Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Венгрия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году.Венгрия / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/828-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-vengriya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Венгрия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

11,9 %

12,4 %u

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

32,3 %

33,0 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

94,5 %12

95,3 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

19,7 %12

27,5 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

28,1 %12

28,0 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

18,0 %12

26,0 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

74,2 %

85, %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

3,2 %

6,3 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВВП

4,6 %

 

5,2 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€3481

€2 837 14

:

: 14

ISCED 3-4

 

€3253

€6 08714

:

: 14

ISCED5-8

€7 370

€6 39914

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Венгрии

11,9 %

12,4 %u

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Венгрии

:

:

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Венгрии

32,1 %

33,2 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Венгрии

41,0 %u

25,3 %u

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

64,8 %

81,2 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

85,4 %

90,5 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

2,8 %

3,0 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

7,0 %

8,1 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество членов ЕС зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростат (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 

 2.Основные тезисы

 

  • В связи со снижением результатов венгерских школьников в тестировании PISA2015 на 2017 год запланировано внесение изменений в национальный учебный план Венгрии.
  • Последние меры в сфере дошкольного образования и ухода позволили снизить разрыв в результатах учащихся из неблагополучных и обеспеченных семей.
  • Растущее число поступающих на программы базовой педагогической подготовки в 2017 году свидетельствует об эффективности недавно предпринятых мер по привлечению молодых людей в педагогическую профессию.
  • Новые исследования в области трекинга выпускников позволили сделать интересные выводы о занятости недавних выпускников.
  • В Венгрии наблюдается нехватка квалифицированных кадров; решение этой проблемы затрудняется из-за низкого числа поступающих и выпускающихся из системы третичного образования.

 

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Результаты тестирования PISA 2015 показали снижение результатов учащихся в нескольких областях. Как показали результаты PISA 2015,учебные результаты венгерских школьников по чтению и естественным наукам значительно ухудшились по сравнению с 2012 годом. В Венгрии наблюдался самый большой среди стран ЕС рост числа учащихся, которые показали слабые результаты по естественным наукам, а каждый четвертый школьник не смог овладеть базовым уровнем по чтению и математике. Результаты по математике остались ниже среднего уровня стран OECD. Влияние социально-экономического статуса учащихся на их образовательные результаты является самым высоким в ЕС. На образовательные результаты также влияет тип школы, а также ранняя специализация учащихся в средней школе (Educational Authority 2017). Особенно низкие результаты в тестировании PISA 2015 (Educational Authority 2016a) показали учащиеся профессиональных школ (szakiskola) (сноска: В 2016/2017 гг. эти школы были переименованы в «профессиональные средние школы» (szakközépiskola).), где концентрация детей из малообеспеченных семей особенно высока (Рисунок 2).В 2015 году другое исследование TIMSS показало, что подобные разрывы в учебных результатах существуют и у учащихся 4-ых классов начальной школы. В своих рекомендациях в рамках Европейского семестра 2017 года Совет ЕС рекомендовал Венгрии принять меры по повышению результатов учащихся и привлечению неблагополучных групп населения, особенно цыган, в систему общего образования (Council of the European Union 2017).

 

Рисунок 2. Соотношение числа неблагополучных и крайне неблагополучных учащихся, 2015/2016 (%)

 

Источник: Центральное статистическое управление (KSH), Данные по сфере образования 2015/2016.

 

В 2016 году доля учащихся, бросивших школу (ESL), вырос до 12,4 %, что выше среднего уровня по ЕС (10,7 %). Хотя этот показатель в ЕС стабильно снижается, в Венгрии он не снижался с 2010 года. Одной из причин является детская нищета (European Commission 2017), которая незначительно снизилась в 2015 году, но все еще высока (36,1 % в Венгрии по сравнению со средним значением по ЕС (26 %)). Снижение возраста окончания обязательного образования в 2012 году с 18 до 16 лет заставляет молодых людей из малообеспеченных семей бросать школу и искать работу, не требующую квалификации. В таком случае их доходы в рамках программ общественных работ ниже минимальной заработной платы, но значительно выше, чем было бы семейное пособие, если бы они остались в школе. В 2013 году изменилась система финансирования школ, теперь оно не зависит только от количества учащихся. В ноябре 2016 года правительство приняло план действий по снижению числа детей, бросающих школу, и обязало школы собирать данные о результатах учащихся в школе, которые дают пищу к размышлению по поводу раннего электронного предупреждения и системы педагогической поддержки.

