Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Австрия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Хорватия / науч. ред. А.А. Аринушкина, Я.В. Медведев; пер. с англ. Я.В. Медведев  // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/822-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-avstriya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Перевод:  заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Второй том  Мониторинга образования и профессионального обучения  2017  включает в себя двадцать восемь  отчетов отдельных стран. Он основан на самых современных количественных и качественных данных для представления и оценки основных недавних и текущих мер политики в каждом государстве-члене ЕС, с акцентом на событиях с середины 2016 года. Таким образом, он дополняет другие источники информации, содержащие описания национальных систем обучения и подготовки кадров.

В разделе 1 представлен статистический обзор основных показателей образования и профессионального обучения. В разделе 2 кратко излагаются основные сильные стороны и проблемы системы образования и профессионального обучения в стране. Раздел 3 фокусируется на факторах неравенства в образовании и мерах по поддержке инклюзии, опираясь в частности на данные программы ОЭСР по международной оценке навыков 2015 года (PISA), а также на последние разработки в области раннего школьного обучения и дошкольного образования и ухода. В разделе 4 рассматриваются инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Раздел 5 посвящен политике модернизации школьного образования, охватывающей, в частности, педагогическую профессию, компьютерные и языковые навыки. В разделе 6 рассматриваются меры по модернизации высшего образования. Наконец, раздел 7 рассматривает  профессиональное образование и обучение взрослых.

Рукопись была завершена 15 сентября 2017 года.

Дополнительные контекстуальные данные можно найти в интернете (ec.Европа.ЕС / образование / мониторинг).

 

 1. Ключевые индикаторы

 

 

 

Австрия

В среднем по Евросоюзу

 

 

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и профессионального обучения  2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональное обучение(возраст 18-24)

Всего

7,5 %

6,9  %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

27,1 %

40,1 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

93,8 %12

95,0%15

93,9 %12

94,8 %15

Доля неуспевающих  учащихсяв возрасте 15 лет по:

Чтению

 

19,5 %12

22,5%15

17,8 %12

19,7%15

Математике

 

18,7 %12

21,8 %15

22,1 %12

22,2%15

Естественным наукам

15,8 %12

20,8 %15

16,6 %12

20,6%15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

89,7 %

87,6 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

14,1 %

14,9 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,0 %

 

5,0%15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€9,199

€9,61714

:

: 14

ISCED 3-4

 

€10,467

€10,52514

:

: 14

ISCED5-8

€11,996

€12,40714

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональное обучение(возраст 18-24)

Родившиеся в Австрии

 

5,9 %

5,5 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Австрии

 

18,4 %

14,7 %

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Австрии

 

27,5 %

42,3 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Австрии

 

25,8 %

34,8 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

88,1 %

84,9 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

93,0 %

90,5 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

13,3 %

15,3 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

16,2 %

19,8 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA).

Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b–разрыв временного ряда; d – определения отличаются; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor)


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на базе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— Австрия реализует программу реформ, согласованную в 2015 году: в июле 2017 года был принят пакет школьной автономии, администрации и общеобразовательных школ.

— Несмотря на то, что уровень рано покидающих образование (ESL) в школах в 2016 году значительно снизился до уровня, установленного в Европе, показатели эффективности базовых навыков в международном тестировании (PISA) не улучшились.

— Новая стратегия социального аспекта высшего образования является важным элементом в новых рамках государственного финансирования университетов.

— В следующем десятилетии Австрии придется заменить примерно половину своего преподавательского состава. Это потребует привлечения и обучения достаточного количества студентов педагогического профиля, но также открывает возможности для инноваций в области педагогики.

