в сравнении со средним по ЕС значением в 21 %. Влияние социально-экономического статуса на результаты обучения, таким образом, ниже, чем во многих других странах (OECD 2013a). Несмотря на в целом хорошие результаты, Инспекция по образованию обращает особое внимание на проблему неравенства в образовании. Если рассмотреть группу учащихся со средними когнитивными (познавательными) результатами, то 55 % учащихся, имеющих высокообразованных родителей, получают высшее образование, и только 26 % учащихся получают высшее образование, если их родители низко образованы (Инспекция по образованию 2016а). Причиной роста неравенства в образовании может быть ранний трекинг (разделение на потоки), а также низкие возможности смены траектории обучения (Van de Werfhorst et al. 2015;OECD2016b).

В августе 2014 года была ведена программа «Подходящее образование» («Education that suits»). C тех пор каждая школа обязана соблюдать интересы учащихся: предоставлять каждому ребенку, в том числе детям с особыми образовательными потребностями, необходимые условия для обучения, предпочтительно в общем потоке учащихся. Региональные партнеры принимают меры по поддержке этой программы в регионе. Эта поддержка включает помощь в размещении детей в специальных образовательных учреждениях, если обычная школа не может предоставить необходимые условия и сопровождение. Предварительные данные показывают тенденцию инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в общий поток учащихся. Доля учащихся начальной и средней школы, обучающихся по специальным программам обучения, снизилась в период с 2014 по 2015 гг. (Министерство образования, культуры и науки 2015b) (сноска: последний отчет о реализации программы «Подходящее образование» можно найти здесь https://www.passendonderwijs.nl/beleidsdoc/kamerkamerbrief-negende-voortgangsrapportage-passend-onderwijs).

Исследование PISA, в частности, показало, что в Нидерландах немного учащихся, показывающих выдающиеся результаты. В ответ на этот вызов в Нидерландах была разработана программа поддержки выдающихся учеников (сноска:). Другие меры – например, программа «Подходящее образование» также вносят свой вклад в поддержку одаренных учащихся . Результаты исследования, проведенного Инспекцией по образованию (2015а, 2015 b) показывают, что недавние выпускники программ подготовки учителей неудовлетворенны своими возможностями варьировать обучение для разных учеников в классе. Исследование TALIS показывает, что только 20,2 % учителей дифференцируют обучение, что является самым низким показателем из 33 участвующих в исследовании стран (OECD 2014)).

До 2013 года за счет беженцев в среднем каждый год в общеобразовательных школах появлялось около 2400 новых учеников. После этого набор значительно вырос и составил 4900 учеников в 2014 году и 12700 – в 2015 году (Министерство образования, культуры и науки 2016b). За предоставление беженцам образования отвечают муниципалитеты, которые совместно со школами решают эту проблему.Существует тенденция предоставления детям беженцев возможности изучать голландский язык во второй половине учебного дня, а в первой – получать общее образование вместе с остальными школьниками. Школы, где учатся дети беженцев, имеют право на особые условия финансирования, а также при необходимости могут обращаться за дополнительным финансированием в Министерство (Maatwerk bekostiging). Дополнительную поддержку оказывает также организация LOWAN (сноска: Эта организация осуществляет поддержку беженцам, в том числе финансовую, коммуникативную и материальную, а также помогает повысить квалификацию или принять участие в программах по обмену) а особая поддержка школ и учителей по работе с травматизированными детьми проводится организациями Tussenspelи Augeu(Министерство образования, культуры и науки 2016с).

Антирадикализация становится все более важной темой и является первоочередной задачей Организации по обеспечению безопасности в школах ((StichtingSchool&Veiligheid)). Используя свой веб-сайт и публикации, эта организация распространяет информацию о том, что такое антирадикализм и той важной роли, которую играет в этом вопросе школа. Школы имеют возможность провести у себя бесплатные занятия по антирадикализму, предлагаемые этой организацией.