Последние изменения в системе дошкольного образования и ухода должны повлиять на сглаживание различий к началу школьного возраста. Поскольку разрыв в учебных достижениях появляется в ранние годы, снижение возраста обязательного посещения детских садов с 5 до 3 лет с 2015/2016 уч. г. может стать правильным шагом стратегии повышения результативности учащихся в школах. 95,3 % детей в возрасте от 4 до 6 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ECEC). 91 % детей цыган посещают дошкольные учреждения, что является самым высоким показателем в регионе (FRA 2016). Программа по предоставлению бесплатных мест в детских садах, бесплатного питания и учебников для малообеспеченных детей значительно расширена с 2015/2016 учебного года. В 2016 году получила развитие система карьерных траекторий для педагогов дошкольного образования, имеющих высшее образование. Это должно повысить качество образования и повысить привлекательность программ подготовки педагогов дошкольного образования.

Ранний трекинг повышает избирательность и риск сегрегации детей из малообеспеченных семей от остальных. Направление на разные образовательные треки может начинаться не раньше 10 лет (сноска: В 14 лет детей направляют в разные типы средних школ в зависимости от результатов. Средние школы с лучшими результатами обычно совмещают младшую и старшую школу и принимают детей в возрасте 10 или 12 лет). Национальное исследование 2016 года показало, что уровень компетенций учащихся 10 классов профессиональных средних школ в среднем ниже, чем уровень компетенций 6-классников и практически не повышается в 9 и 10 классах. Это является результатом концентрации детей с низкой успеваемостью в таких школах (Educational Authority 2017a) и ограниченные возможности такого типа школ по компенсации неблагоприятных социально-экономических условий, с которыми сталкивается большое число их учащихся (Civil Schoo lEducation Platform 2016). Данные о числе учащихся показывают переизбыток желающих учиться в хороших 6 и 8-летних старших средних школах. Вступительный экзамен в эти школы сложный и выходит за рамки общеобразовательной программы в области применения знаний: подготовиться к таким экзаменам можно только занимаясь дополнительно (см. также раздел 5). Это влияет на и без этого огромный разрыв в возможностях между состоятельными и малообеспеченными семьями.

Отделение учащихся из неблагополучных семей, включая цыган, растет все быстрее в течение последних десяти лет. Рост разделения в зависимости от места проживания и влияние результатов выбора родителей на местную политику поступления в школы делает систему образования все более разделенной по этническому происхождению. Несмотря на то, что с 2013 года государство управляет всеми общеобразовательными школами вместо муниципалитетов, что было сделано с целью снижения неравенства, большая часть цыганских детей по-прежнему учатся в школах, где такие дети являются большинством (FRA 2016). Доля детей, бросающих школы (ESL) более чем в 6 раз выше (59,9 %) среди цыган, чем среди остальных учащихся (8,9 %) (сноска: источник: 2015 Labour Force Survey). Хотя в Венгрии разрабатываются успешные педагогические модели инклюзивного образования, ими пользуется ограниченное число школ. В мае 2016 года Европейская Комиссия инициировала разбирательство о нарушении Венгрией прав детей цыган на образование в нарушение Директивы ЕС по соблюдению равных прав людей независимо от их расового или этнического происхождения (сноска: Directive 2000/43/EC). Предложения по решению этой проблемы были приняты Парламентом и вступили в силу в июле 2017 года.