— Австрия имеет уникально сильное краткосрочное, профессионально ориентированное третичное образование, в том числе по предметам STEM (наука, техника, инженерия и математика). Однако, требуется больше выпускников аспирантуры для дальнейшей поддержки цели  лидерства в сфере инноваций.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Показатели успеваемости  в базовых навыках не улучшились, и молодые граждане Австрии проявляют ограниченную мотивацию к изучению предметов  естественно-научного цикла. По сравнению с 2012 годом доля неуспевающих увеличилась во всех трех основных областях, протестированных ОЭСР в 2015 году по программе международной оценки учащихся (PISA). По математике и естественным наукам этот показатель примерно средний по ЕС, но по чтению он на 3 процентных пункта (pps.) выше среднего. С течением времени сохраняется более высокая доля девочек, чем мальчиков не успевающих по математике и чтению, что является  одним из самых больших гендерных разрывов среди стран ЕС. Доля учащихся с низкими достижениями во всех трех областях выше среднего уровня ЕС и соответствующей доли в оцениваемых странах(рисунок 2). Успеваемость в естественных  науках со временем ухудшилась. Процент учащихся с высокой успеваемостью  снизился с 10% до 8% в период между 2006 и 2015 годами. В тот же период в Австрии было отмечено снижение показателя PISA на 16 баллов по сравнению с средним показателем ОЭСР на 5 пунктов. Это говорит о необходимости улучшить преподавание предметов естественно-научного цикла. Мотивация молодых австрийцев к изучению естественнонаучных предметов, измеряемая PISA, оценивается как низкая.

Показатель рано покидающих образование в Австрии (ESL) достиг национальных и европейских целевых показателей и продолжил стабильное снижение до 6,9% в 2016 году. Это значительно ниже среднего показателя по ЕС в 10,7% и  показателя  европейских стран 2020 — 9,5%. Разница показателей  между мальчиками и девочками  лишь на 1,7 п.п., что является одним из самых наименьших  гендерных разрывов в ЕС. В то время как показатель среди населения, родившегося за границей, резко снизился, они по-прежнему более чем в два раза чаще покидают школу раньше, чем коренные жители (14,7% против 5,5%).

Участие в раннем образовании и обучении (ECEC) постоянно растет. В 2015 году доля участия в ECEC детей в возрасте от 4 лет до стартового возраста обязательного образования (6) соответствовала среднему по ЕС (95% против 94,8%).   97,2% 5-летних и 92,7% 4-летних детей посещают ECEC. Число детей в возрасте до 3 лет в дошкольных учреждениях продолжает расти, достигнув 75% для трехлетних детей в 2015 году и 25,5% для детей от 0 до 2 лет, в четыре раза больше, чем в 1995 году (4,6%)1. Тем не менее, по-прежнему существуют значительные региональные различия между Веной (45,1%), Верхней Австрией (14,5%), Штирией (13,4%) и Каринтией (20,6%), а также между социально-экономическими группами (Statistik Austria 2016a).

Социально-экономический статус родителей и их уровень образования оказывают большее влияние на результаты образования в Австрии, чем в других странах ЕС. Детей родителей с высшим образованием (34% от образца PISA) явно превышает средний уровень  среди учеников с высокой успеваемостью (естественнонаучные предметы- 60%, математика — 62%, чтение — 53%). Для сравнения, от 1 до 2% лучших учеников – это  дети родителей, которые только завершили обязательное образование. В естественнонаучных предметах  35,1% австрийских учащихся из нижнего социально-экономического квартиля имеют низкие оценки, и  только 1,6%  имеют высокие показатели. Это контрастирует с теми, кто находится в верхнем социально-экономическом квартиле, из которых лишь 8,5% имеют низкую успеваемость, а 16,5% — высокую. Австрия испытала 2,2 pps. снижение жизнестойкости2 среди находящихся в неблагоприятном положении учащихся в период с 2006 по 2015 год (с 28,1% до 25,9%). Для повышения качества, равенства  и доступности  образования Совет ЕС опубликовал следующую рекомендацию Австрии в рамках Европейского семестра 2017 года: «Улучшить образовательные достижения малообеспеченных молодых людей, в частности, мигрантов» (Совет Европы Союз 2017).

