Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Люксембург

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Люксембург / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/758-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-lyuksemburg.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Люксембург

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

6,1 %

5,5 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

52,5 %

54,6 %U

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

97,8 %12

96,6 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

22,2 %12

25,6 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

24,3 %12

25,8 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

22,2 %12

25,9 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

79,1 %

85,4 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

14,6 %

16,8 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,4 %

 

5,2 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€13 847

€15 62814

:

: 14

ISCED 3-4

 

€13936

€1541714

:

: 14

ISCED5-8

:

€3416114

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Люксембурге

5,3 %

4,1 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Люксембурге

8,1 %u

8,5 %

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Люксембурге

44,2 %

50,9 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Люксембурге

58,5 %

57,2 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

71,4 %

79,9 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

83,8 %

89,0 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

20,9 %

20,6 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

58,8 %

63,0 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество стран зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— Результаты 15-летних учащихся в рамках тестирования PISA 2015 были значительно хуже, чем средние по ЕС значения во всех трех областях знаний: математика, чтение и естественные науки.

— Согласно данным национальных исследований число учащихся, которые бросают обучение, остается высоким и с 2009 года непрерывно растет.

— В сентябре 2016 года началась масштабная реформа по повышению доступности и качества образования для детей раннего возраста.

— Принят ряд мер по повышению доступности и качества преподавания и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

— Для удовлетворения высокого спроса на высококвалифицированных работников в Люксембурге с сентября 2016 года введены меры по финансовой поддержке студентов дополнительно к тем, что ранее были предприняты в рамках реформы 2014 года.    

 

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Число учащихся, бросающих обучение, в Люксембурге значительно ниже, чем в среднем по ЕС, но национальные исследования говорят о непрерывном росте этого показателя. Показатель, отражающий количество учащихся, бросающих обучение (ESL),выявленный в рамках исследования рынка рабочей силы в соответствии со стандартной практикой ЕС, снизился в 2016 году на 3,8 % и составил 5,5 %. Однако, эти данные следует интерпретировать осторожно, поскольку объем выборки в Люксембурге небольшой. Национальные же исследования на основе оценки реального числа учащихся, не закончивших старшую среднюю школу, показывают, что это число растет с 2009 года и в 2015 году составило 13,5 % (Ministèredel’ÉducationNationale, del’EnfanceetdelaJeunesse (MENJE) 2017a). Мальчиков, бросающих учебу, в полтора раза больше, чем девочек, ачаще всего подростки бросают школу в 16-17 лет на завершающем этапе обязательного образования. Следует обратить внимание, что около 29 % учащихся, оставивших обучение в Люксембурге в 2014/2015 гг., продолжили получать обязательное образование либо за границей, либо в частных или Европейских школах (MENJE 2017a). Поэтому остроту проблемы можно снизить, больше адаптировав систему общего образования к потребностям учащихся. На местных офисах Министерства образования по работе с молодежью (ALJ — Actionlocalepourjeunes) лежит ответственность по выявлению и налаживанию контакта с учащимися, которые бросили школу. Они пытаются помочь им вернуться к обучению или найти работу. В период между 2010/2011 и 2014/2015 гг. доля охваченных этими службами учащихся выросла с 18 до 88 %.

Учащиеся довольно часто остаются на второй год, и это, в частности, влияет на показатель ESL. Около 20 % учащихся третьего класса начальной школы хотя бы один раз оставались на второй год (Martinetal. 2012), а к концу средней школы таких учеников половина. Особенно велико число таких случаев среди учащихся среднего технического образования (61 %) (MENJE 2016).Известно, что если ученик дважды оставался на второй год, он скорее всего бросит школу (MENJE 2017a).

Рисунок 2. Распределение учащихся по сроку реального и ожидаемого окончания обучения в системе среднего технического образования в 2014-2015 гг.

 

Источник: MENJE (2016).