Объявлены изменения системы оценивания учащихся с особенностями обучения и поведения, которые также повлияют на требования к квалификации педагогов специального образования.В мае 2017 года правительство представило поправки к закону о школьном образовании, которые в 2018 году должны освободить учащихся с особенностями обучения и поведения от оценивания. По мнению представителей университетов, где получают образование специальные педагоги (ELTE 2017),и ассоциации педагогов специального обучения (MAGYE 2017), освобождение учащихся с особенностями обучения и поведения вызовет необходимость создать соответствующую систему поддержки их когнитивного развития, чтобы они не отставали от других учащихся. Это условие вряд ли может быть обеспечено за короткое время в условиях нехватки педагогов специального обучения (сноска: В соответствии с официальным заявлением Министерства человеческих ресурсов от сентября 2016 года, в 2015 году 9 000 педагогов специального обучения предоставляли поддержку развития 584 000 учащихся). Это может  повысить риск раннего ухода учащихся из школы.

 

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП в 2015 году составили 5,2 %, что выше, чем в среднем по ЕС (4,9 %). На образование идет 10,3 % общих государственных расходов, что соответствует среднему показателю по ЕС. В эти средства включено использование фондов ЕС на мероприятия в секторе образования. Все школьные здания, которыми прежде владели и управляли муниципальные власти, в 2017 году перешли в пользование государства, а муниципальные власти теперь платят «солидарный налог» на поддержку школьного образования.

Нехватка квалифицированных кадров в Венгрии велика. Исследования показывают, что в некоторых областях экономики наблюдается значительная нехватка специалистов. По результатам исследования европейских предприятий (European Business Survey) доля компаний, считающих, что труд является «фактором, ограничивающим производство», значительно выросла с 2013 года (превысив 50 % в 2016 году) и сейчас является самой высокой в ЕС (European Commission 2016). Поддержка квалифицированного труда снижется вследствие высокого уровня эмиграции (Hungarian Academy of Sciences 2016). С 2008 года эмиграция значительно выросла, особенно в Германии, Австрии и Великобритании (OECD 2016a). Опросы молодежи в 2016 году показали, что каждый третий из них (в возрасте 15-29 лет) планирует учиться или работать за границей, называя высокие зарплаты одной из главных причин (Társadalomkutató 2016).

Борьба с нехваткой квалифицированных кадров затрудняется низкими показателями числа поступающих и выпускников учреждений третичного образования. Доля населения в возрасте 30-40 лет, имеющего третичное образование, в 2016 году составила 33 %, что ниже, чем в среднем по ЕС (39,1 %). С 2010 года снижается число желающих и поступающих на программы третичного образования, что может только частично объясняться демографическими изменениями (сноска: В то время, как доля 18-летних граждан упала на 17 % за период с 2010 по 2015 год, число поступающих за тот же период снизилось на 24 %). Число студентов, которые не завершают обучение, снижается, но остается высоким на специальных программах (сноска: Единая специальная программа подготовки с получением степени магистра без присвоения степени бакалавра в сферах: право, медицина, лесное хозяйство и педагогика) и программах бакалавриата (36-38 %) (сноска: http://www.kormany.hu/download/c/9c/e0000/Fokozatvaltas_Felsooktatasban_HONLAPRA.PDF). Нехватка квалифицированных кадров приводит к тому, что специалисты с третичным образованием получают самые высокие премии к зарплатам среди стран OECD(Рисунок 3). Правительство объявило о дополнительных мерах финансовой помощи молодым матерям-студенткам (освобождение от студенческих кредитов и увеличение срока декретного отпуска), которые позволят мотивировать их на получение третичного образования.

Рисунок 3. Венгрия имеет большие возможности для определения траектории дальнейшего развития третичного образования

 

Источник: OECD (2015), Education at a Glance 2015, Tables A1.3a and A6.1a. URL: http://dx.doi.org/10.1787/888933349569.

Примечание: К третичному образованию относятся: краткосрочное третичное образование, бакалавриат, магистратура, докторская или эквивалентная ей степень. Данные о наличии образования относятся к 2014 году или последнему году, по которому имеются данные.

