Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Польша

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Польша / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/800-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-polsha.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Польша

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

5,6 %

5,2 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

40,5 %

44,6 %U

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

84,3 %12

90,1 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

10,6 %12

14,4 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

14,4 %12

17,2 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

9,0 %12

16,3 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

73,2 %

80,2 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

4,3 %

3,7 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,3 %

 

5,2 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€5094

€5 08614

:

: 14

ISCED 3-4

 

€4460

€430214,d

:

: 14

ISCED5-8

€6 580

€721314

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Польше

5,6 %

5,2 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Польше

:

:

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Польше

40,5 %

44,6 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Польше

:

50,7 %U

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

62,8 %

72,7 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

81,3 %

87,0 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

0,6 %

1,1 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

1,3 %

1,9 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество стран зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— Общий уровень образовательных результатов учащихся достаточно высок. Результаты Польши находятся в ряду лучших в ЕС по таким показателям, как число учащихся, бросивших школу, охват населения третичным образованием и общий уровень базовых навыков молодежи.

— Значительно вырос охват детей системой дошкольного образования и ухода, хотя в этой сфере еще есть трудности.

— В сентябре 2017 года началось реформирование систем начального и младшего среднего образования, подобные реформы планируется провести и в старшей средней школе. Данные изменения вызывают озабоченность заинтересованных сторон.

— Правительством начата реализация новой реформы систем высшего образования с целью повышения качества обучения и интернационализации.

— Актуальность профессионального образования на рынке труда пока ограничена, несмотря на недавно принятые меры. В сентябре 2017 года началась реализация реформы системы профессиональной подготовки.

— Отдельные меры в сфере образования взрослых пока не приводят к повышению показателей роста интереса и участия населения в этой сфере,в сравнении со средними показателями ЕС.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Доля учащихся, бросающих школу (показатель ESL), в Польше очень низкая:в 2016 году она составляла 5,2 %, что более, чем в два раза меньше, чем в среднем по ЕС (10,8 %). Данные Евростат показывают, однако, что есть значительные региональные и гендерные различия. Самый высокий (и растущий) уровень – в восточной части Польши (7 %). Данный уровень выше среди мальчиков (6,4 %), чем среди девочек (3,9 %), но этот разрыв уменьшается и сейчас приближается к среднему по ЕС. Факторы, приводящие к маргинализации образования в Польше, хорошо известны — это социально-экономические, институциональные и культурные факторы (Federowicz i Sitek, 2011 and Kozarzewski,  2008). Доля молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые не работают и не учатся, в 2016 году составляла 10,5 %, что немного ниже среднего значения по ЕС (11,5 %), что согласуется с низким процентом учащихся, бросающих школу.   

Смелая цель по снижению показателя ESL до 4,5 % является труднодостижимой. Дальнейшее снижение числа детей, бросивших школу, идет медленно, а надежды возлагаются на изменения в системе начального профессионального образования и подготовки (VET) и программы по развитию профессиональных навыков для учителей (Polish Government, 2017).В период с 2013 по 2015 гг. показатель ESL снижался только на 0,1 пп. ежегодно. Интересными инициативными проектами в этой сфере являются хорошо известная программа реинтеграции молодых людей, бросивших обучение, созданная Общественной молодежной службой (Ochotnicze Hufce Pracy — OHP); программа поддержки семей (новая программа поддержки доходов 500+); и создание учреждений, оказывающих социальную помощь (Eurydice, 2017a).