Рисунок 2. Доля учащихся, демонстрирующих низкие достижения во всех трех областях: естественнонаучные предметы, чтение и математика

 

Источник: Европейская комиссия, DGEAC (2016). PISA 2015: результаты деятельности ЕС и первоначальные выводы в отношении образовательной политики в Европе на основе OISDPISA 2015, URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/pisa-2015-eupolicynote_en.pdf.

 

Разрыв в показателях между немигрантами и мигрантами остается широким. Мигранты в первом поколении отстают от  немигрантов  на  82  балла PISA и мигранты второго поколения лишь частично догоняют немигрантов  с разницей в 63 балла. Влияние социально-экономического статуса на этот разрыв находится в рамках среднего показателя по ЕС: оно снижает  недооценку до 57 и 38 баллов PISA соответственно, что эквивалентно примерно 2-м и 1-му году обучения. Ученики из среды мигрантов в 3,6 раза чаще показывают низкие показатели в естественнонаучных предметах: приспосабливаясь к своему социально-экономическому прошлому, они все же в 2,5 раза чаще показывают худшие результаты, чем коренные жители. Учащиеся, которые не говорят на языке преподавания, дома показывают 79 баллов по PISA в естественнонаучным предметам, что эквивалентно более чем 2-мгодам обучения. Укрепление языковых компетенций в немецком языке является ключевым предварительным условием для улучшения результатов обучения.

Австрия продолжает осуществлять меры по содействию интеграции беженцев и мигрантов.Заявки на предоставление убежища резко сократились в первом квартале 2017 года. Меры в области образования направлены главным образом на изучение языка и представления школы, в том числе при помощи переходных классов.3 Дополнительная поддержка предоставляется учителям, среди прочего, через межкультурные коллективы. Закон об интеграции (июнь 2017) обязывает мигрантов посещать языковые курсы, а также курсы по культурному наследию  и обязывает каждого просителя убежища подписывать декларацию об интеграции.

Австрия продолжает отделять учащихся с особыми потребностями. Многие родители предпочитают определять своих детей в специализированные школы, как на начальном уровне, так и в младших классах средней школы. Но в обычных школах, в том числе и после окончания обязательного школьного образования, все чаще предпринимаются попытки обеспечить более инклюзивное образование. С 2015/16 года Министерство образования осуществляет меры по созданию пилотных регионов для комплексного обучения.4 Параллельно со школами специального назначения на региональном уровне были созданы децентрализованные центры интеграции и педагогики специальных потребностей.5 Соотношение мигрантов в школах, предназначенных для детейс особыми потребностями продолжает оставаться непропорционально высоким. Кроме того, по-прежнему существуют пробелы в предложении и качестве образования в школах, предназначенных для детей с особыми потребностями после обязательной школы.


1PISA 2015 Таблица  I.6.7.

2Устойчивые учащиеся в исследованиях PISA приходят из неблагополучных семей, но при этом демонстрируют высокий уровень успеваемости в школе.

3Профессиональное образование и обучение играют центральную роль; см. раздел 7.

4https://www.bmb.gv.at/schulen/bw/ueberblick/bildungswege_sp.html.

5См. Примеры региональных структур: Нижняя  Австрияhttp://www.lsr-noe.gv.at/index.php/zis.html ; Каринтияhttps://www.sonderpaed.at/reg-zentren/; Штирияhttp://www.spz.at/; Вена https://www.wien.gv.at/bildung/stadtschulrat/schulsystem/pflichtschulen/sonder-integration.html.

 

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Численность молодежи Австрии, вероятно, будет расти в предстоящие годы. Исследование, проведенное в 2015 году, прогнозирует увеличение численности населения, предполагая, что иммиграция продолжится, что приведет к 10-процентному росту в возрасте до 20 лет с 1,69 млн. в 2015 году до 1,86 млн. В 2035 году (Statistik Austria, 2016b). В 2015 году 825 500 человек или 9,62% населения были в возрасте от 6 до 15 лет и подлежали обязательному обучению. Эта пропорция будет оставаться довольно стабильной с течением времени и  прогнозируется  9,67% (OECD 2016a) в 2030. Некоторые провинции выиграют (особенно в Вене), а другие потеряют население, особенно на юге (Statistik Austria 2016b).