 

Несмотря на недавние изменения в процедуре проведения ориентации после окончания начальной школы, ранний трекинг при условии ограничения возможностей впоследствии сменить направление, лишает учащихся равных образовательных возможностей.Учащиеся из семей с более низким социально-экономическим статусом чаще показывают более низкие результаты по всем предметам и направляются на технические треки средней школы (сноска: В конце начальной школы (в шестом классе) учителя направляют учащихся по трекам: в общую среднюю школу, в техническую среднюю школу или в так называемые «подготовительные классы» в зависимости от их результатов по национальным тестам по немецкому и французскому языкам и математике, и на основе общей характеристики успеваемости учащегося, данной учителем. Общий трек нацелен в итоге на систему высшего образования. Технические средние школы приводят в конце пути к системе профессионального образования, но их высшая траектория также позволяет поступать в вуз. Распределение числа учащихся по двум трекам в 2013/2014 гг. было таким: 32 % — по общему, и 68 % — по техническому (MENJE/University of Luxembourg, 2015). Подготовительные классы предназначены для тех, кто либо не сдал экзамены или не проходил национальное тестирование в конце начальной школы. Целью этого трека является подготовка учащихся к профессиональному образованию.). Сменить трек удается крайне редко (Klapprothandal. 2013). На общем и техническом треках имеется значительная разница в языковой подготовке – на первом изучается французский, на втором – немецкий, что также играет роль при принятии решения в период ориентации и снижает возможности перехода с одного трека на другой. Ученики других национальностей реже направляются на первые два трека среднего образования (сноска: В 2014/2015 гг. в Люксембурге 47,6 % учащихся, окончивших начальную школу, направлялись по общему треку, но среди португальских учащихся таких было только 12,2 % , а среди других национальностей – 34,5 % (MENJE 2016).). Большая часть учеников других национальностей (63,2 %) учатся в школах общего среднего образования, которые не придерживаются национального учебного плана (MENJE 2016). Поскольку в большинстве из них обучение является платным, они доступны в основном учащимся из семей, имеющих высокий социально-экономический статус. В 2016/2017 гг. процесс ориентации по трекам был пересмотрен с тем, чтобы предоставить родителям возможность участвовать в принятии решения о направлении по треку.

Успехи школьников в значительной степени зависят от их способности справляться с трехъязычной системой. Родной язык, на котором учат в начальной школе – люксембургский, но читать дети учатся на немецком, а математику изучают на французском языке. Это не легко для любого, но особенно трудно для тех, кто общается дома на четвертом языке. В 2014/2015 году таких было 57 % от общего числа учащихся (MENJE 2016). В то время, как доля учащихся, говорящих на романских языках (34,4 %) – особенно на португальском – в технической старшей школе растет, языком преподавания на этой ступени остается немецкий. Это еще больше повышает риск неуспешности в учебе и риск ухода из системы образования среди учащихся, не являющихся гражданами Люксембурга  (ChambredesCommerces 2014). Научно доказано (сноска: Thomas и Collier исследовали записи более 700 000 учащихся из языковых меньшинств, говорящих на разных языках дома, в пяти школьных системах в период между 1985 и 2001 гг. Они выяснили, что самым главным фактором, влияющим на учебные успехи на ступени старшей школы в доминирующей (английской) языковой системе обучения, является количество предшествующих лет обучения на родном языке.) (Thomas&Collier 2002), что навыки чтения и счета лучше всего приобретаются, если преподаются на родном языке. Исследование также показало, что способность детей к изучению других языков не страдает от того, что язык преподавания в начальной школе – родной язык (Ball 2014). Это говорит о возможности повысить школьные достижения, лучше адаптируя языковую систему к когнитивному развитию детей, при этом влияние на навыки владения иностранными языками не выявлено.

Учебные результаты 15-летних учащихся ниже среднего уровня по ЕС по всем трем предметным областям: математике, чтению и естественным наукам. Уровень средних результатов учащихся Люксембурга, который и прежде были ниже среднего по ЕС, снизился еще значительнее в период между 2012 и 2015 гг., особенно по чтению и естественным наукам. Доля слабо успевающих учащихся по всем трем предметным областям приближается к 26 %, что серьезно превышает среднее значение по ЕС. Уровень влияния социально-экономического происхождения учащихся на результаты обучения находится на втором месте среди стран ЕС. Он превышает (в 2,7 раз) влияние языка, на котором говорят в семье (MENJE and the University of Luxembourg 2016) и даже влияние происхождения из среды мигрантов. Контролируя социально-экономический статус, разрыв в достижениях детей мигрантов удалось сократить на две трети (OECD 2017a).

Рисунок 3. Разница в учебных достижениях в области естественных наук у учащихся из семей приезжих и коренного населения (баллы за тестирование PISA) с учетом и без учета социально-экономического статуса, 2015.

 

Примечание: Страны представлены в порядке, соответствующем данным с учетом социально-экономического статуса учащихся. Данных по Польше и Румынии нет.

Источник: European Commission, DG EAC  (2016). «PISA 2015: EU performance and initial conclusions regarding education policies in Europe», based on OECD PISA 2015, URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/pisa-2015-eu-policy-note_en.pdf.