Постепенная модернизация системы дошкольного образования влияет на рост числа детей, посещающих детские сады (ECEC). Охват детей системой дошкольного образования и ухода (ECEC) быстро вырос на 5,3  ппс. за период с 2013 по 2015 гг. до 90 %, что пока ниже среднего значения по ЕС (94,8 %). Рост был частично связан с введением новых льгот в этой системе, которые в настоящее время действуют для детей 4 и 5 лет, и будут расширены для 3-летних детей с 2017 года (сноска: к тому же, с 1 января 2017 года дошкольное обучение в государственных детских садах будет бесплатным). Однако существует дифференциация в доле учащихся дошкольных учреждений в зависимости от их возраста, так самый большой рост показала доля детей 3 и 4 лет (сноска: Предоставить возможность получить дошкольное образование детям каждой заинтересованной семьи стало обязанностью местных властей). Польша постепенно приближается к уровню других стран региона, но с образованием детей младшего возраста еще есть проблемы (сноска: В период с 2011 по 2015 гг. дошкольное обучение было обязательным для детей 5 лет. С сентября 2016 года оно является добровольным, но льготы сохраняются). В феврале 2017 года правительство объявило о введении новой программы «Малыш плюс» (Toddlerplus) в дополнение к уже действующей программе «Малыш». На новую программу выделено 151 млн. польских злотых, которые будут направлены на создание 12 000 новых мест в системе дошкольного образования и 42 000 мест в учреждениях, осуществляющих уход за детьми младшего возраста (сноска: см. http://www.zlobki.mpips.gov.pl/) (Eurydice, 2017a).

Несмотря на успехи, все еще существуют ощутимые различия в зависимости от региона и значительное превышение спроса на дошкольное образование в городских районах.Особенно это касается 3-летних детей, которые пока по закону не могут посещать дошкольные учреждения. Отмечается нехватка мест, особенно в крупных городах. Доля детей до 3 лет, которые посещают учреждения дошкольного образования, остается очень низкой – всего 7,5 % в 2015 году по сравнению со средним показателем по ЕС в 33,9 %  (Eurydice, 2017b). К тому же, наполняемость групп в дошкольных учреждениях неодинаковая в разных географических регионах (GUS, 2017): она намного ниже в сельских районах, особенно в восточной и северо-восточной Польше. Общая политика поддержки прав на дошкольное образование поможет родителям и обеспечит знаниями и умениями их детей в долгосрочной перспективе (сноска: Польша разрабатывает интегрированный подход к системе дошкольного образования совместно с родителями и с учетом введения новой программы материальной поддержки (программа 500+)).  

В Польше разработаны стандарты качества для системы дошкольного образования. Дошкольные учреждения проверяются региональными инспекционными отделениями (kuratoria). Преподаватели этих учреждений подчиняются Уставу учителей. В соответствии с новыми предложенными правилами они должны будут иметь высшее образование в соответствующей педагогической области (сноска: http://legislacja.rcl.gov.pl/projekt/12295107). Требования к квалификации педагогов негосударственных учреждений и воспитателей, работающих с детьми младше 3 лет, также регулируется (Polish Government, 2017).

Несмотря на некоторый спад в 2015 году в результатах тестирования PISA, результаты Польши остаются одними из самых высоких в ЕС. Вслед за значительными улучшениями в период с 2006 по 2012 гг. результаты польских учащихся снизились по всем областям тестирования PISA (OECD, 2016a), особенно по естественным наукам (см. рисунок 2). Тем не менее, эти результаты все равно лучше, чем в среднем по ЕС и по OECD по всем предметным областям (European Commission, 2016). Доля плохо успевающих учащихся составляет 16 % по естественнонаучным предметам, 14 % — по чтению и 17 % — по математике, что значительно ниже среднего значения по ЕС по всем предметам и близко к целевому индикатору ЕС 2020 (15 %). Доля учащихся, показывающих исключительные результаты, снизилась до уровня 2009 года (OECD, 2016b). Влияние социально-экономического статуса на результаты сравнительно небольшоеи с 2006 года снижается (OECD, 2016c).В организации OECD выражают беспокойство по поводу недавно представленной реформы системы младшего общего образования. Такие меры должны быть тщательно продуманы, чтобы не вызвать снижение уровня владения базовыми навыками (OECD, 2017). Исследование навыков взрослого населения, проведенное OECD, показывает, что уровень владения общими навыками невысок, особенно среди пожилого населения и жителей сельских районов с низким уровнем образования(OECD, 2015).

