Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Великобритания

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Великобритания / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/405-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-velikobritaniya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

 

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

Источник: данные DG Educationand Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

2.Основные тезисы

 

  • По целевым индикаторам в области образования и подготовки 2020 Великобритания показывает сравнительно высокие результаты.
  • Результаты исследования PISA за 2015 год показывают, что уровень базовых навыков учащихся Великобритании по естественнонаучным предметам, математике и чтению стабилен с 2006 года, относительно высок и объективен.
  • Равенство является принципиальной стратегической целью во всех четырех частях Великобритании, а уровень общественных дискуссий по вопросам подходов к такой стратегии высок, особенно в Англии.
  • Неравномерное финансирование школ сегодня является главной причиной реструктуризации финансирования школ в Англии.
  • Низкий процент учителей, остающихся в профессии, требует значительных усилий от кадровой системы и системы подготовки учителей, а также приводит к большим расходам.
  • Великобритания занимает одну из самых высоких позиций в Евросоюзе по доле населения с третичным образованием.

3. Борьба с неравенством и продвижение инклюзии

 

Количество учащихся, не завершивших обучение, в Великобритании снизилось с 14,9 % в 2011 году до 11,2 % в 2016 году, несмотря на небольшой подъем в 0,4 % в 2015 году. Этот уровень немного высшее среднего уровня по ЕС, который составляет 10,7 %. Что не характерно для стран Евросоюза,число детей, не завершивших обучение в школе, меньше среди тех, кто родился за пределами страны (9,4 %), чем среди тех, кто родился в Великобритании (11,5 %). В последнее время выросла зависимость этого показателя от пола ребенка: по данным 2016 года мальчики более склонны на 3,3 пп бросить школу, чем девочки, что выше среднего по ЕС значения (3 пп).

Охват детей системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования) достиг 100 %. По этому показателю Великобритания находится в тройке лидеров вместе с Францией и Мальтой (по последним данным Евростата за 2015 год). Примерно четверть детей младше 3 лет (26,1 %) охвачена системой ухода за детьми младшего возраста, что является вторым результатом по ЕС (Евростат, 2015). В ежегодном докладе OF STED по результатам 2015-2016 гг. отмечалось, что инвестиции в образование детей раннего возраста в Англии привели к улучшению качества образования, что отразилось на результатах оценивания на «хорошо» и «отлично» (91 %), проведенного в отношении яслей, детских садов и приходящих нянь,при этом не исключая в социально-экономическом плане бедных районов.Однако пока нет достаточных оснований говорить об изменениях в сложившемся неравенстве в образовании. Статистика показывает, что в Англии в 2015-2016 гг. около 200 000 детей из наиболее нуждающихся семей не обладают ожидаемыми навыками грамотности, счета и не соответствуют стандартам обучения в начальной школе (DFE, 2016a). Закон об уходе за детьми (The Childcare Act) увеличивает объем предоставления бесплатного ухода за детьми 3-4 лет с 15 часов в неделю до 30 часов в неделю для родителей, работающих, по крайней мере, 16 часов в неделю, с сентября 2017 года. Есть опасения, что эта мера вызовет сокращение доступных мест для размещения детей с ограниченными возможностями на неполный день. (Brown, 2016).

Уровень базовых навыков учащихся в Великобритании по естественнонаучным дисциплинам, математике и чтению являются устойчивым и объективно высоким по результатам исследования PISA в 2015 году. Средняя успеваемость по этим дисциплинам у 15-летних учащихся остается стабильной с 2006 года. В сравнении с 2012 годом доля плохо успевающих учащихся оставалась стабильной по математике (22 %), но немного выросла по чтению (18 %) и естественнонаучным предметам (17 %). Эти результаты лучше, чем в среднем по ЕС по всем трем направлениям (Рисунок 2). Влияние социально-экономического статуса на успеваемость достаточно низко. Отклонение в 11 % по естественнонаучным предметам связано с социально-экономическим статусом учащихся. Разрыв в успеваемости между коренным населением и иммигрантами первого поколения небольшой, а результаты иммигрантов второго поколения сравнимы с результатами коренного населения Великобритании.