При соответствии общих расходов на образование среднему по ЕС, Австрия тратит меньше на ECEC и больше на начальное и низшее среднее образование. Расходы на государственное образование оставались стабильными на уровне 5% от ВВП в 2015 году, близкие к среднему по ЕС. Расходы государственного управления как часть  общих государственных расходов увеличились с 9,4% в 2014 году до 9,6% в 2015 году.

Реализация текущих реформ в области образования, направленных на повышение эффективности, может  слегка уменьшить расходы. Расходы на ученика по ECEC значительно ниже, чем в странах-партнерах. Тем не менее, Австрия тратит относительно больше на начальное и неполное среднее  образование: примерно на треть больше, чем в Германии, и на одну пятую больше, чем Швеция. Эта закономерность сохраняется и в законченном среднем  и после среднемнетретичном образовании. Некоторые из этих расходов объясняются уникальным  профессиональным образованием в старших классах в Австрии, которое теперь имеет квалификацию  ISCED5, что затрудняет их полное сравнение6. Австрия тратит меньше на академическое, чем на неакадемическое образование в младших классах средней школы. Обзор OECD по школьным ресурсам (OECD 2016a) показал, что расходы на одного учащегося в общеобразовательных школах (Neue Mittelschule / Hauptschule) являются сравнительно высокими. Академические средние школы не видели увеличения расходов в период с 2012 по 2013 год (OECD 2016a). Эти данные предшествуют годам, когда была создана основная масса «новых средних школ (НМС)».


6Eurostat: educ_uoe_fini04

5. Модернизация школьного образования

 

В течение следующего десятилетия перед Австрией встает задача обновления педагогического корпуса. Более 40% учителей в среднем образовании старше 50 лет. Размеры классов меньше, чем в странах-партнерах (Германия, Финляндия или Дания). В PISA 2015 Австрия показывает дефицит персонала в области образования выше среднего (как определено директорами школ), выше, чем Нидерланды, Дания или Финляндия (OECD 2016d). Австрийские учителя зарабатывают меньше, чем в других сопоставимых государствах-членах ЕС 7.Они также зарабатывают значительно меньше, чем в среднем по ЕС, по сравнению с другими профессиональными работниками с высшим образованием (OECD 2016d).

Рисунок 3. Распределение учителей в возрасте 50 лет и старше по школьному уровню в 2015 году

 

Источник: Eurostat (UOE 2015). Online data code: educ_uoe_perp01.

 

Австрия прилагает значительные усилия для улучшения использования цифровых инструментов в образовании и улучшения цифровых навыков, но пока с ограниченными результатами. Согласно австрийскому отчету об образовании 2015 года почти все учителя (90%) используют цифровые средства и Интернет в процессе подготовки уроков, но гораздо реже во время самих уроков. Это независимо от их возраста. В докладе говорится, что учителя недостаточно осведомлены о цифровых методах обучения и что непрерывной профессиональной подготовки учителей недостаточно. В январе 2017 года Австрия приняла национальную стратегию цифрового образования «Школа 4.0 — давайте оцифруемся» (вставка 1). Помимо цифровизации, продвигаются другие важные компетенции: предпринимательство стало основополагающим принципом образования, в то время как «Экономическое образование» и «Воспитание потребителей» направлены на то, чтобы ученики могли активно участвовать в австрийской, европейской и мировой экономике.

Вставка 1: Стратегия цифрового образования Австрии «Школа 4.0 — давайте оцифруемся»

Четыре компонента  новой стратегии цифровизации «Школа 4.0 –давайте оцифруемся»  нацелены на укрепление как технических ноу-хау молодых людей, так и их способностей критически осмысливать  онлайн-контент.