5. Модернизация школьного образования

 

В 2015 году Министерство образования инициировало проведение общенационального обсуждения учебного плана общеобразовательной школы. Главной темой дискуссии было то, какие знания и умения должны осваивать дети в начальной и средней школе для того, чтобы уметь эффективно действовать в стремительно меняющемся обществе. В специальную комиссию по публичному обсуждению этого вопроса вошел широкий ряд заинтересованных сторон. Главными элементами итоговых рекомендаций этого комиссии стали следующие тезисы:

  • Учебный план должен включать небольшое стабильное ядро знаний и умений. Школам должна быть дана свобода в дальнейшей доработке учебного плана в зависимости от потребностей учащихся в ней детей. Определены три основные группы знаний: люди и общество, природа и технология, язык и культура.
  • Метапредметные навыки жизненно важны для эффективной деятельности в обществе и должны формироваться в рамках всех учебных предметов.
  • Школы должны способствовать развитию таких метапредметных навыков как умение учиться, креативность, критическое мышление, решение задач (problem-solving) и сотрудничество(Platform Onderwijs 2032 2016).

В настоящее время при участии учителей, родителей и исследователей эти рекомендации совершенствуются. По результатам этой работы будут внесены соответствующие изменения (Министерство образования, культуры и науки 2016d).

Параллельно с реализацией Программы для учителей 2013-2020 (Teachers Agenda) Министерство образования приняло меры по улучшению качества образования, подготовки учителей и карьерных возможностей для учителя(Европейская комиссия 2015). Несмотря на позитивное влияние этих мер на качество педагогического образования, Нидерланды столкнулись с растущим дефицитом учителей. В начальной школе ожидается дефицит в 4 000 учителей к 2020 году, а к 2025 году ожидается нехватка от 8 000 до 10 000 учителей (незанятые полные ставки). В системе среднего образования ожидается дефицит учителей таких предметов как математика, естественные науки и иностранные языки (Fontein et al. 2015).

Этот дефицит главным образом является результатом недостаточного количества студентов, поступающих на программы подготовки педагогов. Меры, принятые для повышения качества педагогического образования и карьерных возможностей для учителей пока не привели к увеличению числа поступающих на программы педагогической подготовки. Фактически число поступающих на программы обучения учителей начальной школы упало с 5 100 человек в 2014 году до 3 400 человек в 2015 году. Причиной этого возможно является недавнее ужесточение требований для поступающих, касающихся их когнитивных умений («cognitive skills»). Число поступающих на программы подготовки учителя средней школы также снизилось до 3 800 человек в 2015 году, по сравнению со значением 4 200 в 2014 году(Onderwijs in Cijfers 2016). Разработка многоступенчатой шкалы оплаты труда учителяи увеличение разнообразия карьерных возможностей может повлиять на привлечение лучших учащихся в педагогическую профессию (OECD 2016).

Данные исследования PISA 2012 показывают, что Нидерланды – одна из четырех стран, в которых ученики активно используют на уроках информационные и коммуникационные технологии (OECD 2015). Более 50 % педагогов системы общего образования говорят о том, что цифровые обучающие материалы («digital learning materials») помогают им лучше дифференцировать обучение для разных учащихся (Kennisnet 2015). Чтобы повлиять на рост владения базовыми навыками счета, в 2013/2014 гг. был создан национальный тест на математические способности для среднего и профессионального образования. Сегодня этот тест является обязательным для всех учащихся, а его результаты заносится в документ об образовании. С 2015/2016 гг. успешное выполнение этого теста является обязательным условиям получения диплома.

Директора школы также играют важную роль в улучшении качества образования. Несмотря на меры, принятые с целью повышения «качества» школьных директоров, многие из них все еще нуждаются в развитии таких важнейших компетенций как лидерство в образовании и способность управлять человеческими ресурсами (OECD 2016b). Правительство Голландии признает, что здесь требуется систематическая лидерская стратегия, способствующая эффективной командной работе, и разрабатывает программу введения в должность для новых директоров школ, а также совершенствует систему непрерывного профессионального развития(OECD 2016b) (сноска: https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/05/25/kamerbrief-over-resultaten-doorlichting-nederlands-onderwijsstelsel).

