Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Словения

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Словения / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/811-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-sloveniya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Словения

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

3,9 %

4,9 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

40,1 %

44,2 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

90,9 %12

90,5 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

21,1 %12

15,1 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

20,1 %12

16,1 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

12,9 %12

15,0 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

73,8 %

76,7 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

12,5 %

11,6  %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,5 %

 

5,6 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€7028

€707814

:

: 14

ISCED 3-4

 

€5724

€563614

:

: 14

ISCED5-8

€8602

€881514

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Словении

3,5 %

4,4 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Словении

16,4 % U

15,6 % U

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Словении

42,4 %

46,8 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Словении

13,1 % U

19,2 %U

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

61,8 %

70,3 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

79,3 %

80,2 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

1,5 %

2,0 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

2,6 %

4,1 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество стран зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEAC на основе имеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростат (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 

 2.Основные тезисы

 

— Словения имеет высокообразованное население, она достигла своих национальных целевых ориентиров в рамках стратегии Europe 2020, при этом сохраняя низкую долю учащихся, бросающих образование, и высокую долю граждан с третичным образованием.Однако различия между учащимися коренного происхождения и школьниками из семей мигрантов остаются значительными.

— Значительный охват детей системой раннего обучения и ухода создает прочную основу для их успехов в дальнейшем овладении базовыми навыками.

— В секторе высшего образования проводятся реформы, которые касаются изменений в системе финансирования с акцентом на результатах; повышения числа поступающих; поддержки интернационализации и усиления контроля качества.

— Многие молодые люди учатся на программах профессионального образования. Для привлечения работодателей и поддержки молодых людей в переходе к трудовой деятельности восстанавливается система стажировок.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Общий уровень базовых навыков 15-летних школьников в Словении высокий и продолжает расти. Словенские 15-летние учащиеся показывают хорошие результаты в трех предметных областях тестирования PISA – естественные науки, математика и чтение. Особые успехи Словении связаны со значительным сокращением доли плохо успевающих учащихся по чтению с 2009 года (второе место после Ирландии) (сноска: с 21,2 % в 2009 году до 15,1 % в 2015 году). В настоящее время данных для того, чтобы объяснить эту тенденцию, недостаточно. Доля плохо успевающих учащихся ниже, чем в среднем по ЕС в исследуемых предметных областях(15 % по естественным наукам, 16,1 % по математике и 15,1 % по чтению); по каждому из этих предметов Словения приблизилась к целевому индикатору ЕС 2020 (15 % плохо успевающих учащихся). Другие международные сравнительные исследования показали, что за последнее десятилетие подобных успехов добились также учащиеся 4 и 8 классов по математике и естественным наукам. Например, исследование TIMSS в 2015году показало резкий рост результатов на 58 и 79 баллов соответственно по математике и естественным наукам у учащихся 4 классов в период между 1995 и 2015 гг. (сноска: С 462 баллов в 1995 году до 520 баллов в 2015 году по математике и с 464 баллов в 1995 году до 543 баллов в 2015 году по естественным наукам у учащихся 4 классов). Результаты словенских школьников 8 классов оказались в ряду лучших среди участвующих стран ЕС по математике (третий результат) и естественным наукам (первый результат среди стран ЕС).

Ситуация с равенством в образовании улучшается, но в некоторых сферах неравенство пока остается. Доля учащихся из самого низкого социально-экономического квартиля, имеющих низкие результаты, составляет 25,1 %, а из верхнего квартиля – всего 6,3 %. Однако этот разрыв меньше, чем в целом в ЕС (18,9 пп. и 26,6 пп.). Кроме того, различия в результатах, связанные с социально-экономическим статусом, снизились с 17,5 % в 2006 году до 13,5 % в 2015 году, что говорит об улучшении ситуации с неравенством. Разница в результатах среди школ явным образом зависит от социально-экономического статуса школы и учащихся там детей. К тому же, разница в доле плохо успевающих учащихся среди детей мигрантов (7,8 % учащихся в исследовании PISA 2015) и коренного населения достаточно высока. Разница в результатах по естественнонаучным предметам у учащихся, говорящих и не говорящих на словенском языке дома, достаточно большая, но ниже, чем в большинстве стран ЕС (88 баллов, что соответствует примерно трем годам школьного обучения) (сноска: среднее значение по OECD – 52 %).