Компонент I  — образование: начальное образование будет знакомить  детей в игровой формес  цифровыми технологиями  и медиа. Учебные планы третьего и четвертого классов содержат цифровые основы, которые при необходимости могут  быть введены уже  в 1 и 2 классах. Компетенции учеников будут зарегистрированы  в  документе (digi.check4). С 5 по 8 классы учебные программы содержат от 2 до 4 часов в неделю «цифровых основ». «Digi.check» проверяет компетенции в 8 классе (компетенции в области информационных технологий с использованием стандартных программ, медиаграмотность). Еще одна цель — научить учеников критически анализировать  контент  социальных сетей  и цифровых медиа.

Компонент II   предусматривает  начальную и непрерывную цифровую подготовку учителей. Обязательный и модульный учебный курс (6 баллов по ECTS) должен быть завершен в течение 3 лет после начала обучения в школе.

Уже работающие учителя могут пройти этот курс  по желанию. Виртуальный педагогический институт будет поддерживать это, а также внедрение цифровых навыков в учебную программу начальных и младших классов средних школ с 2018/2019 года.

Компонент  III концентрируется на расширении инфраструктуры. К 2021 году все школы будут иметь широкополосный доступ и доступ к WLAN, по сравнению с 96% федеральных и 78% обязательных школ сегодня. Все 86 000 учеников 5 класса должны получить планшетные компьютеры и все 84 000 учеников в 9 классах ноутбуков, при условии наличия доступных средств.

Компонент  IV способствует и облегчает доступ к бесплатным цифровым учебным и образовательным материалам.Eduthek свяжет доступный контент и медиа и сделает его доступным через одну точку доступа. Он будет содержать учебные и методические материалы, рекомендуемые педагогические приложения и игры, а также инновационные инструменты для современного обучения.

https://www.bmb.gv.at/schulen/schule40/index.html

После медленного старта реализация реформы 2015 года набирает обороты, обеспечивая большую автономию. Первый пакет реализации, принятый в 2016 году, улучшил  переход  от  последнего  обязательного года дошкольного обучения к  первым 2 годам начальной школы. Это новое пространство для сотрудничества улучшает обмен информацией между учреждениями и облегчает предоставление учащимся дополнительной индивидуальной поддержки, в частности, языковой поддержки. Основываясь на оценке потенциала ребенка в возрасте 3,5 лет, «образовательный компас» будет регистрировать их  таланты и потребности в области развития, в том числе лингвистические. Второй пакет реализации, принятый летом 2017 года, дает школам / школьным руководителям больше автономии и позволит административную кластеризацию нескольких школ. Размеры классов и групп могут определяться школами в соответствии с педагогическими и дидактическими требованиями. Руководителям школ будет разрешено выбирать своих учителей. Также будет  возможно, если родители и учителя согласятся простым большинством голосов, превратить школу в общеобразовательную школу для учеников в возрасте 10-14 лет. Администрирование школ и учителей, которое в настоящее время разделено между федеральным и региональным уровнями, изменится. Создаются  региональные Bildungsdirektionen, где директор назначается на федеральном уровне по согласованию с губернатором области. Будет  создан единый центр обработки данных, который сделает  полностью прозрачным  распределение учителей в регионах.

Вставка 2: Проект «Мосты в будущее»

Проект, софинансируемый Европейским социальным фондом, направлен на то, чтобы побудить молодых людей, нуждающихся в поддержке, стремиться к  обучению. Это способствует диалогу между предприятиями и субъектами при переходе от школы к работе, такими как Торгово-промышленная палата, инициатива Schule&Wirtschaft, школьные инспекторы и  центры профориентации и занятости, ориентированные на «таланты и компетенции»  и адресованные на региональном уровне молодым людям в младших классах средней  школы. Это должно привести к инновационным способам взаимодействия между ними. Проект также нацелен на обеспечение лучшего обзора доступных мер поддержки.

http://www.esf.at/esf/projekte/oberoesterreich/


7 Цифры основаны на паритете покупательной способности и в долларах США, сравнивая заработную плату начальных учителей с 15-летним опытом: Австрия: 43 276; Финляндия: 39 456; Германия: 63 961; Дания: 52 481; Нидерланды: 53 544. Сравнения для учителей с низкими и средними уровнями образования дают аналогичные результаты.