5. Модернизация школьного образования

 

Автономия школ с 2016 года в некоторых районах повысилась. С января 2013 года зарплата работников школ выплачивалась непосредственно из государственной казны, а на оперативные расходы средства предоставляли органы, отвечающие за школу (KLIK), или муниципальные органы. В январе 2017 года ответственность за управление школами перешло от муниципальных властей к государству. В помощь переименованному центральному органу управления (Klebelsberg Centre)были созданы 58 районных центров. Соответствующая поправка к закону о школьном образовании в 2016 году частично вернула директорам школ их прежнее право принимать решения, а начальным школам было дано право выбирать дополнительную составляющую содержания учебного плана в объеме 20-35 % (сноска: Указ Министерства (EMMI) 23/2016 [30.08.] о поправке n°51/2012 [21.12.] о порядке утверждения и публикации учебного плана). Институт исследований в области образования и развития предоставил свои рекомендации по разработке альтернативного расписания, позволяющего учителям приспосабливать программы обучения к индивидуальным потребностям учащихся. Эти шаги могут повлиять на рост учебных результатов учащихся: исследование PISA показало, что результаты учащихся по естественным наукам повышаются, если директора школ имеют больше свободы в распределении ресурсов, выборе учебного плана и других школьных процедур (OECD 2016b).

Пересмотр национального учебного плана был начат в 2017 году в ответ на снижение учебных результатов учащихся по результатам PISA 2015. Самое последнее исследование PISA показало снижение уровня результатов во всех исследуемых областях, и особую нехватку навыков решения задач – результаты венгерских школьников были значительно ниже, чем у школьников других стран со сравнимыми другими результатами. Это говорит о том, что национальный учебный план Венгрии ориентирован в основном на знания, а не на их применение (OECD 2016a), (см. материал  о вступительных экзаменах в старшую среднюю школу в разделе 3). В ответ на это правительство приняло решение пересмотреть к концу 2017 года национальный учебный план и начать реализацию нового плана с января 2019 года.

Число поступающих на программы начального педагогического образования выросло в 2017 году, но нехватка учителей все еще остро ощущается. Зарплата учителей выросла за последние несколько лет, но все еще на 30 % ниже, чем зарплата граждан, имеющих третичное образование в других сферах (OECD 2016c). Студентам программ педагогического образования выплачиваются стипендии при условии, что после получения образования они какое-то время будут работать в государственных школах. После протестов учителей в 2016 году правительство пересмотрело некоторые административные преграды, связанные с новой системой проверки и обязательной процедурой самооценки учителей. Число учителей, соответствующих высшей категории карьерной модели, повысилось в 2017 и 2018 году (сноска: https://www.oktatas.hu/pub_bin/dload/pem/2017_2018_evi_minositesi_keretszamok_kozlemeny.pdf). Учителя, которым осталось до пенсии меньше 7 лет, получили возможность с 2017 года автоматически повысить свою категорию. Рост числа поступающих в педагогические образовательные учреждения  в 2017 году говорит о том, что данные меры помогли привлечь в профессию новых кандидатов.

6. Модернизация высшего образования

 

Сокращающееся число поступающих в вузы,вероятно, повлияет на число граждан с третичным образованием. Уровень занятости недавних выпускников с третичным образованием составляет 90,5 %, что намного превышает средний уровень по ЕС (82,8 %) и отражает высокий спрос на высококвалифицированных работников. Доля граждан в возрасте 30-34 года с третичным образованием составляет 33 %, что значительно ниже, чем в среднем по ЕС (39,1 %). Разрыв между данными показателями для мужчин и для женщин составляет 13,2 пп., что превышает средний уровень ЕС (9,5 пп.). За период между 2009 и 2016 гг. число школьников, успешно сдавших выпускной экзамен из старшей средней школы (érettségi), упало на 24 % (Central Statistical Office 2016), что намного превысило цифры, вызванные сокращением числа учащихся. Целью стратегии развития высшего образования, принятой в 2014 году, стало повышение требований к поступающим и выпускникам. В результате минимальное число баллов для поступления было постепенно увеличено до 240 в 2014 году и до 280 в 2015 году. Выпускной экзамен повышенного уровня из старшей средней школы (emeltszintűérettségi) стал обязательным для поступления в вузы на ряд программ, а сертификат владения иностранным языком уровня B2 потребуется с 2020 года для поступления на любые программы третичного образования за исключением краткосрочных. Требование к владению иностранным языком скорее всего снизит и без того небольшой поток поступающих, поскольку не все из них будут иметь сертификат уровня B2 к концу завершения среднего образования. Омбудсмен считает, что требования к владению иностранным языком должны сопровождаться широким привлечением человеческих и других ресурсов к преподаванию языков, чтобы избежать нарушения конституционных прав (Ombudsman 2017). Для того, чтобы привлечь школьников к экзамену по иностранному языку, правительство (сноска: 1516/2017. (VIII. 14.) Government Decree) предложило возмещать расходы за успешно сданный первый экзамен уровня B2.