 

Рисунок 2. Прогресс в снижении числа плохо успевающих учащихся по естественнонаучным предметам, 2009-2015.

 

Источник: OECD (PISA2014)Код онлайн данных:table 1.2.2.a 

 

Новым вызовом стало появление неравенства между школами по уровню образовательных результатов учащихся. Растет неравенство между школами на уровне младшей средней школы. Исследования показали, что уже на уровне начальной школы в крупных городах появляется неравенство результатов учащихся(Dolata, 2014).Есть также устойчивая тенденция роста избирательного подхода в отношении школ этого уровня в крупных городах (Dolata, M. etSitek, M., 2015). Польские власти утверждают, что нынешние и недавние реформы направлены на решение этой проблемы.

Больше усилий требуется для повышения эффективности интеграции мигрантов. Мигранты в Польшу в основном прибывают из Украины, Кавказа и Центральной Азии (сноска: в 2016 году Польша выдала около 0,4 млн. видов на жительство и около 1,2 млн. разрешений на работу (GUS, 2017)). Недавно принятый закон о школьном образовании (подробнее в разделе 5) предусматривает меры поддержки для детей прибывающих мигрантов с целью помочь им продолжить школьное образование. Эти меры включают дополнительные уроки польского языка, индивидуальное сопровождение и помощь помощников учителя. Однако по оценкам Верховной контрольной палаты эти требования на практике не часто соблюдаются (NIK, 2015).

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Государственные расходы на образование остаются неизменными и за последнее десятилетие близки к среднему значению по ЕС. Государственные расходы на образование в 2015 году составили 5,2 % от ВВП, при этом среднее значение по ЕС составило 4,9 %. В 2015 году на образование было выделено 12,6 % от общих расходов государственного бюджета, при этом средняя доля таких расходов в ЕС составляла 10,3 %. Абсолютное значение расходов на образование выросло, учитывая активный рост ВВП. Структура государственных и частных расходов в Польше на одного учащегося, рассчитанная по паритету покупательной способности (ППС), походила на другие страны Центральной Европы в 2014 году. Она отстает от стран Западной Европы, особенно в расходах для уровня третичного образования (сноска: для уровня ISCED 0 – 4 618 евро, для уровней ISCED 1-2 – 5 086 евро, для уровней ISCED 3-4 – 4 301 евро, для уровней ISCED 5-8 – 7 213 евро (все в ППС) (OECD, 2016c). Большая часть государственных средств распределяется децентрализовано в виде субсидий на образование через местные органы власти (Sztanderska, (ed.), 2014). В последнее время эксперты поднимают вопрос о справедливости данной системы, особенно в связи с предстоящей школьной реформой, которая значительно увеличит финансовую нагрузку на местные власти.Уровень трудоустройства недавних выпускников растет и приближается к среднему по ЕС. Общая доля по всем уровням ISCED в 2016 составляла 79,5 %, при том, что среднее значение по ЕС составляло 77,1 %. Однако наблюдается очевидная зависимость от полученного уровня образования (сноска: для уровней ISCED 0-2 доля в Польше составила 40,7 % в сравнении с 54,3 % в среднем по ЕС; для уровней ISCED 3-4 – 68,5 % в сравнении с 74,8 % соответственно; и для уровней ISCED 5-8 – 87,5 % в сравнении с 84,8 % (данные за 2016 год)).

Демографический спад вызывает опасения в связи с прогнозируемым резким снижением количества школьников. Количество учащихся снижается, отражая низкую рождаемость с 1990-х годов. В период с 2013 по 2015 гг. число учащихся на всех уровнях образования снизилось на 4,3 %; число поступающих в вузы снизилось на 12,5 %. В период с 2007 по 2012 гг. число учащихся в начальной школе упало на 9,1 %, а число школ сократилось на 5,8 %. На уровне младшей средней школы снижение числа учащихся составило 20,3 % (GUS, 2016a), но число школ выросло на 3 %. Это можно объяснить региональным перераспределением (например, в районы, где население растет) и ростом числа негосударственных школ. Спад числа учащихся продолжится в дальнейшем и, возможно, встанет вопрос о рационализации школ (Herczyński and Sobotka, 2014). Это явление хорошо заметно в школах, где количество учащихся на одного учителя снизилось с 16,4 в 2013 году до 15,1 в 2015 году (OECD, 2016c). Последняя реформа уровня младших средних школ может частично решить эту проблему.