6. Модернизация высшего образования

 

Уровень образования в высших учебных заведениях достиг цели национального и европейского уровней 2020, и уровень занятости  высок. При уровне 40,1% уровень образования в высших учебных заведениях немного выше среднего уровня ЕС — 39,1%. Гендерный разрыв не так велик как  в среднем по ЕС: 38,3% мужчин (34,4% в ЕС) по сравнению с 42% женщин (43,9% в ЕС). Однако в семи из девяти регионов показатели ниже среднего по ЕС. Разница между регионами составляет 14,4 pps., от Форарльберга — 33% до Вены с третичным достижением 47,4%. В 2015 году около одной трети закончили программы с коротким циклом, в основном профессионально ориентированные HTL и HAK. Выпускники  с высшим образованием находят работу быстрее, уже 90,5% работают через 3 года после окончания учебы. Это  на 7,7 pps. выше, чем в среднем по ЕС, и на 3,9 pps. выше уровня занятости выпускников средних и высших учебных заведений. Чтобы стать лидером инноваций, Австрия стремится увеличить долю выпускников естественно-научного цикла, технологии, инженерии и математики (STEM) (Федеральная канцелярия 2011).

Доля иностранных студентов  продолжает расти, в то время как общее количество студентов остается  стабильным. За последние 3 года количество и распределение всех студентов по всем областям исследований оставалось в целом стабильным. С 10,2% иностранных студентов в 2015 году Австрия имеет вторую по величине долю в ЕС студентов-выпускников из-за рубежа после Люксембурга8. Австрийские высшие учебные заведения адаптировали свои программы с более чем 300 учебными предложениями на иностранном языке, в основном на английском языке. У австрийских студентов в принципе есть бесплатный доступ9 к высшему образованию.

Австрия планирует внедрить инструменты управления доступом к высшему образованию и ограничить доступ на основе заранее определенного количества учебных мест. Фаза индукции, созданная в 2002 году для облегчения доступа к исследованиям в области высшего образования, была преобразована в фазу введения и ориентации. С 2013/2014 года она была интегрирована в первый этап исследования как часть новой системы управления доступом в выбранном числе дисциплин 10. Не было выявлено существенного влияния на социально-экономический профиль. Количество студентов постоянно увеличивалось за последнее десятилетие, так же как и число выпускников. Однако развитие ресурсов и преподавательского состава отстает (Европейская комиссия 2016, 2017а). Поэтому переход к полностью управляемой системе доступа к высшему образованию сочетается с идеей увеличения ресурсов для повышения качества и эффективности.

Принятие национальной стратегии по социальному измерению в высшем образовании11 является предпосылкой для дальнейших реформ. Дополнительное значение  имеет  предотвращение того, что предполагаемое введение полностью управляемого доступа к высшему образованию может привести к увеличению неравенства. Учебные гранты уже увеличены, а диапазон получателей увеличен. Эта стратегия является первым всеобъемлющим документом, направленным на улучшение доступа к высшему образованию для менее представительных групп. Он устанавливает количественные цели вплоть до 2025 года 12  и был сформулирован в контексте Болонского процесса, а также на основе рекомендаций ЕС. Он включен в основную стратегическую реформу системы финансирования на основе (ограниченного) количества учебных мест. Он был составлен с участием заинтересованных сторон. Он опирается на результаты работы рабочих групп по вопросам социального обеспечения и поддержки студентов, нетрадиционного доступа, борьбы с отсевом и гендерным равенством.