Высшие учебные заведения к сентябрю 2017 года должны согласовать свои учебные планы с измененными национальными квалификационными стандартами. После пересмотра квалификаций в 2015 году был принят новый Квалификационный регистр (сноска: 139/2015. (VI. 9.) Government decree). Требования к обучению и результатам для квалификаций регистра были разработаны в августе 2016 года в соответствии с Квалификационной рамкой Венгрии (HuQF) (сноска: 18/2016. (VIII. 5.) EMMI decree). Эти новые стандарты описывают название и кредитную стоимость каждой программы, ее результаты обучения, предметную область и рекомендации по стажировке, а также итоговую выпускную работу и требования к знаниям иностранного языка. Эти требования к обучению и результатам обучения должны учитываться всеми вузами, дающими данную квалификацию. Теперь вузы должны изменить свои учебные планы так, чтобы они соответствовали новым стандартам, и представить их в сентябре 2017 года. В соответствии с постановлением 2015 года (сноска: 87/2015. (IV. 9.) Government decree) для повышения мобильности в образовании все программы бакалавриата и магистратуры с 2019/2020 должны предоставлять возможности мобильности.

В апреле 2017 года были внесены изменения в закон о высшем образовании с тем, чтобы ужесточить условия деятельности для иностранных вузов. Изменения коснулись среди прочего того, что любой институт государства, не входящего в европейскую экономическую зону, который присуждает степени в Венгрии, должен вести свою деятельность в своей стране, а его деятельность должна регулироваться двусторонним соглашением между двумя странами. Целью изменения стало усиление контроля качества.

Вставка 1: Система трекинга выпускников (Diplomás Pályakövető Rendszer)

Система трекинга выпускников была разработана для сбора информации о трудоустройстве выпускников учреждений третичного образования. Целью стало информирование поступающих на программы обучения о карьерных перспективах и облегчение адаптации образовательных программ к рынку труда. Система состоит из двух модулей. Первый модуль «Интеграция административных данных» объединяет данные административных регистров Информационной системы высшего образования и Центра студенческих займов с другими государственными регистрами, например, базами налогов, социального страхования и занятости.

Методология и центральные элементы  второго исследовательского модуля разработаны с использованием частичной финансовой поддержки Европейского социального фонда. К тому же некоторые вузы получили средства на разработку своей собственной системы трекинга на основе стандартизированной методологии. Организация Educational Authority регулярно проводит анализ карьерных траекторий выпускников через 1,3 и 5 лет после выпуска.

По последним данным 2015 года (Educational Authority 2016b):

  • 21 % недавних выпускников продолжили обучение по программам третичного образования;
  • 11 % приняли участие в программе мобильности образования во время обучения;
  • 28 % планировали работать за границей через 5 лет; и
  • 44 % уже имели работу с полной занятостью, когда выпускались.

Респонденты нашли работу в среднем в течение 4 месяцев после выпуска, а 79 % нашли работу, соответствующую в какой-то степени профилю их обучения.

Новая схема финансирования вузов (сноска: Government decree 389/2016 (XII. 2.)) использует данные о трудоустройстве выпускников как критерий результативности, от которого зависит 10 % общего финансирования учреждения. Поскольку занятость зависит не только от качества и актуальности знаний в профессиональной сфере, но также и от ситуации на рынке труда, следует осторожно использовать данные о занятости при распределении финансирования. Другие системы финансирования высшего образования на основе результативности используют более широкий ряд критериев, которые больше связаны с образовательным процессом.