Рисунок 2. Низкие результаты по базовым навыкам PISA, Великобритания и среднее значение по Евросоюзу 2012, 2015 (%)

Источник: OECD (PISA 2015, Том 1).

Есть разрывы в успеваемости между разными нациями Великобритании. Учащиеся в Англии и Северной Ирландии показывают результаты выше среднего по странам ОЭСР. Результаты учащихся в Шотландии сравнимы со средними по странам ОЭСР результатами, а в Уэльсе результаты учащихся хуже.Ситуация с предоставлением равных возможностей в Великобритании, судя по уровневым индикаторам Евросоюза, сравнительно неплохая. Тем не менее,в докладе организации Sutton Trust о разрыве в достижениях учащихся по результатам PISA 2015, указывалось на то, что разрыв в учебных достижениях между лучшими учащимися из экономически неблагополучных семей и благополучных семей в Англии и Шотландии, был равен в среднем эквиваленту более двух лет школьного обучения.

4. Инвестиции в образование для решения проблем, связанных с демографией и профессионализмом

 

Общие государственные расходы Великобритании на образование как доля от ВВП оставались постоянными на уровне 5,1 % в 2015 году, что было выше среднего по ЕС значения в 4,9 %. Также в 2015 году Великобритания потратила большую часть всех государственных расходов на образование – 12,0 % — по сравнению со средним по ЕС значением в 10,3 %. И это самые низкие расходы Великобритании на образование с 2007 года, что свидетельствует об их значительном падении с 6,5 % от ВВП в 2010 году. Общие государственные расходы Великобритании на образование как доля от ВВП оставались постоянными на уровне 5,1 % в 2015 году, что было выше среднего по ЕС значения в 4,9 %. Также в 2015 году Великобритания потратила большую часть всех государственных расходов на образование – 12,0 % — по сравнению со средним по ЕС значением в 10,3 %. И это самые низкие расходы Великобритании на образование с 2007 года, что свидетельствует об их значительном падении с 6,5 % от ВВП в 2010 году.

Уровень занятости в Великобритании выше, чем в большинстве стран ЕС по всем квалификационным уровням. Разница между уровнем занятости населения со средним и третичным образованием в Великобритании – 9 пп – относительно низкая по сравнению со средним по ЕС значением — 11,6пп.

В рамках стратегии по сокращению дефицитов, в 2015 году в Англии был уменьшен бюджет на дошкольное, дополнительное и высшее образование. В 2016 году бюджет на эти статьи был частично компенсирован за счет дополнительных инвестиций, например, 20 млн. фунтов в год – на проект развития школ Northern Powerhouse (стратегия экономического развития северной Англии) (Стратегия Northern Powerhouse, ноябрь 2016). Целью этой и других инициатив является преодоление разрывов в успеваемости у учащихся, живущих в разных регионах.

Планируется введение новой схемы финансирования школ в Англии, которое введут последовательно к 2019-2020 гг. с дополнительным базовым финансированием в размере около 500 млн. фунтов. Ожидается, что эти меры приведут к значимым переменам, поскольку изменения коснутся всех, кто остался незатронутым прежней схемой финансирования, согласно которой средства, выделяемые на одного учащегося, могли отличаться на 50% из-за различных локальных критериев. (Вставка 1).

Правительство обеспечит финансирование образования учащихся с особыми потребностями и ограничениями, распределяемое местными властями, а также выплаты школам в отношении социально незащищенных категорий учащихся. Также будет предоставлено финансирование на развитие стратегического планирования и капитального финансирования сфер, нуждающихся в дополнительной поддержке.

Вставка 1. Новая схема финансирования школ в Англии.

Недавно правительство утвердило целевой грант для школ (Dedicated Schools Grant – DSG), который через местные власти должен распределяться непосредственно в школы.В гранте три блока: школы, категория учащихся с особыми нуждами (особая индивидуальная поддержка отдельных учащихся с особыми потребностями) и дошкольное образование. Местные власти после консультации с комитетом школ (DFE, 2015) принимают решение о распределении финансирования между блоками и устанавливают схему распределения на каждую школу или дошкольное учреждение. Для специальных школ и учреждений местные власти получают прямое отдельное финансирование.