Рамка 1: «Лучшие школы»

С 2012 года голландские школы начального, среднего и специального образования могут подавать заявку на присуждение статуса «лучшая школа». Целью является поощрение высокорезультативных школ, выделяя их на фоне остальных по определенному направлению. Школы могут подавать заявку на получение этого статуса после ее утверждения на своем школьном совете. Инспекция по образованию отвечает за проведение процедуры. Инспекция оценивает качество общего образования в школе, а группа назначенных независимых экспертов оценивает доказательства исключительности школы. Эта инициатива способствует стремлению школ делиться продуктивными практиками и демонстрировать свое высокое качество обществу.

Процедура подачи заявки и профиль достижений:

Школы заполняют онлайн заявку и формы самооценки, отражающие профиль их достижений. Профили достижений не определены заранее, школы решают сами, в какой области они считают себя лучшими. Например, профили могут быть такими:

  • выдающаяся школа по содержанию образования (например, инновационный подход к обучению предпринимателей);
  • лучший подход к учету индивидуальных особенностей учащихся, с особым вниманием к какой-то особой группе и ее развитию (например, эффективный подход к поддержке обучающихся с особыми образовательными потребностями);
  • вдохновляющий и мотивирующий подход к обучению (например, уникальное использование цифровых обучающих материалов);
  • инновационный способ исполнения школьной социальной роли (например, специальный проект по повышению вовлеченности родителей).

Оценивание качества образования и профиля достижений:

Высокий уровень качества общего образования в школе является обязательным условием участия в конкурсе. Поэтому Инспекция по образованию оценивает общее качество обучения в школе (сноска: основные критерии оценки: результаты обучения; процесс обучения; безопасная, поддерживающая стимулирующая школьная среда; контроль качества, а также планы развития и финансовая ситуация в школе). Если это качество достаточно высоко, специальная группа экспертов рассматривает данные, подтверждающие уникальность школы, оценивая качество, результаты, методы оценки и конкретные планы по совершенствованию выбранного направления, его поддержку в школе и за ее пределами, а также устойчивое развитие. Два эксперта посещают школу. После этого группа экспертов составляет отчет, в котором отражена вся собранная информация, отмечены все положительные результаты и даны рекомендации по дальнейшей доработке, если она требуется.

Присуждение статуса «лучшая школа»:

Группа экспертов дает рекомендацию Инспекции по присвоению школе статуса «лучшая школа». Статус присуждает Главный инспектор, и этот статус действует три года. Польза от процесса работы над заявкой есть даже тем школам, которым статус не присваивают, поскольку они получают благодарность и рекомендации экспертов. Общие сведения о числе заявок и числе школ, имеющих статус «лучшая школа» с 2012 года, приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. Число заявок и число выдающихся школ в 2012-2015 гг.

6. Модернизация высшего образования

 

Число лиц, имеющих третичное образование, в возрасте 30-34 года в Нидерландах возросло с 44,6 % в 2014 году до 46,8 % в 2015 году. Это намного выше национального целевого показателя Европы 2020, составляющего 40 %, и ожидается, что эта цифра будет оставаться стабильно выше 40 % (Правительство Нидерландов 2016). Уровень трудоустройства недавних выпускников (сноска: люди в возрасте 20-34 года, закончившие вуз 1-3 года назад) также достаточно высок и в 2015 году составил 90,9 %, по сравнению со средним по ЕС значением 81,9 %. Разница в наличии третичного образования у коренного населения Голландии и родившихся за ее пределами все еще остается больше, чем в среднем по ЕС, хотя и снизилась в период 2014-2015гг. Среди коренного населения этот уровень вырос с 47,4 % до 48,2 %, а среди лиц иностранного происхождения – с 31,0 % до 36,2 %.