  7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Уровень занятости недавних выпускников программ профессионального образования и подготовки (VET) составляет 84,4 %, что намного выше, чем в среднем по ЕС (75 %), но имеется разрыв между показателями для разных типов профессионального образования. Доля учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в 2015 году составляла 23,2 %, что ниже, чем в среднем по ЕС. Среднее профессиональное образование в Венгрии можно получить двумя путями: профессиональная средняя школа (szakközépiskola) для менее склонных к академическим занятиям учащихся и профессиональная гимназия (szakgimnázium) с усиленной компонентой общего образования. Профессиональная подготовка включает практическое обучение на рабочем месте. Содержание общего образования весьма ограничено; и наряду с большой концентрацией детей из семей с низким социально-экономическим статусом в таких школах объясняет дефицит у таких детей базовых навыков, который выявился в результатах тестирования PISA. Это в дальнейшем влияет на рост числа учащихся, бросающих обучение: в 2014 году почти половина всех случаев ухода из школы произошла в средних профессиональных школах (Fehérvári 2015), и только 21 % таких случаев пришелся на все школы. Выпускники таких школ часто остаются безработными, имеют трудности с поиском работы, а их зарплаты на 25 % ниже, чем у выпускников других средних школ (Hajduetal. 2015). Они начинают изучать профессиональные дисциплины в 14 лет, не овладев достаточно хорошо базовыми навыками, и остается мало шансов восстановить этот пробел в дальнейшем при движении по горизонтальному уровню или переходе на высший. К тому же слабые базовые навыки снижают их адаптивность к изменяющимся потребностям рынка труда, что приводит к росту разницы в доходах в дальнейшем между ними и выпускниками обычных школ (Hajduetal. 2015). Участие взрослых граждан в системе образования (6,3 %) значительно ниже, чем в среднем по ЕС (10,8 %).

В декабре 2016 года правительство опубликовало новые требования к комплексному профессиональному компоненту выпускного экзамена для профессиональных гимназий, реализация которого должна начаться в мае 2017 года. В прежней системе учащиеся профессиональных гимназий должны были сдавать экзамены по пяти предметам: четыре обязательных и один по выбору. В зависимости от своих планов на будущее, предмет по выбору мог быть или предметом профессионального цикла или другим предметом, экзамен по которому нужно было сдать, чтобы поступить в вуз. По новым правилам они должны сдать комплексный экзамен по ряду профессиональных предметов и, если хотят идти в вуз, шестой предмет по своей области. Это ставит их в неравные условия выпускниками обычных средних школ, которые сдают экзамены только по пяти предметам и получают намного больше часов обучения по естественным наукам. Организации студентов и учителей протестовали против немедленного введения новых правил, цитируя закон, по которому изменения в выпускных процедурах должны предоставить им по крайней мере 2 года дополнительной подготовки.

Вставка 1: Преодоление «цифровой пропасти»

Программа EDIOP (июль 2017 – октябрь 2020) имеет бюджет 78 млн. евро. Ее целью является развитие цифровых навыков уязвимых групп взрослых людей трудоспособного возраста (16-65 лет) через обучение и мотивацию к использованию инструментов IT и IT устройств. На август 2017 года почти 76 923 человека воспользовались преимуществами программы. Целью является охватить всего 260 000 человек. Курсы по IT согласованы с уровнями цифровой грамотности Европасс.

 8. Ссылки

 

Beiteretal. (2016), Beiter, K.D., Karran, T., Appiagyei-Atua, K., ‘Measuring’ the Erosion of Academic Freedom as an International Human Right: A Report on the Legal Protection of Academic Freedom in Europe. https://www.vanderbilt.edu/jotl/wp-content/uploads/sites/78/1.-Beiter_updated-1.pdf

Bodnár and Szabó (2014), A kivándorlás hatása a hazai munkaerőpiacra .https://www.mnb.hu/letoltes/a-kivandorlas-hatasa-a-hazai-munkaeropiacra.pdf

Civil School Education Platform (2016),  Kiút az oktatási katasztrófából. Elemzés a magyar közoktatásalapvető, jelentős beavatkozást igénylő problémáiról és azok lehetséges megoldásáról. http://ckp.tanitanek.com/kockaskonyv/

Council of the European Union (2017). http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9297-2017-INIT/en/pdf