 

В 2016 году была начата масштабная реформа по совершенствованию доступности и качества системы раннего обучения и ухода за детьми. Обязательное образование в Люксембурге начинается с четырехлетнего возраста, когда дети начинают двухлетнее обучение в дошкольном учебном заведении (préscolaire). Практически все дети используют эту возможность (96,6 %). Это обучение может предваряться годом раннего образования (précoce) с 3 до 4 лет. Стремительный рост в последнее время числа частных яслей и служб по уходу за детьми раннего возраста вызвал потребность в расширении доступности раннего образования и повышении его качества. В Акте о молодежи,который появился в апреле 2016 года, представлены национальные стандарты качества услуг по обеспечению дошкольного образования, которым должны соответствовать все поставщики с сентября 2017 года. В частности, дети от 1 до 4 лет обязательно должны изучать люксембургский и французский языки. В этом случае поставщик будет иметь доступ к программе софинансирования (chèque-serviceaccueil). Каждый дошкольник имеет право получать бесплатно услуги по обучению и уходу в размере 20 часов в неделю от аккредитованных поставщиков. Для семей с низким доходом количество бесплатных часов больше. С сентября 2016 года схема со-финансирования была расширена, чтобы учесть потребности работающего населения. Одинокие родители и работники с низкими доходами будут иметь налоговые льготы на обучение и услуги детских садов (OECD 2017a).

Вставка 1: Учащиеся, остающиеся на второй год

В Люксембурге учащихся часто оставляют на второй год, тем самым регулируя число учеников в классах и предотвращая проблемы с поведением. Только 40 % учеников оканчивают школу, не оставшись ни разу на второй год, что является самым низким показателем в странах OECD (OECD 2014). Особенно часто на второй год оставляют учащихся старшей профессиональной школы: среди 15-летних учащихся общей старшей школы только 9 % остаются на второй год, при этом доля таких учащихся в технической старшей школе составляет 36 %, а в подготовительной – 65 % (MENJE 2016). Принято считать, что повторное прохождение учебных курсов повышает качество обучения и позволяет поддерживать его высокие стандарты (OECD 2017a). Учителя верят в эффективность такой практики, и школы не стремятся снижать число учащихся, оставляемых на второй год (OECD 2012).

Такая практика обходится системе образования недешево (сноска: на один дополнительный год обучения одного ученика тратится более 19 000 евро (MENJE 2017. luxembourgeoisenchiffres. Annéescolaire 2015-2016)), а академическая польза незначительная и кратковременная (Klapprothandal. 2016). Связанное с этим психологическое влияние также важно: Anderson, Jimerson и Whipple (2005) выявили, что учащиеся, оставленные на второй год, оценивают это событие как один из самых сильных стрессов в своей жизни, сравнимый с потерей одного из родителей или потерей зрения. Также эта практика увеличивает нагрузку на другие социальные службы, так как такие дети более склонны к поведению с высокой степенью риска и/или к тому, чтобы совсем бросить обучение (Jimerson, PletcherandGraydon 2006). Исследование учащихся, бросивших школу, показало, что то, что их оставили на второй год, стало одной из главных причин, побудивших совсем бросить образование (Ministry of Education 2015).

Некоторые страны сумели уменьшить число учащихся, остающихся на второй год, и тем самым повысили общий уровень достижений.Для это использовались следующие стратегии: особое внимание ранней индивидуальной поддержке учащихся; ограничение количества предметов или модулей, материал по которым нужно повторить снова, вместо того, чтобы целый год изучать заново все предметы; постановка перед школами задачи и стимулирование школ к снижению числа второгодников (OECD 2012). Люксембург также принял ряд мер по повышению качества школьного образования, например, ввел в 2016 году период «входа в профессию» для молодых учителей и увеличил число часов на обучение учителей общеобразовательной школы. С 2009 года начальные школы обязаны составлять планы по развитию школы, а теперь планируется ввести то же самое и в средней школе. В октябре 2016 года представлен проект закона о «специалистах по развитию школы», которые будут оказывать индивидуальную помощь детям с особыми образовательными потребностями. Также в мае 2017 года Парламент принял Закон о сопровождении, требующий, чтобы в каждой школе был свой план сопровождения (сноска: http://www.men.public.lu/fr/actualites/articles/communiques-conference-presse/2017/05/12-mo/index.html). В сочетании с предлагаемыми стратегиями и системой мотивации эти меры могут быть действенными в изменении существующей практики оставления учащихся на второй год.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Рост общих государственных расходов на образование в последние годы замедлился. Точнее, они выросли всего на 3,5 % за период с 2010 по 2015 гг., что незначительно по сравнению с ростом на 65 % за предшествующее десятилетие. Расходы на образование не увеличиваются ни как доля от ВВП, ни как доля от общих государственных расходов, снизившись на 5,2 % и 12,4 % соответственно. Однако, это значение все еще остается выше среднего по ЕС по любому из этих показателей (сноска: Источник: Евростат, База данных об общих государственных расходов (COFOG)).