В тестировании PISA результаты у девочек оказались значительно лучше, чем у мальчиков, хотя гендерный разрыв уменьшается. По доле девочек, показавших выдающиеся результаты в решении задач высокой сложности в дисциплинах естественнонаучного цикла, Словения заняла 9 место (10,4 %) среди 72 стран и экономик, которые принимали участие в исследовании PISA 2015. По чтению девочки занимают восьмое место в PISA. Несмотря на значительный рост результатов между тестами PISA в 2012 и 2015 гг. – самый значительный среди членов ЕС – результаты мальчиков по владению навыками чтения пока не на высоте. Мальчиков, имеющих плохую успеваемость по чтению,  на 12,1 % больше, чем девочек(средний результат по ЕС – 9,6 % — Рисунок 2).

Рисунок 2. Средние результаты PISA в 2015 году в зависимости от пола и гендерный разрыв в Словении ( в баллах)

 

Источник: OECD (PISAТом 1, 2015) Код онлайн данных: Table 1.2.8a, Table1.4.8a, Table1.5.8a

Учащиеся в Словении редко бросают школу, и большинство из них – мальчики. Только 4,9 % учащихся в возрасте 18-24 лет в 2016 году бросили обучение, не окончив старшую среднюю школу. Это третий с конца результат в ЕС, он более чем в два раза меньше, чем среднее значение по ЕС (10,7 %) в 2016 году. Соответствующие данные по детям, рожденным за пределами Словении, не так надежны из-за малой выборки, однако можно утверждать, что эти дети чаще бросают школу (15,6 %), чем дети коренного населения (4,4 %). Также как и в других странах ЕС, в Словении школу чаще бросают мальчики (6,7 %), чем девочки (3,1 %).

Охват детей системой раннего обучения и ухода  растет. Число детей, посещающих детские сады в Словении, растет.Доля таких детей в возрасте от 4 до 6 лет составила в 2015 году 90,5 %. Это значение приближается к среднему значению по ЕС (94,8 %) и целевому ориентиру ЕС (95 %). 82,8 % 3-летних детей посещали детский сад в 2015 году. Доля 2-летних детей, посещающих ясли, составляла 69 %, а детей до 2 лет – 21,4 % соответственно.Это соответствует пятому и шестому местам среди стран ЕС (Eurostat, 2015) (сноска: источник: Евростат (UOE 2015). Код онлайн данных: uoe_enrp07).

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Словения уменьшает инвестиции в образование. Расходы на образование как доля от ВВП составили в 2015 году 5,6 %, снизившись на 0,4 пп., а за предшествующий год снизились на 0,5 пп. (в 2014 г.) (сноска: Источник: Евростат, статистика общих государственных финансов (2015), код онлайн данных gov_10_a_exp). Но и теперь Словения остается в десятке стран, лидирующих по расходам на образование, приблизившись к среднему значению в 4,9 %. Доля расходов на образование от общих совокупных государственных расходов в 2015 году (11,6 %) также превышает среднее значение по ЕС (10,3 %), но снизилась по сравнению с 2014 годом (12,1 %). С 2009 года государственные расходы на образование в реальном исчислении снизились на 13 %, при этом число школьников и студентов оставалось в целом стабильным.

Распределение расходов между разными секторами образования в Словении в 2015 году в целом соответствует средним значениям по ЕС. На среднее образование выделено 35,7 % (в среднем по ЕС – 38,7 %); на третичное образование — 18,8 % (среднее значение по ЕС – 15,2 %); на дошкольное и начальное образование — 37,3 % (в среднем по ЕС –31,4 %) (сноска: Источник: Евростат, статистика общих государственных финансов (2015), код онлайн данных gov_10_a_exp). Сокращение бюджета на среднее, дошкольное и начальное образование как доля от годового финансирования год за годом снижается по сравнению с общими сокращениями бюджета. На уровне третичного образования эти сокращения увеличиваются.