С 2019-2020гг. правительство предлагает распределять финансирование в масштабе всей страны по новой «формуле строго целевого национального финансирования», которая затронет все общеобразовательные школы.Система финансирования специальных школ не изменится. Эта мера позволит снизить степень неравномерности в распределении финансирования школ.

Финансирование школы средствами гранта DSG будет определяться по тринадцати факторам:

А. Базовое финансирование на одного учащегося на основе средневзвешенного показателя на одного ученика в зависимости от возраста (1)

В. Финансирование на дополнительные нужды на основе индикаторов депривации (2), низких прежних достижений (3), фактора, учитывающего английский язык как дополнительный (4) и мобильность (5).

С. Единовременная выплата ведущим школам (6), малочисленность классов (7), расходы на содержание помещений – налоги (8), инициатива частного финансирования (PFI) (9), наличие распределенных в пространстве объектов (10) и особые обстоятельства (11) – и рост (12).

D. Фактор, связанный с влиянием географического положения на уровень цен в районе расположения (13).

До марта 2017 года правительство проводило ряд консультаций по особенностям работы новых весовых коэффициентов,а также о разработке условий перехода на новые условия для школ, финансирование которых решено прекратить. Политические и общественные дебаты по этому вопросу были широкомасштабными. Основной критике подвергалась не сама формула, а адекватность общего финансирования в зависимости от потребностей – например, в отношении стоимости содержания некоторых школ, находящихся в старинных школьных зданиях (DFE, 2017c).

5. Модернизация школьного образования

 

Белая книга «Всеобщее повышение успеваемости», появившаяся в марте 2016 года, подчеркивала стратегию по радикальному преобразованию школ для Англии на 2016-2021 гг..В ней подчеркивалась необходимость особых усилий по решению таких проблем, как низкий уровень базовых навыков учащихся, заканчивающих начальную школу, низкие учебные результаты в школах социально неблагополучных районов, потребность родителей иметь более широкий выбор учебных заведений, предоставление школам возможности специализации наряду с перспективами решения проблем занятости. В ней также изложено предложение по финансированию государством школ с учетом новых академических обязательств при минимальном вмешательстве местных властей, а иногда и за счет средств внешних инвесторов. Отдельное внимание уделяется образованию в средних школах и их развитию. Тем не менее,на протяжении 2016 года правительство было вынуждено учитывать проблемные зоны и предложило ограничить академизацию. В 2017 году новая законодательная правительственная программа подтвердила отказ от новой структурной организации школ, предлагаемой в Белой книге.

Независимо от выбора структурной организации школ остались вызовы, связанные с ключевым ориентирами развития образования. Предусматривалось, что размеры классов для детей 4-7 лет должны быть не более 30 человек, но статистические данные от января 2016 года показали, что 5,8 % таких классов включали больше 30 детей, что соответствовало уровню 2014 года (DFE, 2016b).

Обеспеченность школ учителями и их удержание в профессии является серьезной проблемой системы образования в Англии.Для обеспечения системы образования Англии необходимо 30 000 новых учителей в год, но эта цель остается недостижимой последние четыре года. Нехватку учителей ощущает также Шотландия. Число учителей, принятых на программы педагогического образования в 2016/2017 академическом году упало на 6,9 % до 26 000 человек (Richardson, H. 2017) по сравнению с предыдущим академическим годом.Проблема с обеспечением школ педагогами усугубляется из-за снижения уровня удержания их в профессии. Национальный фонд исследований в области образования в 2016 году выявил, что доля учителей, планирующих уйти из профессии, выросла с 17 % в 2015 году до 23 % в 2016 году (Busby, 2016). Подобное исследование 2017 года, проведенное фондом Education Support Partnership, показало, что 27 % директоров школ Великобритании планируют уйти из образования в течение следующих одного-двухлет, а 44 % учителей и директоров планируют уйти из профессии в течение следующих пяти лет. Главными причинами такого положения исследователи называют высокую профессиональную нагрузку учителя, уязвимость перед злоупотреблениями и темпы проведения реформ.