Вставка 1: Национальная стратегия ответственного развития (Strategia na Rzecz Odpowiedzialnego Rozwoju, or ‘Morawiecki Plan’ / Стратегия ответственного развития,«план Моравецкого»)

«Стратегия ответственного развития» была объявлена польским правительством в 2016 году и формально введена в феврале 2017 года. В числе прочих мер, стратегия предусматривает реформирование системы высшего образования и введение Интегрированной системы квалификаций.

Эта стратегия направлена на решение ключевых вопросов системы образования, в том числе развитие ключевых способностей и навыков – «формирование человеческого капитала» — для будущей экономики (MR, 2017).

https://www.mr.gov.pl/media/36848/SOR_2017_maly_internet_03_2017_aa.pdf

5. Модернизация школьного образования

 

Изменения, запланированные в структуре школьной системы,не вызывают однозначного одобрения.В соответствии с законом о школьном образовании в декабре 2016 года началась реализация масштабной реформы младшей и старшей ступеней средней школы, проведение которой планируется на период с сентября 2017 года по 2022/2023 учебный год (сноска: см. http://reformaedukacji.men.gov.pl/aktualnosci/ustawy-wprowadzajace-reforme-edukacji-opublikowane-w-dzienniku-ustaw.html). Школы младшей ступени среднего образования (gimnazja) постепенно прекратят существование. В 2018/2019 учебном году эти школы прекратят работу и выпустят последних учащихся (Eurydice 2017a). Реформа предполагает объединение уровней начальной и младшей средней школы; учащиеся теперь будут учиться в начальной школе не 6, а 8 лет. Объединение учителей выступило с заявлением, что отказ от младшей средней школы может привести к увольнению многих учителей, что отразится на образовательных результатах учащихся (ZNP, 2017), но власти указывают, что запланирован рост числа учителей.

Реформа затронет все школы, учителей и местные органы власти, которые несут ответственность за сеть школьных учреждений.В 2017-2018 гг. осуществление реформы обойдется в 931 млн. польских злотых, которые в значительной части должны быть предоставлены местными властями. Еще одна проблема заключается в согласовании сети школ на уровне района (gmina) и повята (powiat), поскольку на уровне района вместо сети школ начального и младшего среднего образования останутся только начальные школы, а отвечать за расширенный период обучения в новых старших средних школах будут повяты. Из-за потенциальных разрушительных воздействий среди прочих реформе противостоят Союз польских учителей (Związek Nauczycielstwa Polskiego — ZNP) и ряд родительских организаций. В апреле 2017 года была подана петиция, подписанная 910 000 граждан Польши, с требованием национального референдума о проведении реформы. Этот запрос не был принят правительством, поскольку реформа уже начала реализовываться (сноска: см http://referendum-szkolne.pl).

Польша нуждается в постоянном внимании к улучшению качества преподавания.Чтобы поддерживать существующие сегодня хорошие результаты учащихся, важно проводить анализ и оценку деятельности учителей, создавать новые доступные им педагогические инструменты и методы, и повышать качество школьного управления. Для этого в феврале 2017 года Министерство национального образования ввело новую нормативную базу ядра учебных планов для дошкольного и начального образования (MEN, 2017). Были разработаны новые бесплатные учебники для учащихся начальной и младшей средней школы. Новое ядро учебного плана будет постепенно введено во всех классах начальной школы в ближайшие годы. Все учителя начальной школы пройдут подготовку к реализации этого учебного плана. Однако, новые рамочные программы могут снизить относительную автономность директоров школ и учителей, например, определяя конкретное число часов на предмет в каждом классе.