5. Модернизация школьного образования

 

Важным нововведением является повсеместное введение изучения иностранного языка на более ранней ступени начального образования. Одним из самых важных нововведений в школьном образовании является введение изучения первого иностранного языка как обязательного предмета для учащихся второго класса начальной школы (в возрасте 7 лет). В апреле 2015 года 90 начальных школ были выбраны для апробирования этой программы, а после с 2016/2017 учебного года эта программа была введена повсеместно (сноска: MESS (2016)). Это изменение, а также возможность выбирать второй иностранный язык в 4 классе (в возрасте 10 лет) как предмет по выбору, должны помочь развитию ключевых компетенций детей и повысить их мобильность в образовании в будущем.

Значительные расходы на образование не отражаются на повышении зарплат учителей. Зарплаты учителей в Словении находятся на уровне ниже EU-22 во всех секторах образования и на любой карьерной ступени (зарплата начинающего учителя, зарплата учителя со стажем 10 лет, со стажем 15 лет, максимальная зарплата) (OECD, 2016a). Реальная зарплата учителя младших классов средней школы в 2014 году составляла 88 % от доходов работников других сфер с третичным образованием, что выше, чем в среднем по OECD (OECD, 2016b). После периода, когда зарплаты учителей не повышали, в 2016 году в Словении была возобновлена система поощрений в зависимости от степени и звания, а также надбавки за работу в праздничные дни для всех работников, включая учителей (Eurydice, 2016).  

6. Модернизация высшего образования

 

Широкий охват населения третичным образованием скрывает значительные гендерные различия. Доля населения Словении, имеющего третичное образование, продолжает расти: в 2016 году 44,2 % населения в возрасте 30-34 лет имели третичное образование, а в 2015 году только 43,4 %. Это выше среднего значения по ЕС (39,1 %) и национального ориентира Europe 2020 (40 %). Доступность высшего образования поддерживается за счет отсутствия платы за обучение, однако данные различаются для мужчин и женщин. Женщины чаще мужчин получают высшее образование. Гендерный разрыв является вторым по значению среди стран ЕС – 55,3 % среди женщин, и 33,6 % среди мужчин. Уровень занятости в Словении медленно восстанавливается до докризисного, и в целом одинаков для мужчин и женщин. Уровень занятости молодых людей с третичным образованием в возрасте 20-34 лет, которые закончили вуз 1-3 года назад,составлял в 2016 году 80,2 %, что немного ниже среднего уровня по ЕС (82,8 %). Это значение растет с 2012 года, когда оно составляло 78,6 %. Для мужчин оно составляет 82,5 %, а для женщин – 78,5 % (сноска: Источник: Евростат (LSF 2016). Код онлайн данных: edat_lfse_24).

 

Рисунок 3. Наличие третичного образования у граждан (30-34 года) в зависимости от пола в 2016 году (%)

 

Источник: Евростат (LFS, 2008-2016). Код онлайн данных: edat_lfse_03

Реформирование высшего образования было начато в 2016 году, а его реализация начинается в 2017 году. В основе двухэтапной реформы высшего образования лежит идея ускорить введение мероприятий, по которым заинтересованные стороны достигли согласия, в то же время, отложив более спорные меры до принятия фундаментальных изменений в законодательстве. Первым шагом в ноябре 2016 года стал пересмотр Закона о высшем образовании. Таким образом институциональная аккредитация, пришедшая на смену аккредитации образовательных программ,позволила упразднить процедуру реаккредитации программ и увеличить вовлеченность студентов во внутреннюю систему управления. Важные изменения были введены в систему финансирования высшего образования (Вставка 1).

Запланирована серьезная реструктуризация системы финансирования высшего образования на основе создания системы, ориентированной на результат. Вторым шагом реформы высшего образования стало соглашение правительственной коалиции, рассчитанное на 2014-2018 гг., о разработке нового Закона о высшем образовании к концу 2017 года. Новый закон должен утвердить, что считать государственными услугами в высшем образовании и из каких источников эти услуги будут финансироваться. Он также более четко определит права и обязанности работников (сноска: включая их педагогические, исследовательские и прочие обязанности) в системе высшего образования и науки; определит права студентов и получателей услуг высшего образования; и введет более стабильное и системное финансирование исследовательской деятельности. Однако у заинтересованных сторон остается еще ряд спорных вопросов. Например, признавать ли приносящей доход деятельностью государственные услуги университетов, и следует ли финансировать их из государственных источников. Эта деятельность включает оплату преподавательской нагрузки аспирантам или студентам с частичной занятостью, а также участие в проектах, финансируемых частными лицами. Определение роли государственных услуг зависит от определения стратегии развития высшего образования (сноска: Решаемые вопросы включают вопрос о сбалансированности миссий небольших региональных факультетов (частных и государственных) и университетов и больших исследовательских университетов).