Среди стран OECD Люксембург занимает первое место по средним расходам на образование одного ученика в год в образовательных учреждениях от начальной школы до ступени третичного образования: 24 045 евро в сравнении со средним значением по EC-22, составляющим 10 897 евро (OECD 2017) (сноска: Данные по паритету покупательной способности. В OECD 22 члена.). Финансирование выросло больше всего в области высшего образования и исследовательской деятельности, с 72 млн. евро в 2009 году до 154,1 млн. евро в 2016 году.

Население Люксембурга очень разнородно, при этом 46 % населения родилось за пределами страны (сноска: Источник: ServiceCentraldelaStatistiqueetdesétudeséconomiques (2015). AnnuairestatistiqueduLuxembourg).Среди граждан, рожденных за пределами Люксембурга, 86 % — выходцы из Европы (сноска: Источник: GovernmentofLuxembourg: http://www.luxembourg.public.lu/en/le-grand-duche-se-presente/luxembourg-tourhorizon/population-et-multiculturalite/), которые обычно имеют высокий уровень занятости. И наоборот, иммигранты из стран, не входящих в ЕС, менее успешны на рынке труда, часто не имеют работы, особенно женщины (OECD 2017 a). В среднем иммигранты имеют высокий уровень образования: 57,2 % взрослых иммигрантов имеют третичное образование. Из-за большой доли высококвалифицированных мигрантов уровень безработицы среди иммигрантов (73,8 %) (сноска: Источник: Eurostat, Activityratesbysex, ageandcitizenship (April 2017),выше, чем в других странах ЕС (71,2 %) и даже выше, чем среди коренного населения Люксембурга (66,1 %).

Большая часть школьников происходят из семей иммигрантов: 21,4 % 15-летних учащихся –иммигранты первого поколения и 30,6 %– второго поколения (OECD 2016a). Эти данные особенно впечатляют, если сравнивать с другими странами-членами ЕС. Почти половина учащихся, имеющих происхождение из среды мигрантов, имеют низкий социально-экономический статус (MENJE and the University of Luxembourg 2016).

5. Модернизация школьного образования

 

Реформы, проведенные в системе среднего образования, направлены на то, чтобы школьная программа была лучше адаптирована к потребностям все более разнородного состава школьников. После нескольких лет общенациональных дебатов в июле 2017 года был принят Закон о среднем образовании. Главной целью реформ стало удовлетворение потребностей учащихся, для чего школам было решено предоставить большую автономию в формировании учебного плана в зависимости от выбора одного из трех профилей (сноска: Три возможных профиля такие: (I) «центры будущего» с особым вниманием к ИКТ, естественным наукам и новым технологиям; (II) школы предпринимательства; и (III) школы устойчивого развития.).В плане развития школы должны быть отражены потребности школьников, а также такие аспекты, как их сопровождение, успехи в обучении, внеурочная деятельность, психолого-социальная поддержка и развитие цифровых навыков. Число учебных предметов, входящих в экзамен по окончании старшей средней школы, сокращено до 6 (раньше в среднем их было 10), чтобы дети могли глубже сосредоточиться на предметах, связанных с выбранным ими профессиональным направлением.В системе профессионального образования и подготовки теперь можно будет изучать математику на базовом или продвинутом уровнях с привлечением сопровождающих педагогов. В добавление к существующей трёх язычной системе, выбор языка обучения в системе общего образования будет расширяться, например, в 2017/2018 учебном году будет открыта вторая международная общеобразовательная школа, а в одной из средних общеобразовательных школ обучение будет осуществляться на английском языке.