Информационная система образования продолжает развиваться. Система SIO (System Informacji Oświatowej) – электронная система баз данных по школам, образовательным организациям, учителям и учащимся – является важным ресурсом информации о качестве образования. Эти данные используются при принятии решений по вопросам регулирования набора учащихся и финансирования системы образования (сноска: см. https://cie.men.gov.pl/). Каждая школа отправляет в SIO данныеоб учащихся/учителях, капитальных вложениях, расходах и пр. SIO не будет собирать индивидуальные данные о психологической, педагогической и социальной поддержке учащихся и студентов; для статистического анализа будут доступны только обобщенные данные (Eurydice 2017a).

6. Модернизация высшего образования

 

Показатель Польши, отражающий долю населения с третичным образованием, является одним из самых высоких в ЕС. Польша достигла целевого показателя Europe 2020,и в 2016 году эта доля в Польше составила 44,6 %, что оказалось выше среднего значения по ЕС (39,1 %). Смелый национальный целевой ориентир в 45 % к 2020 году скоро будет достигнут. Учреждения высшего образования начинают ощущать снижение числа поступающих в результате демографических изменений, а число студентов падает с 2013 года (GUS, 2016b). Это отражается на финансировании как государственных, так и частных учреждений, работающих по схеме «деньги идут за студентом». В Польше рассматриваются новые возможности обучения в университетах, например, через использование потенциала обучения взрослых и обучения на протяжении всей жизни (сноска: Пилотный проект по поддержке университетов третьего возраста был начат в октябре 2016 года с финансированием в 4 млн. польских злотых).

Рисунок 3. Уровень занятости недавних выпускников в возрасте 20-34 лет, которые получили третичное образование 1-3 года назад

 

Источник: Евростат (LFS, 2008-2016). Код онлайн данных: edat_lfse_24

В Польше наблюдается стабильный рост занятости выпускников. Уровень занятости недавних выпускников высокий и составляет 87 %, при этом среднее значение по ЕС 82,8 % (см. рисунок 3). Теперь появился вопрос направления большего числа студентов в сферы, в которой есть потребности у польской экономики. Доля польских студентов, изучающих естественные науки, технологии, инженерное дело и математику (STEM) и ICT, близка к средней по ЕС, но сильно отстает от таких лидеров, как Швеция и Финляндия. То же касается и мобильности в образовании, особенно на уровне магистратуры. Растущая нехватка умений говорит о том, что возможно необходимо привлекать больше выпускников школ к обучению в областях STEM. В программе национальной польской реформы предусмотрены планы по реформированию системы высшего образования, в частности с целью повышения его адекватности потребностям рынка труда (Polish Government, 2017). Поддержка структурных и инвестиционных фондов ЕС играют в этом процессе важную роль (например, ниже приводится пример успешного проекта, поддержанного Европейским социальным фондом).

Вставка 2: Программа развития компетенций

Реализация этой программы началась на основе результатов предварительных оценок, проведенного по заказу Национального центра исследований и развития в 2014 году, который изучал будущие запросы на умения в разных областях производства и в контексте новых экономических тенденций.

Главной целью является развитие компетенций, которые необходимы для успеха на рынке труда, особенно универсальные компетенции. Программа включает проведение, например, таких мероприятий:

— обучающие сессии и мастерские по развитию навыков и компетенций, особо актуальных для рынка труда, включая предпринимательство,

— дополнительные курсы, разрабатываемые совместно с работодателями,

— проектное обучение,

— профессиональная ориентация.

Программа особо акцентирует сотрудничество университетов и работодателей, чтобы усилить практические элементы подготовки и повысить участие работодателей в распространении Программы.