Национальные данные показывают, что уровень безработицы среди выпускников университетов через полтора года после выпуска упал с 10 % в 2013 году до 7 % в 2015 году. Меньше 5 % выпускников, получивших образование в сферах, связанных с техникой, здоровьем, образованием и экономикой, являются безработными, в сравнении с 10 % выпускников, получивших образование в сфере языков и культуры (VSNU 2016). Такие же выводы можно сделать о соответствующих показателях в университетах, где изучают прикладные науки: уровень безработицы этих выпускников через полтора года после выпуска снизился с 7,3 % в 2013 году до 5,5 % в 2015 году (сноска: Безработными выпускниками университетов считаются все, кто работает менее 12 часов в неделю. Для выпускников университетов прикладных наук этот показатель — менее 1 часа в неделю). Разница между выпускниками, обучающихся в одном университете в разных сферах также есть, но не такая значительна, как среди выпускников разных университетов(Vereniging Hogescholen 2016). Большинство выпускников университетов и университетов прикладных наук находят работу в соответствии со специальностью, указанной в дипломе (69 % и 77 % соответственно), а также в сфере, близкой к специальности (74 % и 75 % соответственно).

Вслед за изменениями в системе частичного покрытия расходов на обучение за счет грантов (см. раздел 3), число поступающих в вузы упало. Из всех студентов, имеющих право поступать в вуз, только 64 % поступили туда сразу после окончания предшествующего уровня образования в 2014/2015 гг. по сравнению с 71 % в 2013/2014 гг. (Research Ned 2016) (сноска: включая студентов, которые получили профессиональное образование, 40-50 % из которых идут в вузы.) Это может частично объясняться тем, что в силу вступила новая система финансирования обучения. Число студентов, принявших решение сделать годовой перерыв перед тем, как поступать в вуз, резко снизилось в 2013/2014 гг. по сравнению с предшествующими годами. Возможно на это повлияло введение новой системы финансирования. По сравнению с 2011/2012 гг. число поступающих в вузы упало в целом на 2 %. Дополнительное беспокойство вызывает падение доли студентов, чьи родители не имеют высшего образования. Эта доля упала на 7 % в университетах прикладных наук и на 4 % в университетах с 2014/2015 по 2015/2016 гг. (Research Ned 2016). Министерство образования проводит мониторинговые исследования, чтобы проверить, не скажется ли изменение системы финансирования на доступности высшего образования и неравенство в образовании в долгосрочной перспективе

Пилотный проект новой системы аккредитации (accreditatiestelsel 3.0) планируется в 2017 году. Главным элементом новой системы аккредитации будет повышение ответственности образовательных учреждений. К тому же новая система должна привести к ясному разделению между двумя функциями аккредитации: 1) доказательство соответствия базовым стандартам качества (сноска: ответственность аккредитирующей организации) и 2) повышению качества образования (сноска: посредством независимой экспертной оценки).

7. Модернизация профессионального образования и поддержка образования взрослых

 

Уровень занятости недавних выпускников старшей средней школы также выше среднего по ЕС на 2015 год и составляет 85,8 % по сравнению с 74,1 %. Охват взрослого населения системой непрерывного образования постоянно растет и составил в 2015 году 18,9 %, в то время как среднее по ЕС значение этого показателя составило 10,7 %.

В последнее время структура квалификаций в старшей профессиональной школе была пересмотрена с целью повышения ее эффективности, транспарентности (прозрачности), гибкости и инновационности. Новая структура состоит из «квалификационных дел», включающих одну и более квалификаций. Каждому «делу» соответствуют свои требования к получению диплома о профессиональном образовании или подготовке (VET). Число квалификационных дел уменьшилось с 237 до 176, а число специальностей уменьшилось с 613 до 487. К тому же содержание дел и квалификаций (специальностей) упростилось и приблизилось к сути профессий, поэтому теперь их легче обновлять. Предметы по выбору теперь входят во все квалификации, давая возможность региональным институтам откликаться на региональные инновационные инициативы, а также помогая учащимся подготовиться к переходу в систему высшего образования (сноска: например, курсы обучения немецкому языку на приграничных территориях, технические курсы подготовки студентов-медиков к инновациям или курсы дополнительного языка или математики для подготовки к высшему образованию)(Regieteam herziening mbo 2016).