Оценка Института налоговых исследований (The Institute for Fiscal Studies) показывает, что большое число учителей, планирующих уйти из профессии в течение первых пяти лет профессиональной деятельности, эквивалентно потере в 312 млн. фунтов государственных средств, затраченных на их базовое педагогическое образование (Ward, 2017). Уровень квалификации, предъявляемый к учителю детского сада, также стал объектом общественных дебатов. В марте 2017 года (DFE, 2017, a) правительство объявило, что для решения проблемы с набором педагогов дошкольного образования, квалификационные требования 2014 года (Сноска: функциональные умения описаны здесь: https://www.gov.uk/government/collections/functional-skills-qualifications-requirements) к ним будут снижены.

Правительство увеличило поддержку непрерывного профессионального развития учителей и развития лидерства в образовании.Оно основало фонд Инноваций в преподавании и лидерстве (The Teaching and Leadership Innovation Fund) (Сноска: URL: https://www.gov.uk/guidance/teaching-and-leadership-innovation-fund) объемом 75 млн. фунтов (на три года) для поддержки в Англии непрерывного профессионального развития учителей и развития лидерства в образовании. Новый Педагогический колледж (College of Teaching) (Сноска: URL: https://www.collegeofteaching.org/) должен обеспечить профессиональное развитие учителей и создать карьерные пути профессионального роста для достижения учителями статуса “CharteredTeacher”.

ИКТ широко используются на уроках. Результаты международного исследования преподавания и обучения, проведенного OECD в 2013 году показали, что в Англии информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) используются на уроках достаточно часто – их использует 37,1 % учителей по сравнению с 34 % в целом по Евросоюзу. Это согласуется с данными о доле учителей, обученных ИКТ (38,9 %). В 2014 году Англия стала первой в Евросоюзе страной, где программирование вошло в учебные планы начальной и средней школ. Несмотря на меры, принятые, чтобы повысить уровень владения этими навыками у учителей, нехватка квалифицированных учителей и информационных и коммуникационных (IT) ресурсов все еще остается проблемой – только 70 % ставок учителей ИКТ заполнены. В докладе Палаты общин в июне 2016 года отмечалось, что 22 % школьного IT оборудования остается неэффективным; 65 % учителей не имеют актуальных навыков в сфере IT; а учителям информатики все еще не хватает обеспечения, несмотря на то, что13 % выпускников — педагогов информатики остаются безработными в течение шести месяцев после окончания вуза. Отвечая на этот вызов, правительство рассчитывает на Цифровую Стратегию Великобритании(UK Digital Strategy), представленную в марте 2017 года, в рамках которой предусмотрено выделение средств на создание сетевого ресурса для учителей Сomputing at School Network of Teaching Excellence in Compute rScience. Цель этого ресурса, объединяющего более 350 учителей-мастеров, — предоставлять возможность непрерывного профессионального развития для учителей по реализации учебного плана по информатике. Эта стратегия также нацелена на привлечение выпускников – педагогов в области информатики в профессию, предоставляя стипендии, и при сотрудничестве с Британским компьютерным обществом также предложен ряд стипендий для тех, кто собирается стать учителем в 2017/2018 учебном году.

Программа Национальный педагогический сервис (the National TeachingService) – инициатива по привлечению лучших учителей и управленцев среднего звена в слабые школы с повышением зарплаты была прекращена в декабре 2016 года по причине низкой эффективности.

Национальный совет по специальному образованию продолжает заниматься постоянными исследованиями для усовершенствования педагогической практики.