Ссылка на пример: http://www.ch.pw.edu.pl/Studenci/Program-rozwoju-kompetencji

В Польше планируется реформировать модель высшего образования.Выявлена потребность в изменении этой системы так, чтобы она лучше учитывала разнообразные способности, интересы и желания студентов (Marciniak, 2014).В представленной Национальной квалификационной системе в высшем образовании появилась нацеленность на образовательные результаты. Требуются дополнительные меры, чтобы совершенствовать качество преподавания и контролировать состояние рынка труда – эти задачи возлагаются на национальную систему трекинга выпускников, представленную в 2016 году. Первые результаты уже доступны онлайн (сноска: http://www.nauka.gov.pl/aktualnosci-ministerstwo/zobacz-co-studiowac-zeby-dobrze-zarabiac.html) (MNiSW, 2017). Летом 2016 года в систему студенческих кредитов внесены дополнительные изменения, допускающие большую гибкость грантовой поддержки студентов в зависимости от материального положения. Для аспирантов разработана программа “Implementationdoctorates”,которая позволяет совмещать университетские курсы и профессиональную деятельность.

Вставка 3: Новая стратегия Польши в области науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования объявило о новой стратегии по развитию каждого из этих направлений  (MNiSW, 2016). Оно рассчитывает улучшить результаты институтов высшего образования Польши в области науки и исследовательской деятельности на основе трех составляющих:

— «Конституция науки»: структурные изменения в системе высшего образования, включая управление и финансирование (сноска: новая система финансирования государственных высших учебных заведений (вузов) была представлена 1 января 2017 года. http://www.nauka.gov.pl/en/polish-science-news/gowin-universities-are-beginning-to-adapt-to-changes-in-financing.html);

— «Инновации для экономики»: коммерциализация науки и сотрудничество с бизнесом;  

— «Наука для тебя»: программа, стимулирующая социальную ответственность и распространение научных результатов государством.

http://www.nauka.gov.pl/ustawa20/иhttp://www.nauka.gov.pl/en/polish-science-news/the-experts-presented-their-proposals-of-assumptions-for-the-law-on-higher-education.html

 

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Доля польских учащихся старшей средней школы в учреждениях профессионального образования и подготовки (VET) немного выросла в 2015 года до 50,5 %, что выше среднего значения по ЕС (47,3 %). Уровень занятости выпускников программ VET в 2016 году составил74,3 %, что чуть ниже, чем в среднем по ЕС (75 %). Реформа системы начального профессионального образования в 2016 году подтвердила существование проблем в этом секторе (Polish Government, 2017). Эти проблемы связаны с: отсутствием механизма определения соответствия программ начальной профессиональной подготовки запросам рынка труда; отсутствием гибких траекторий получения образования; недостаточным наставничеством и консультированием; низким качеством преподавания; и отсутствием инвестиций. Решению этих проблем уделяется недостаточно внимания, в основном, потому что модель плохо приспособлена к изменениям в структуре и содержании, которые введены в рамках реформы 2012 года.

Нынешняя реформа системы VET усиливает существующие меры и предлагает новые компоненты.Новые задачи реформы, обозначенные в сентябре 2017 года, соответствуют приоритетам политики ЕС. Они нацелены на поддержку сотрудничества работодателей и школ, особенно в вопросах практической подготовки учащихся в реальных условиях производства. Также есть проекты, финансируемые Европейским социальным фондом (ESF),которые направлены на решение особых вопросов, таких как поддержка сотрудничества между начальным образованием VET и бизнес структурами или разработкой экзаменов. В 2016 году не предпринималось никаких особых мероприятий в области непрерывного профессионального образования, несмотря на то, что в этом секторе те же проблемы, что и в секторе начального профессионального образования(Eurydice 2017a).