В 2015 году исходные условия Регионального Инвестиционного Фонда были расширены для того, чтобы дать больше возможностей школам профессионального обучения (VET) для создания инновационного образования в тесном сотрудничестве с компаниями. Этот фонд был создан для поддержки инновационного образования в партнерстве с региональными участниками, и интерес профессиональных школ и компаний к фонду в последнее время постоянно растет. Начал работу пилотный проект, в котором профессиональные школы могли проектировать квалификацию, работая совместно с участниками рынка труда. Целью работы фонда является предоставление школам большей свободы в адаптации программ профессионального обучения с тем, чтобы студенты получали самые актуальные знания и навыки для будущей профессии. Также были приняты меры, чтобы улучшить качество проведения экзаменов в профессиональных школах. Эти меры, в частности,включали в себя появление нормативных требований к экзаменационным комиссиям для того, чтобы сделать их более объективными и способными выполнять свои задачи более эффективно.

В рамках Плана по содействию грамотности была разработана новая программа обучения взрослых «Рассчитывай на навыки»(TelmeemetTaal). Целью этой программы является улучшить языковые навыки и социальное участие (включая найм на работу) по крайней мере45 000 голландских граждан с 2016 по 2018 гг. Эта программа также ставит целью усиление регионального сотрудничества по предотвращению и борьбе с безграмотностью, а также по повышению качества и доступности программ обучения языку на местном и региональном уровнях. Для достижения этих целей программа предлагает поддержку муниципалитетам, отделам обслуживания обучения и занятости населения, организаторам обучения языку, работодателям, школам, библиотекам и другим социальным организациям, содействующим развитию проекта инструментами, методами, знаниями и экспертным мнением.

8. Ссылки

 

CBS (2015), Peuters lage-inkomensgroepen blijven vaker thuis, https://www.cbs.nl/nl-nl/nieuws/2015/39/peuters-lage-inkomensgroepen-blijven-vaker-thuis

ПравительствоНадерландов (2016), Nederlands Nationaal Hervormingsprogramma 2016, http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/csr2016/nrp2016_netherlands_nl.pdf

Европейскаякомиссия (2015), Индикаторы состояния системы образования 2016: Нидерланды, http://ec.europa.eu/education/tools/et-monitor_en.htm

Fontein, P., Adriaens, H., Den Uijl, M., & De Vos, K. (2015), De toekomstige arbeidsmarkt voor onderwijspersoneel po, vo en mbo 2015-2025: Update oktober 2015, http://www.voion.nl/publicaties/de-toekomstige-arbeidsmarkt-voor-onderwijspersoneel-po-vo-en-mbo-2015-2015

Инспекцияпообразованию (2015a), Beginnende leraren kijken terug: Onderzoek onder afgestudeerden. Deel 1: De PABO, http://www.onderwijsinspectie.nl/publicaties/2015/03/beginnende-leraren-kijken-terug.html

Инспекцияпообразованию (2015b), Beginnende leraren kijken terug: Onderzoek onder afgestudeerden. Deel 2: De tweedegraads lerarenopleiding, http://www.onderwijsinspectie.nl/publicaties/2015/10/beginnende-leraren-kijken-terug-deel-2- tweedegraads-lerarenopleiding.html

Инспекция по образованию(2016a), De Staat van het Onderwijs: Onderwijsverslag 2014/2015, http://www.destaatvanhetonderwijs.nl/downloaden

Инспекцияпообразованию(2016b), Excellente Scholen 2016: Informatie over het traject Excellente Scholen in 2016 en een terugblik op 2015, http://www.onderwijsinspectie.nl/binaries/content/assets/excellente-scholen/brochure-excellente-scholen-2016.pdf

Kennisnet (2015), Vier in balans-monitor 2015, https://www.kennisnet.nl/publicaties/vier-in-balans-monitor/

Министерство образования, культуры и науки (2015a), Rijksbegroting 2015: VIIOnderwijs, Cultuuren Wetenschap, https://www.rijksoverheid.nl/documenten/begrotingen/2014/09/16/viii-onderwijs-cultuur-en-wetenschap-rijksbegroting-2015

Министерствообразования, культурыинауки (2015b), Passend onderwijs: Achtste voortgangsrapportage december 2015, https://www.rijksoverheid.nl/documenten/rapporten/2015/12/07/passend-onderwijs-achtste- voortgangsrapportage-december-2015