6. Модернизация высшего образования

 

Доля населения Великобритании с третичным образованием непрерывно растет с 2002 года. Она достигла 48,1 % в 2016 году (Сноска: доля населения в возрасте 30-34 лет, получивших третичное или приравненное к нему образование), что является одним из самых высоких показателей в Евросоюзе, намного выше среднего показателя по EU-28 (39,1 % в 2016 году) и стратегической цели Евросоюза на 2020 г. (Рисунок 3). Введение платы за обучение (в отличие от Шотландии, где платы за обучение нет) и кредитов на обучение не повлекло заметного снижения количества обучающихся. Тем не менее, количество желающих поступить в высшие учебные заведения на январь 2017 года, по факту, снизилось на 5 %(Англия – 6 %, Шотландия – 2 %, Уэльс – 7 %, Северная Ирландия – 5 %) по сравнению с предыдущим годом. Количество заявок на обучение, поданных 18-летними абитуриентами, осталось неизменным, а количество заявок студентов старше 25 лет снизилось на 23 %.

Рисунок 3. Доля населения с третичным образованием в Великобритании и странах ЕС 28, с 2002 по 2016 гг.

Источник: Евростат (LFS 2002 – 2016). Код онлайн данных: edat_lfse_03.

Великобритания входит в ряд немногих стран, где доля выпускников третичного образования иностранного происхождения выше, чем среди тех, кто родился в Великобритании. В январе 2017 года количество заявок на обучение от абитуриентов иностранного происхождения упало на 7 %, что возможно явилось результатом опасений из-за Брэксита. Агентство статистики в области высшего образования (HESA, 2017b) сообщило, что 29 % научных работников Великобритании приехали из-за ее пределов (42 % в области проектирования и технологий), из которых 20 % – из других стран Евросоюза (38 % в области математики, физики и биологии) (Coughan, 2017).

Повышение доступности высшего образования для людей из неблагополучных семей остается политическим приоритетом всей Великобритании. Несмотря на то, что сегодня молодежь из неблагополучных семей получает высшее образование на 60 % чаще по сравнению с 2006 годом, разрыв все еще остается большим – число поступивших в вузы студентов этой категории в 2,5 раза меньше, чем в среднем по всем группам населения. Раньше эта категория студентов шла учиться в университеты с низкими рейтингами, но с 2014 года число студентов, поступивших в лидирующие университеты, входящие в группу Рассела, выросло на 6 % (The Economist, 2017). Исследование региональных особенностей равного доступа к образованию в Англии, опубликованное в марте 2017 года выявило значительный ряд отличий барьеров к поступлению в вузы: плохое транспортное сообщение; нехватка местных вузов; понимание перспектив трудоустройства; стоимость; разные уровни информации (Wisemanetal., 2017). Комиссия по обеспечению равных возможностей при поступлении (Сноска: URL: https://www.offa.org.uk/) заключает каждый год со всеми университетами соглашение о количестве поступающих, и, начиная с 2018/2019 академического года будет заключать особые соглашения с колледжами и университетами, предусматривающими повышение стоимости обучения для того, чтобы привлечь на освободившиеся места более талантливых студентов из малообеспеченных слоев населения (OFFA, 2017). Кредиты для аспирантов (альтернатива дополнительной стипендии, выделяемой Исследовательскими Советами) будут доступны через Компанию студенческих кредитов (The Student Loans Company) (Сноска: URL: http://www.slc.co.uk/) в подтверждение того, что результатом финансируемых исследований являются не только научные результаты, новозможности обучения/карьеры для талантливых исследователей (DFE, 2017b).