Взрослое население не проявляет интереса в развитии своих компетенций или получении новых квалификаций. Польша столкнулась с долгосрочной задачей по созданию культуры образования на протяжении всей жизни у своего населения, особенно среди пожилых и низкоквалифицированных граждан. Охват взрослого населения системой образования в 2016 году вырос за год на 0,2 пп. и составил 3,7 %, что пока намного ниже среднего значения по ЕС (10,8 %). Последнее исследование навыков взрослого населения, проведенное организацией OECD, показало, что 15 % взрослого населения Польши имеют низкий уровень владения навыками грамотности и счета, и что все возрастные группы в Польше имеют знания в области ICT ниже, чем в среднем по ЕС (сноска: разрыв особенно заметен в сфере участия в неформальном образовании) (OECD, 2016c). Система интегрированных квалификаций и регистр квалификаций появились в 2016 году. На стадии разработки находятся проекты ESF по финансированию развития методов и инструментов для поддержки использования ICT и их распространения. Однако эти меры могут оказаться неэффективны без соответствующей политики поддержки образования взрослых, ясного управления на национальном уровне и ответственного участия всех заинтересованных сторон.

«Квалификационные советы отраслей» — новая инициатива в сфере изучения навыков. В 2015 году Польское агентство по развитию предпринимательства (PARP) объявилоо частично финансируемомфондом ESFпроекте по созданию и поддержке 15 квалификационных советов отраслей. Эти советы должны разрабатывать рекомендации для законодательных изменений в области образования и подготовки, а также для согласования с запросами рынка труда в отдельных отраслях (PARP, 2015).

 8. Ссылки

 

Dolata, Roman (2014),  Nierównościedukacyjne —  nasileniena I etapieedukacyjnymiśrodkizaradcze  — ‘EwaluacjaWewnątrzszkolna’, by InstytutBadańEdukacyjnych.  http://eduentuzjasci.pl/ewaluacja-wewnatrzszkolna.html

Dolata, M. i Sitek, M. (red.) (2015), Egzaminy zewnętrzne w polityce i praktyce edukacyjnej — Raport o stanie edukacji 2014, by Instytut Badań Edukacyjnych (IBE). http://www.ibe.edu.pl/../images/materialy/ROSE_2014_www2.pdf

Eurocultura, Mazowiecki KuratorOświaty, Sysco Polska (2016),  Przedwczesnekończenienauki; monitoring iprzeciwdziałanieMetodyzapobieganiaireintegracji.  http://www.syscopolska.pl/eng/przedwczesne-koczenie-nauki-monitoring-i-przeciwdziaanie-esl-monitoring-and-prevention-solutions-wersja-eng

European Commission (2016), PISA 2015: EU Performance and initial conclusions regarding education policies in Europe. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/pisa-2015-eu-policy-note_en.pdf

Eurydice (2016), National sheets on education budget in Europe 2015.  https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/8/8f/194EN.pdf

Eurydice (2017a), Eurypedia; Ongoing Reforms and Policy Developments in Poland.  https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Poland:Ongoing_Reforms_and_Policy_Developments

Eurydice (2017b),  Structural indicators on early childhood education and care in Europe  —  2016.http://bookshop.europa.eu/is-bin/INTERSHOP.enfinity/WFS/EU-Bookshop-Site/en_GB/-/EUR/ViewPublication-Start?PublicationKey=EC0417080

Federowicz, M. iSitek, M. (red.) (2011), Społeczeństwo w drodze do wiedzy. Raport o stanieedukacji 2010, by InstytutBadańEdukacyjnych (IBE).  http://eduentuzjasci.pl/publikacje-ee-lista/raporty/150-raport-o-stanie-edukacji/770-raport-o-stanie-edukacji-2010.html

GłównyUrządStatystyczny (GUS, 2016a), OświataiWychowanie w rokuszkolnym 2015/2016. http://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/edukacja/edukacja/oswiata-i-wychowanie-w-roku-szkolnym-20152016,1,11.html

GłównyUrządStatystyczny (GUS, 2016b),  Szkoływyższei ich  finanse w 2015 r.  http://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/edukacja/edukacja/szkoly-wyzsze-i-ich-finanse-w-2015-r-,2,12.html