Вставка 1: Реформа финансирования высшего образования

В пересмотренном Законе о высшем образовании в ноябре 2016 года была представлена система финансирования вузов на основе их результативности.

Закон ввел новые элементы в формулу по расчету финансирования высшего образования:

— базовая часть, состоящая из фиксированной (индексируемая каждый год) и вариативной (максимум 25 % от базовой части) составляющих; и

— часть на развитие (максимум 3 % от общего финансирования).

Изменения включают пересмотр формулы финансирования, детали которого будут представлены в указе  о бюджетном финансировании высшего образования осенью 2017 года. Судя по всему, формула финансирования будет переориентирована с потребности на результат, что будет отражено в вариативной части, которой смогут воспользоваться наиболее успешные учреждения. В формуле также будут учитываться такие факторы, как успехи в научной деятельности, конкурентоспособность, занятость выпускников и способность привлекать исследовательские фонды и фонды развития из других источников, включая сектор бизнеса. Предполагается, что новая система финансирования заставит вузы оптимизировать свою деятельность и повысить качество преподавания и проведения исследований.

Закон в новой редакции обязывает правительство расширить финансирование исследований аспирантов (PhD) как составляющей системы государственных услуг вузов. Самый важный элемент – гарантия того, что национальное финансирование образовательной деятельности в вузе должно остаться на уровне не меньше 1 % ВВП (сейчас его размер ровно 1,0 %).

Важным нововведением является 4-летний договор о финансировании, в котором отражается не только базовая часть финансирования, но также и часть на развитие, которая расходуется на приоритетные направления деятельности учреждения в соответствии с национальными стратегическими целями. График внедрения договоров о финансировании и их содержание в законе не прописаны. Ожидается, что с введением соглашений на базе результативности у вузов появится возможность лучше адаптироваться к изменениям условий среды и самостоятельно формировать направления развития и специализации.

ЕС поддерживает реформу высшего образования в Словении, для чего в течение года планируется проведение экспертных консультаций. На них эксперты из администраций разных стран ЕС будут давать Словении рекомендации по разработке новой модели финансирования высшего образования.

 

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Охват населения системой профессионального образования и подготовки (VET) продолжит расти с введением в 2017 году системы пилотных стажировок. Профессиональное образование в Словении, к которому относятся программы профессионального (2-3 года) и технического (4 и 3+2) обучения, организовано с учетом особенностей квалификационных требований, актуальных для рынка труда, а программы согласованы с уровнем третичного образования. Доля учащихся старших классов (ISCED 3) на программах VET в Словении выросло в 2015 году на 0,7 пп. до 65,7 %, что намного выше среднего уровня по ЕС (47,3 %). С другой стороны уровень занятости недавних выпускников программ VET в 2016 году, составивший 72,3 %, оказался ниже, чем в среднем по ЕС (75 %). Пилотное введение схемы стажировок начнется в 2017/2018 учебном году в семи профессиональных школах с организации не более 200 стажировок.Закон о стажировках создаст также возможности участия в стажировках для безработных граждан. В июле 2017 года правительство подготовило для парламента проект поправки к Закону о профессиональном и техническом образовании, который затрагивает технические вопросы. Они касаются процесса подтверждения стажировочных площадок и утверждения единого регистра стажировочных площадок на национальном уровне. Он также затрагивает положение студентов вечернего обучения.

Вставка 2: Ротация преподавателей профессионального обучения и менторов в компаниях

Программа совершенствования профессиональных компетенций преподавателей появилась в 2016 году как часть инициативы Министерства образования. Программа запланирована до 2022 года и финансируется в размере 1,65 млн. евро, из которых 1,32 млн. выделены Европейским социальным фондом, а остальное – правительством Словении.Целью программы является повышение качества преподавания и практических навыков обучающихся через предоставление преподавателям и менторам возможности совершенствовать и дополнять свои знания, умения и компетенции через ротацию должностей.