Уровень занятости выпускников с третичным образованием (Сноска: в возрасте 20-34, получившие третичное образование за 1-3 года до отчетного года) в 2016 году вырос по сравнению с предкризисным 2008 годом. Уровень 87,9 % является одним из самых высоких в Евросоюзе. Статистика по результатам исследования выпускников показывает, что рост их зарплаты продолжается и что выпускники 2003/2004 года через 10 лет довольны своей работой. Однако надбавка выпускникам была снижена (Blundell, etal, 2016). В результате, по мере увеличения числа выпускников растет число принятых на работу на рабочие места, где зарплата сравнительно низкая. Возросшее число кредитных задолженностей студентов, особенно в Англии, где студенты платят за свое обучение полностью, вызывает беспокойство. По оценке Института фискальных исследований 70 % выпускников будут в возрасте более 50 лет, когда смогут выплатить свой студенческий кредит (Tetlow, 2016). В августе 2016 года Национальный союз студентов (the Nationa lUnion of Students)(Coughlan, 2016) сообщил, что 52 % выпускников 2015 года были недовольны рентабельностью полученной степени; а 76 % были обеспокоены долгосрочными рисками, связанными со студенческим кредитом (NUS, 2016). Аналогичное исследование академического опыта студентов в 2016 году показало, что только 27 % студентов в 2016 году (в сравнении с 52 % в 2012 году) удовлетворены соотношением цены и качества полученной степени. Студенты в Англии, где плата за обучение достаточно высока, подвергают создавшееся положение вещей наибольшей критике. По оценке Организации the Money Charity выпускники 2016 года все вместе должны более 41 000 фунтов (плата за обучение, содержание и другие накопленные долги), что равно одной трети всей средней ипотечной задолженности в Англии (Burns, 2016).

7. Модернизация профессионально-технического образования и поддержка образования взрослых

 

Обеспечение, использование и распространение навыков – главные задачи профессионально-технического образования и подготовки в Великобритании. Доля учащихся средней школы (ISCED 3), обучающихся по программам профессионально-техническогоо бразования (VET) в 2015 году была 40,1 %, что ниже, чем среднее значение по ЕС (47,3 %). Уровень занятости недавних выпускников профессионального образования в 2016 году — 77 % — был немного выше по сравнению со средним по ЕС значением в 75 %. Повышение качества профессионального обучения должно быть ориентировано как на приобретаемый уровень квалификации, так и на предметную область получаемого образования. Развитие других субсидируемых путей совершенствования навыков, особенно для людей после 25 лет, позволит расширить ряд профессиональных умений, необходимых для различных специальностей и даст новые возможности тем, кто хочет расти в карьере.

Закон о техническом образовании и повышении квалификации (The Technical and Further Education Act) в 2017 году привносит реформы в сферу технического образования Англии, реагируя на проблемы нехватки профессиональных навыков и обеспечивая высокое качество технического образования. В бюджет, сформированный согласно этому Акту в марте 2017 года, правительство включило создание новой системы уровней 16-19 технического образования (T-levels), пришедших на смену тысячам существующим до этого техническим квалификациям. Система построена в виде 15 новых карьерных путей. С апреля 2017 года из налоговых сборов с крупных работодателей начали формироваться фонды, откуда затем будет производиться финансирование обучения сотрудников. Обучение с получением степени и обучение предпринимателей нуждаются в дополнительном развитии, пока внимание нацелено на развитие сети технологических институтов. Шотландское правительство проводит анализ образовательного опыта тех, кому от 15 до 24 лет. В Законе об образовании появилась национальная программа совершенствования норм по сбору обоснованных, непротиворечивых и четких данных по Шотландии для ясного понимания процессов, которые работают и являются эффективными. В Уэльсе в феврале 2017 года появились нововведения в области профессионального обучения,цель которых: подготовить за время правления действующей Ассамблеи100 000 высококвалифицированных профессионалов. Организация Qualifications Wales объявила о долгосрочной стратегии, направленной на то, чтобы согласовать требования к профессиональному образованию со стороны обучающихся, высших учебных заведений и работодателей по широкому спектру профессий. Планируется создать новый стратегический орган в Уэльсе для контроля перечней профессиональных навыков, финансирования исследований и секторов высшего и дополнительного образования. В Северной Ирландии с сентября 2017 года введена новая система организации стажировок и профессионального обучения. Стратегия «Дополнительное образование означает успех»(Further Education Means Success)2016 года включает рекомендации к стандартным подходам сбора и анализа результатов обратной связи от обучающихся и работодателей. Эта стратегия также ориентирована на обеспечение дальнейшего развития уровня 3 (EQL 4) и выше, подчеркивает владение навыками письменной и математической грамотности и IT компетентностью,а также способствует созданию новых условий в системе педагогического образования.