«Цифровая дорожная карта», принятая в 2016 году, имеет важный образовательный аспект.13 Использование цифровых технологий в высшем образовании растет как в сфере преподавания, так и в сфере публикаций. Структурные фонды высшего образования (Hochschulraumstrukturmittel) будут инвестированы в новую «электронную инфраструктуру» чтобы  разработать национальную инфраструктуру для создания, открытия и обмена открытыми образовательными ресурсами (OER) .14 Соглашения с высшими учебными заведениями о финансировании на основе эффективности будут стимулировать  расширение программ цифрового образования и обучения. Лицензирование образовательного контента для открытого использования должно помочь распространить его на других пользователей.15


8educ_uoe_mobg03.

9 Однако для нескольких областей исследования уже был введен управляемый доступ.

10Архитектура; биология и биохимия; информатика; экономические исследования; фармацевтические исследования.

11Больше информации: https://wissenschaft.bmwfw.gv.at/bmwfw/studium/nationale-strategie-zur-sozialendimension/

12В документе определены три общие цели: (I) более интегративный доступ; (II) предотвращения отсева и улучшения результатов; и (III) оптимальные рамочные условия для управления политикой. Существует девять «линий действий», которые варьируются от улучшения консультирования и информации до подтверждения неофициальных и неформальных компетенций. Высшим учебным заведениям и центральным органам предлагается сосредоточиться на вопросах социального и справедливого развития.

13https://www.digitalroadmap.gv.at/en/

14http://www.openeducation.at/en/home/

15Цифровые программы повышения квалификации для взрослых педагогов и новые неофициальные и неформальные образовательные программы, предоставляемые в цифровой форме во внеклассных молодежных программах, а также в обучении родителей, также имеют приоритетное значение в рамках цифровой дорожной карты.

  7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Доля старшеклассников (ISCED3) в профессиональном образовании и обучении остается высокой — 69,5% в 2015 году — 22,2 pps. выше среднего по ЕС. В 2014-2015 годах около пятой части выпускников пришли из средних технических и профессиональных школ или высших технических и профессиональных колледжей. В то время как среди выпускников средних технических и профессиональных школ девочки доминируют с преимуществом около 60%, состав выпускников высших технических и профессиональных колледжей остаётся нейтральными по гендерному признаку (StatistikAustria 2016a). Уровень занятости недавних  выпускников профессионального образования и обучения (ПОО) в 2016 году, составив 85,5%, был выше среднего по ЕС в 75%. Участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении всей жизни в 2016 году составило 14,9%, что значительно выше среднего показателя по ЕС на 10,8%. Поскольку обучение взрослых возрастает с уровнем образования, с 2012 года Инициатива в области обучения взрослых повысила участие людей с более низкой квалификацией неполной средней школы до 5,1% в 2016 году. Без достаточного финансирования для удовлетворения существующих потребностей продолжающийся успех остается под вопросом.

Система ПОО остается примером в Европе и является одним из основных национальных направлений в области образования, но показывает большие региональные диспропорции. Одним из наиболее важных текущих вызовов является разница региональных ПОО на основе ученичества. Вена и некоторые другие регионы испытывают недостаток ученических мест в образовательных компаниях, тогда как в других регионах компании не всегда могут найти учеников, которых они ищут. Для решения этой проблемы Австрийская экономическая палата инициировала пилотный проект «надрегионального ученичества» в сотрудничестве с Службой занятости и Федеральным министерством экономики. Австрия приняла ряд мер по повышению уровня квалификации. Недавно принятый закон об обязательстве в области образования и профессиональной подготовки до 18 лет (Ausbildungspflichtgesetz) обеспечивает основу для повышения квалификации малоимущих молодых людей. Кроме того, планы стандартизованных типов частичной квалификации направлены на улучшение образовательных достижений учащихся.

ПОО играет решающую роль в стратегии страны по интеграции беженцев и мигрантов.

Инициативы направлены на оценку навыков и признание квалификаций, полученных в других местах. Они также направлены на то, чтобы помочь беженцам и мигрантам  попасть в программу  ПОО. «Переходный этап в программе австрийских школ и колледжей ПОО, начатый в учебном году 2015/2016, показывает некоторые обнадеживающие результаты.