Преподаватели профессиональных модулей и организаторы обучения на рабочем месте проведут 2-4 месяца в компании. За это время их будут замещать имеющие соответствующую квалификацию и подготовку эксперты из принимающих компаний или незанятые ранее учителя. Планируемое число менторов внутри компании и учителей, участвующих в программе – 560 человек, из которых 297 – в Восточной Словении, а 263 – в Западной Словении.

Образование взрослых распространено довольно широко, но серьезной проблемой остается низкое число обучающихся среди низкоквалифицированных взрослых граждан. Охват населения системой образования взрослых составил 11,6 %, что немного выше среднего по ЕС значения (10,8 %). Данные национальной статистики показывают, что в 2015 году 89 % работников обучались по профессиональным программам и 84,1 % всех бизнес структур предлагали своим сотрудникам обучение по профессиональным программам (Statistica lOffice Slovenia, 2017). Однако различия в уровне владения навыками у взрослых довольно значительные, а у пожилых людей уровень подготовки является самым низким. Пожилые и низко квалифицированные работники имеют низкую занятость, и этой проблеме уделяется недостаточно активного внимания при разработке политических мер в сфере рынка труда. Особенную озабоченность вызывает низкий уровень занятости среди низко квалифицированных женщин в возрасте 50-64 лет – 29,6 % по сравнению со средним значением по ЕС (39,1 %). В результате на Европейском семестре 2017 года Совет ЕС рекомендовал Словении «активизировать усилия по повышению занятости низко квалифицированных и пожилых работников, уделяя особое внимание систем обучения на протяжении всей жизни и мерам по содействию трудоустройству» (Council of the European Union, 2017).

Власти ищут возможности по разработке долгосрочной стратегии развития навыков и регулирования системы образования взрослых. Национальная стратегия развития навыков в настоящее время разрабатывается под руководством OECD с целью согласования позиций по поводу вопросов недостатка навыков и долгосрочного решения этих проблем. В июне 2017 года был опубликован аналитический доклад, в котором представлен список из десяти рекомендаций касающихся развития навыков, активизации и их эффективного использования, а также функционирования системы навыков (OECD, 2017). К тому же Министерство образования, науки и спорта провело публичное обсуждение проекта Закона об образовании взрослых в марте 2017 года. Предложения переданы в Министерство в июне 2017 года.  

 8. Ссылки

 

Council of the European  Union (2017), Recommendation for a Council Recommendation on the 2017 National Reform Programme of Slovenia and delivering a Council opinion on the 2017 Stability Programme of Slovenia. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9311-2017-INIT/en/pdf

European Commission (2017), Country Report Slovenia 2017: Including an In-Depth Review on the prevention and correction of macroeconomic imbalances.  https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-slovenia-en.pdf

European Commission (2016),  Eurydice, Teachers’ and School Heads’  Salaries and Allowances in Europe 2015/16. https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/2/22/Teacher_salaries.pdf

European Commission (2017), Eurydice, Key Data on Teaching Languages at School in Europe – 2017 Edition. https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Publications:Key_Data_on_Teaching_Languages_at_School_in_Europe_–_2017_Edition

National Examinations Centre (2014), National knowledge assessment – report for year 2013/2014. Retrieved from: http://www.ric./mma/Letno%20porocilo%20NPZ%202014%20dokoncno%202/2014121113504097/ 

OECD (2016a), Table D3.1a.  Teachers’ statutory salaries, based on typical qualifications, at different points in teachers’ careers (2014), in Education at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2016-table226-en

OECD (2016b), Graph D3.1.  Lower secondary teachers’ salaries relative to  earnings for tertiary-educated workers (2014): Actual salaries of lower secondary teachers teaching general programmes in public institutions, in Education at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2016-graph220-en 

OECD (2017), Skills Strategy Diagnostic Report, Slovenia 2017. http://www.oecd.org/skills/nationalskillsstrategies/Skills-Strategy-Diagnostic-report-Slovenia.pdf

Statistical Office of Republic of Slovenia (2017), Continuing vocational training in enterprises, Slovenia, 2015 (28 June 2017). http://www.stat.si/StatWeb/News/Index/6769

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.