Министерствообразования, культурыинауки (2016a), Minderjongerenvoortijdigvanschool, http://www.aanvalopschooluitval.nl/actueel/bericht/minder-jongeren-voortijdig-van-school

Министерствообразования, культурыинауки (2016b), Nadere informatie over asielzoekerskinderen in het onderwijs, https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/05/20/kamerbrief-met-nadere-informatie-over-asielzoekerskinderen-in-het-onderwijs

Министерствообразования, культурыинауки (2016c), Informatiedocument voor gemeenten, scholen en schoolbesturen over onderwijs aan nieuwkomers bij de vestiging van een opvanglocatie of bij de komst vanleerplichtige nieuwkomers, http://www.lowan.nl/wp-content/uploads/2016/01/Informatiedocument_asielzoekers_en_nieuwkomers_PO_en_VO_doc.pdf

Министерство образования, культуры и науки (2016d), Voorstelvervolgonderwijs 2032, https://www.tweedekamer.nl/kamerstukken/detail?id=2016D17271&did=2016D17271

Министерствосоциальныхделитрудоустройства (2016), Bestuurlijkeafspraken: eenaanbodvoorallepeuters, https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/04/26/kamerbrief-over-bestuurlijke- afspraken-een-aanbod-voor-alle-peuters

OECD (2013a), РезультатыPISA 2012:Ксовершенствучерезравенство: шанс успеха для каждого ученика(VolumeII), http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-volume-ii.htm

OECD (2013b), РезультатыPISA 2012: Готовыучитьсявовлекать, вестииверитьвсебя (Volume III), https://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-volume-iii.htm

OECD (2014), РезультатыTALIS 2013: Преподавание и обучение в международной перспективе, http://www.oecd-ilibrary.org/education/talis-2013-results_9789264196261-en

OECD (2015), Ученики, компьютеры и обучение: создание связей, http://dx.doi.org/10.1787/9789264239555-en

OECD (2016a), Коротко об образовании 2016: индикаторы OECD, http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/education-at-a-glance-2016-indicators.htm

OECD (2016b), Нидерланды 2016: Основы для будущего, http://www.oecd.org/publications/netherlands-2016-9789264257658-en.htm

Onderwijs in Cijfers (2016), Lerarenopleidingen, http://www.onderwijsincijfers.nl/kengetallen/sectoroverstijgend/personeel/lerarenopleiding

Regieteam herziening mbo (2016), Herziening mbo: Wat is het?, http://www.herzieningmbo.nl/de-herziening/inhoud/

ResearchNed (2016), Monitor beleidsmaatregelen 2015: Studiekeuze, studiegedrag en leengedrag in relatietot beleidsmaatregelen in het hoger onderwijs, 2006-2015, https://www.rijksoverheid.nl/ministeries/ministerie-van-onderwijs-cultuur-en- wetenschap/documenten/rapporten/2016/04/19/monitorrapportage-studievoorschot

Van de Werfhorst, H., Elffers, L, & Karsten, S. (2015), Onderwijsstelsels vergeleken: Leren, werken en burgeschap, http://www.didactiefonline.nl/../images/stories/Nieuws/Werfhorst_definitief.pdf

Vereniging Hogescholen (2016), Feiten en cijfers: HBO-Monitor 2015: De arbeidsmarktpositie van afgestudeerden van het hbo, http://www.vereniginghogescholen.nl/actueel/actualiteiten/81-van-afgestudeerde-hbo-ers-heeft-binnen-3-maanden-baan

VSNU (2016), Academici op de arbeidsmarkt: Rapport aansluiting arbeidsmarkt, http://www.vsnu.nl/files/documenten/Feiten_en_Cijfers/Academici-op-de-arbeidsmarkt.pdf

9. Приложение. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покинувших обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_ipart (2011), educ_uoe_enra10 (2014)

Уровень занятости недавних выпускников.

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни

trng_lfse_01

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

Мобильность в образовании

educ_uoe_mobg03

              Источник:

http://kursobr.ru/../images/Education_and_Training_Monitor_2016.pdf