Educational Authority (2016a), PISA 2015 Összefoglalójelentés. http://www.oktatas.hu/pub_bin/dload/kozoktatas/nemzetkozi_meresek/pisa/PISA2015_osszefoglalo_jelentes.pdf

Educational Authority (2016b), DiplomásPályakövetésiRendszerországoskutatás. https://www.felvi.hu/pub_bin/dload/DPR_tanulmanyok/frissdiplomasok_zarotanulmany_2015.pdf

Educational Authority (2017a), Országoskompetenciamérés 2016 — Országosjelentés. https://www.oktatas.hu/pub_bin/dload/kozoktatas/meresek/orszmer2017/Orszagos_jelentes_2016.pdf

Educational Authority (2017b), Felvételi a középfokúiskolákba. https://www.oktatas.hu/kozneveles/kozepfoku_felveteli_eljaras/prezentaciok_tanulmanyok

ELTE BárcziGusztáv Special Education Faculty (2017), Állásfoglalás a köznevelésitörvénymódosításáról. http://www.barczi.elte.hu/content/tajekoztatas.t.1102

EUA (2015), European University Association, Public Funding Observatory 2015. http://www.eua.be/Libraries/governance-autonomy-funding/november-2015.pdf?sfvrsn=0

European Commission (2016), Country Report Hungary. http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/csr2016/cr2016_hungary_en.pdf

European Commission (2017), Country Report Hungary. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-hungary-en_1.pdf

Fehérvári (2015), Lemorzsolódásés a korai iskolaelhagyástrendjei. http://nevelestudomany.elte.hu/downloads/2015/nevelestudomany_2015_3_31-47.pdf

FRA (2016), European Union Agency for Fundamental Rights, EU-MIDIS II:  Second European Union Minorities and Discrimination Survey, Roma — Selected findings, 2016, Vienna. http://fra.europa.eu/en/publication/2016/eumidis-ii-roma-selected-findings /

Government (2016),  Fokozatváltás a felsőoktatásbanközéptávúszakpolitikaistratégia, 2016. http://www.kormany.hu/download/3/18/e0000/20161202 Fokozatváltás a felsőoktatásban középtávú stratégia.pdf

Hajdu, T., Z. Hermann, D. Horn, G. Kertesi, G. Kezdi, J. Kollo and J. Varga (2015),  Azérettségi védelmében, BudapestiMunkagazdaságtaniFüzetek BWP. http://www.econ.core.hu/file/download/bwp/bwp1501.pdf

Hungarian Academy of Sciences (2016), Institute of Economics, Centre for Economic and Regional Studies,  The Hungarian Labour Market 2016, Hungarian Academy of Sciences 2016, http://www.econ.core.hu/file/download/HLM2016/TheHungarianLabourMarket_2016_onefile.pdf

MAGyE (2017),  A Magyar GyógypedagógusokEgyesületénektájékoztatása a 2017. évi, közneveléstérintőtörvénymódosításkapcsán.  http://www.magye-1972.hu/aktualis-hirek/757-a-magyar-gyogypedagogusok-egyesuletenek-tajekoztatasa-a-2017-evi-koznevelest-erinto-torvenymodositas-kapcsan

Manpower Group (2016), Manpower Talent Shortage Survey 2016. http://www.manpowergroup.com/talent-shortage-2016

OECD (2016a), OECD  Economic Surveys:  Hungary 2016.  http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/1016101e.pdf?expires=1496743060&id=id&accname=oid031827&checksum=0CB9F547E2F2CFBBBBFB113D2384952E

OECD (2016b), PISA 2015 Results (Volume II).  http://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2015-results-volume-ii_9789264267510-en

OECD (2016c), Education at a Glance 2016.  http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2016_eag-2016-en

Ombudsman (2017),  Azalapvetőjogokbiztosánakjelentéseaz AJB-360/2017. számúügyben. http://nyelvtudasert.hu/cms/data/uploads/jelentes-a-felsooktatasi-felveteli-nyelvvizsga-koevetelmenyeirol-360_2017.pdf

Társadalomkutató (2016), Magyar IfjúságKutatás 2016, http://www.ujnemzedek.hu/sites/default/files/magyar_ifjusag_2016_a4_web.pdf

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.