Охват взрослого населения системой образования шире, чем в среднем по ЕС, но еще остаются проблемы. Охват взрослого населения образованием, составивший 14,4 % в 2016 году, выше среднего по ЕС значения в 10,8 %, однако наблюдается тенденция снижения. Вызовы включают: повышение мотивации к обучению; повышение инвестирования обучения работодателями; повышение доступности обучения; обеспечение образования с учетом требований обучающихся и работодателей; а также обеспечение согласованной и эффективной политики по обеспечению непрерывного образования на протяжении жизни.

В Англии в марте 2017 года были анонсированы новые пилотные проекты, касающиеся непрерывного образования на протяжении жизни, по апробации различных подходов к переподготовке и повышению квалификации населения с учетом изменений характера труда. Правительство планирует работать с бизнесом и общественными организациями, чтобы выявить наиболее эффективные способы, позволяющие поддержать возвращение к профессиональной деятельности людей после долгого перерыва в карьере. Агентство по финансированию образования (Education Funding Agency)и Агентство по финансированию профессиональной подготовки (Skills Funding Agency) были объединены, чтобы стать единой организацией, отвечающей за финансирование образования взрослых. В марте 2017 года Фонд образования и подготовки обновил условия действия системы квалификаций педагогов, работающих в сфере образования на протяжении жизни. В декабре 2016 года правительство объявило о стратегии, направленной на то, чтобы Великобритания оставалась на передовом фронте по развитию цифровых технологий с акцентом на развитие профессиональной подготовки. Реализация этой стратегии планировалась при участии новой организации по сотрудничеству в области развития навыков, связанных с цифровыми технологиями,Digital Skills Partnership. В Шотландии был создан новый фонд переподготовки Transition Training Fund объемом 12 млн. фунтов (анонсированный в начале 2016 года) с целью помогать тем, кто столкнулся с потерей работы в нефтегазовой сфере, и обеспечить их переподготовку для другой сферы энергетики или производства. В Уэльсе план программы Taking Wales Forward 2016-2021 включает среди главных задач пилотный проект по созданию общественных центров образования, организующих обучение, в том числе семейное. В Северной Ирландии в марте 2016 года было объявлено о карьерной стратегии Preparing for Success 2015-2020, согласованной Министерствами экономики и образования. Ее задачей является поддержка молодых людей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях,получающих дополнительное образование, профессиональное образование или работающих; а также в том, чтобы большее число работоспособного населения пользовалось услугами консультационных центров по профориентации для поиска подходящих условий по повышению квалификации или переподготовке. В марте 2016 года было объявлено также о Стратегии по трудоустройству людей с ограниченными возможностями (Employment Strategy for People with Disabilities). Целью этой инициативы является помощь людям любого возраста с ограниченными возможностями в получении полной занятости или развития карьерного потенциала через систему договоренностей о партнерстве между правительственными департаментами и местными центрами по работе с такими людьми.

Вставка 2. Проект Tees Valley Routeways.

Проект Tees Valley Routeways, организованный местным советом Hartlepool Borough Council и реализованный ассоциацией Tees Valley, предлагает широкий спектр возможностей для молодежи в возрасте от 15 до 29 лет по трудоустройству в локальном секторе, где существует нехватка рабочей силы. Проект, который получает комбинированное финансирование Европейского социального фонда и Инициативы по занятости молодежи, нацелен на 15 ключевых объектов, имеющих много свободных вакансий, в Tees Valley, и должен охватить до 575 участников, организуя для них получение профессионального опыта, волонтерскую деятельность, профессиональное обучение и производственную деятельность. В рамках проекта проводятся консультации с работодателями по вопросам реальных и ожидаемых от кандидатов навыков, необходимых для работы в отрасли. Эти данные, а также сотрудничество с работодателями, позволяют проекту проектировать маршруты для молодых людей по прохождению обучения и производственной практики в ключевых секторах местной экономики. Целью является капитализация около 120 000 заполненных вакансий и создание 25 000 новых вакансий на ряде производств на субрегиональном уровне в течение следующих 10 лет. К концу марта 2017 года 248 молодых людей уже обратились в проект, 90 из них были направлены на обучение, подготовку или рабочее место.