 8. Ссылки

 

BIFIE (2013), Standardüberprüfung 2013, Englisch, 4.Schulstufe, Bundesergebnisbericht.

https://www.bifie.at/system/files/dl/01_BiSt-UE_E8_2013_Bundesergebnisbericht_gesamt.pdf

BIFIE (2016a), Nationaler Bildungsbericht/Austrian Education Report 2015 https://www.bifie.at/nationaler-bildungsbericht-oesterreich-2015/

BIFIE (2016b), Standardüberprüfung 2015, Deutsch, 4.Schulstufe, Bundesergebnisbericht. https://www.bifie.at/system/files/dl/BiSt_UE_D4_ 2015_Bundesergebnisbericht.pdf

BIFIE (2016c), PISA 2015. https://www.bifie.at/news/3796

BMB-Federal Ministry for Education/Bifie (2016), NationalerBildungsberichtÖsterreich 2016, (Austrian Education Report). https://www.bifie.at/nb

BMB-Federal Ministry for Education ,(2017), digi.check4 SammelpassfürVolksschulen’ http://pubshop.bmbf.gv.at/detail.aspx?id=643

BMWfW, Unger at al (2015), Evaluierung des Aufnahmeverfahren nach §14UG 2002. https://www.ihs.ac.at/fileadmin/public/media_corner/user_upload/StEOP_Eval_Endbericht.pdf

BMWfW, (2017) Nationale Strategie zur sozialen Dimension in der Hochschulbildung. https://www.bmwfw.gv.at/Presse/AktuellePresseMeldungen/Documents/2017_Strategien_Book_WEB%20nicht%20barrierefrei.pdf

BMWfW (2011), Der Weg zum Innovation leader. https://www.bmvit.gv.at/innovation/publikationen/forschungspolitik/downloads/fti_strategie.pdf

Council of the European Union (2017), Council Recommendation of 11 July on the 2017 National Reform

Programme of Austria and delivering a Council opinion on the 2017 Convergence Programme of Austria. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9282-2017-INIT/en/pdf

Federal Chancellery (2011), Strategie der Bundesregierung für Forschung, Technologie und Innovation https://www.bmvit.gv.at/innovation/publikationen/forschungspolitik/downloads/fti_strategie.pdf

Federal Chancellery (2016), National Reform Programme, Austria 2017. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-national-reform-programme-austria-en.pdf

Hatak, Isabella; Reiner, Elisabeth (2011), Entrepreneurship Education in Secondary Schools.

Education systems, teaching methods and best practice — a survey of Austria, Finland, France, Germany, Italy,Spain, Sweden https://www.wu.ac.at/fileadmin/wu/d/ri/ricc/Forschung/Laufende_Projekte/researchreport2011_1.pdf

European Commission (2016), Education and Training Monitor, Volume II, Austria 2016. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-at_en.pdf

European Commission (2017a), European Semester Country Report Austria. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-austria-en_1.pdf

European Commission (2017b), Europe’s Digital Progress Report 2017. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/europes-digital-progress-report-2017

OECD (2016a), Reviews of School Resources: Austria. https://search.oecd.org/education/oecd-reviews-of-school-resources-austria-2016-9789264256729-en.htm

OECD (2016b), Education at a Glance. http://www.oecd.org/edu/education-at-a-glance-19991487.htm

OECD (2016c), PISA Low-Performing Students. http://www.oecd.org/edu/low-performing-students-9789264250246-en.htm

OECD (2016d), PISA 2015 Results. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

Statistik Austria (2016a), Bildung in Zahlen 2015/16. https://uniko.ac.at/modules/download.php?key=13584_DE_O&cs=4BAE

Statistik Austria (2016b), Demographische Indikatoren, erstellt am 22.12.2016

Statistik Austria (2016c), Statistisches Taschenbuch 2016. https://oravm13.noc-science.at/apex/f?p=103:36

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.