Herbst, M., A. Sobotka (2014), Mobilnośćspołecznaiprzestrzenna w kontekściewyborówedukacyjnych. Raport z badania, by Educational Research Institute.  http://eduentuzjasci.pl/zespoly/212-publikacje/raport/raport-z-badania/mobilnosc-spoleczna-i-przestrzenna-w-kontekscie-wyborow-edukacyjnych/1169-mobilnosc-spoleczna-i-przestrzenna-w-kontekscie-wyborow-edukacyjnych-raport-z-badania.html

Herczyński, Jan, Aneta Sobotka (2014), Diagnozazmian w sieciszkółpodstawowychigimnazjów 2007-2012, by Educational Research Institute.  http://eduentuzjasci.pl/publikacje-ee-lista/raporty/188-raport-z-badania/diagnoza-zmian-w-sieci-szkol-podstawowych-i-gimnazjow-2007-2012/992-diagnoza-zmian-w-sieci-szkol-podstawowych-i-gimnazjow-2007-2012.html

Kozarzewski, P. (2008),  Wykluczenieedukacyjne. W: Wykluczeni, Wymiarspołeczny, materialnyietniczny (137-176), M. Jarosz (red.), by ISP PAN.  http://wydawnictwo.isppan.waw.pl/wp-content/uploads/2008/09/wykluczeni_contents.pdf

Marciniak, Zbigniew (ed.) (2014), Self-Certification Report of the National Qualifications Framework for Higher Education, by Educational Research Institute. http://www.kwalifikacje.edu.pl/en/homeen/42-en/aktualnosci-en-news/689-self-certification-report

MinisterstwoEdukacjiNarodowej (MEN, 2017),  Podstawaprogramowakształceniaogólnegodlaprzedszkoliiszkółpodstawowych.  https://men.gov.pl/zycie-szkoly/ksztalcenie-ogolne/podstawa-programowa/podstawa-programowa-materialy-dla-nauczycieli.html and http://reformaedukacji.men.gov.pl/

MinisterstwoNaukiiSzkolnictwaWyższego (MNiSW, 2016), Reformasystemuszkolnictwawyższego. http://www.nauka.gov.pl/strategia-gowina/

MinisterstwoRozwoju (MR, 2017), StrategianarzeczOdpowiedzialnegoRozwoju do roku 2020 (z perspektywą do 2030 r.).https://www.mr.gov.pl/media/36848/SOR_2017_maly_internet_03_2017_aa.pdf

NajwyższaIzbyKontroli (NIK, 2015), RaportPomocSpołecznadlaUchodźców https://www.nik.gov.pl/plik/id,10216,vp,12539.pdf

OECD (2015), Survey of Adult Skills (PIAAC), Skills Matter — Further Results from the Survey of Adult Skills, http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/skills-matter_9789264258051-en#.WbuZymfp4yU

OECD (2016a), PISA 2015 Results.  http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD, (2016b), PISA Low-Performing Students.  http://www.oecd.org/edu/low-performing-students-9789264250246-en.htm

OECD (2016c), Education at a Glance. http://www.oecd.org/edu/education-at-a-glance-19991487.htm

OECD (2017),  Policy priorities for making Poland a more inclusive and knowledge-based economy. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/economics/policy-priorities-for-making-poland-a-more-inclusive-and-knowledge-based-economy_9789264267886-en#.WcTT3Gfp4yU#page4

PolskaAgencjaRozwojuPrzedsiębiorczości (PARP, 2016), Sektorowe Rady ds. Kompetencji. http://www.biznesdlaedukacji.parp.gov.pl/

Polish Government (2017),  Narodowy Program Reform  (National reform  programme, NRP). https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-national-reform-programme-poland-pl_0.pdf

Sztanderska, Urszula (ed.) (2014),  KosztyEdukacjiodPrzedszkola do Gimnazjum, by Educational Research Institute (IBE). http://eduentuzjasci.pl/publikacje-ee-lista/inne-publikacje/962-koszty-edukacji-od-przedszkola-do-gimnazjum.html

ZwiązekNauczycielstwaPolskiego (ZNP, 2017), Referendum Szkolne. http://referendum-szkolne.pl/linki/

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.