8. Ссылки

 

Brown, J. (2016), Free childcare expansion could disadvantage poorer children, warns think-tank. Children & Young People Now. Published June 20. http://www.cypnow.co.uk/cyp/news/1157837/free-childcare-expansion-could-disadvantage-poorer-children-warns-think-tank.

Blundell, R. GREEN, D. A. & JIN, W. M. (2016), The UK wage premium puzzle: how did a large increase in university graduates leave the education premium unchanged? Institute for Fiscal Studies. https://www.ifs.org.uk/publications/8322

Busby, E. (2016), A quarter of teachers are considering leaving the profession, study finds. Times Educational Supplement. Published September 9. https://www.tes.com/news/school-news/breaking- news/a-quarter-teachers-are-considering-leaving-profession-study-finds. Burns, J. (2016), Graduate debt ‘a third of average mortgage’, says charity. British Broadcasting Corporation (BBC). http://www.bbc.co.uk/news/education-37011886.

Coughlan, S. (2017), Almost third of university academics from outside UK. British Broadcasting Corporation (BBC). http://www.bbc.co.uk/news/education-39068863.

Coughlan, S. (2016), Higher fees allowed for current students. British Broadcasting Corporation (BBC). http://www.bbc.co.uk/news/education-37275628.

DFE (2017a), Early years workforce strategy. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/government/publications/early-years-workforce-strategy

DFE (2017b), Postgraduate doctoral loans: Government Consultation Response. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/government/consultations/postgraduate-doctoral-loans.

DFE (2017c), The national funding formula for schools and high needs. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/644746/National_funding_formula_for_schools_and_high_needs_Policy_document.pdf

DFE (2016a), Early years foundation stage profile results: 2015 to 2016. Department for Education (UK). Published November 24. https://www.gov.uk/government/statistics/early-years-foundation-stage-profile-results-2015-to-2016.

DFE (2016b), Schools, pupils and their characteristics. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/government/statistics/schools-pupils-and-their-characteristics-january-2016.

DFE (2015), Schools forum: a guide for schools and academies. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/guidance/schools-forum-a-guide-for-schools-and-academies

HESA (2017), Departmental demographics of academic staff. Higher Education Statistics Agency (UK). https://www.hesa.ac.uk/news/23-02-2017/departmental-demographics-academic-staff.

NUS (2016), Double Jeopardy: Assessing the dual impact of student debt and graduate outcomes on the first £9k fee paying graduates. National Union of Students (UK). http://www.nusconnect.org.uk/resources/double-jeopardy.

OFFA (2017), OFFA access agreement guidance — universities must play their part to raise school attainment. Office for Fair Access (UK). Published February 7. https://www.offa.org.uk/press-releases/offa-access-agreement-guidance-universities-must-play-part-raise-school-attainment/.

Richardson, H.( 2017), Drop in teacher training recruits revealed. British Broadcasting Corporation (BBC). http://www.bbc.co.uk/news/education-39355165

Tetlow, G. (2016), Two-thirds of UK students ‘will never pay off debt’. Financial Times (London). https://next.ft.com/content/55f4a6f6-3eab-11e6-9f2c-36b487ebd80a.

The ECONOMIST (2017), Class warfare: Growing competition between universities is changing student life. Economist. http://www.economist.com/news/britain/21717402-universities-must-now-battle-each-other-attract-students-how-changing-them-growing.

UK Government (2016), Northern Powerhouse strategy, November 2016. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/571562/NPH_strategy_web.pdf

Ward, H. (2016), Study reveals huge variations in teacher training costs. Times Educational Supplement. https://www.tes.com/news/school-news/breaking-news/study-reveals-huge-variations-teacher-training-costs.

Wiseman, J., davies, E., duggal, S., et al. (2017), Higher education: understanding participation gaps. Department for Education (UK). https://www.gov.uk/government/publications/higher-education- understanding-participation-gaps.

9. Приложение. Ресурсы ключевых индикаторов

Ичточник — Education and Training Monito_2017_United Kingdom