Система начального и продолженного педагогического образования недавно была усовершенствована с целью увеличить число педагогов и повысить качество преподавания. Несмотря на высокую заработную плату, учителей не хватает. Это в первую очередь  связано с требованием уметь преподавать на трех официальных языках Люксембурга. Чтобы увеличить число учителей Университет Люксембурга разработал магистерский курс обучения для выпускников факультетов математики, французского и немецкого языков и литературы в качестве дополнительной траектории получения педагогической профессии. В то же время конкурсный экзамен для учителей стал простым конкурсом. А с сентября 2016 года для всех молодых педагогов введен трехлетний вводный период в профессию в учреждениях начального образования (где такого периода раньше не было) и среднего образования (вместо предшествующей двухлетней программы). Кроме того, число часов на дополнительное профессиональное образование для практикующих учителей удвоено до 48 часов на каждые три года.

Система поддержки качества школьного образования усилена. Вслед за начальной школой администрация средних школ теперь также обязана составлять планы развития каждые три года. С сентября 2016 года составлять и следовать этим планам школам помогает Служба координации педагогических и технологических исследований и инноваций (SCRIPT). Закон, принятый в мае 2017 года, заменил систему районных управлений пятнадцатью региональными офисами. Эти офисы будут нести ответственность за административное управление и педагогическое сопровождение начальных школ, оценивать реализацию планов развития школ и заниматься организацией поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями. Закон также устанавливает должность «специалиста по развитию школ», которые будут работать в SCRIPT и помогать школам в реализации планов развития и осуществлять педагогическую поддержку учителей. Также подготовлено 150 педагогов специального образования, которые будут осуществлять в школах индивидуальную поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями.

6. Модернизация высшего образования

 

Люксембург поставил перед собой цель по дальнейшему повышению доли 30-34-летних граждан в системе третичного образования к 2020 году до 66 %. Страна имеет второе место по охвату населения третичным образованием в ЕС (54,6 %). Это частично связано с тем, что большая часть иммигрантов уже имеет третичное образование (57,2 %), в сравнении с коренным населением (50,9 %). Люксембург имеет самую большую долю иностранных студентов (44 %) и своих студентов, обучающихся за рубежом (68 %) (сноска: образование финансируется независимо от того, где обучается студент) среди стран OECD (OECD 2016b).

Чтобы обеспечить высокий спрос на высококвалифицированных работников, Люксембург ввел дополнительные меры к реформе 2013 года по финансовой поддержке студентов. По указаниям Европейского суда 2013 года детям работников, приезжающих из-за границы, должна быть предоставлена государственная поддержка в получении образования. С сентября 2016 года финансовая помощь на образование разбита на три части: базовая, мобильная и социальная. Размер помощи зависит от ценового индекса, а мобильная и социальная части увеличены.

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Охват населения системой профессионально-технического образования и подготовки находится на высоком уровне, но есть проблемы с неуспеваемостью. Доля учащихся старшей средней школы (ISCED 3) в системе профессионально-технического образования и обучения (VET) в 2015 году составила  61,4 %, что намного выше среднего значения по ЕС (47,3 %). Уровень занятости недавних выпускников системы VET в 2014 году составил 78,5 %, что близко к среднему значению ЕС (75 %). Проблемы в этой сфере связаны с большим числом учащихся, остающихся на второй год и бросающих обучение (см. Раздел 1). Закон о профессионально-техническом образовании был принят в 2016 году и вступил в силу с 2016/2017 гг. Главной задачей реформы является совершенствование качественных навыков и увеличение числа успешных учащихся. Чтобы обеспечить соответствие предложения спросу и предотвратить безработицу среди молодежи, в 2016 году появилась инициатива «Проверка талантов». В рамках этого проекта Торговая палата разработала тест компетенций, который должен помочь учащимся определиться с выбором подходящего места обучения через выявление их слабых и сильных сторон. Компании могут использовать результаты данного теста при отборе кандидатов на свои вакансии.

Охват взрослого населения системой образования на протяжении жизни является высоким, но требуются дополнительные усилия по повышению занятости низкоквалифицированного населения. Охват взрослого населения системой образования, составляющий 16,8 %, значительно выше среднего значения по ЕС, но остается очень низким среди низкоквалифицированных рабочих (6,9 %). Это ведет к риску «устаревания» навыков и раннему уходу на пенсию. Уровень занятости работников пожилого возраста один из самых низких в ЕС (39,2 %), поэтому особенно важно развивать систему обучения на протяжении жизни для этой категории специалистов (European Commission 2017). Правительство намерено последовательно вводить национальную стратегию образования на протяжении жизни (сноска: http://www.gouvernement.lu/6854330/2017-pnr-luxembourg-en.pdf), направленную на повышение охвата населения и повышение качества образования взрослых. В июле 2017 года была принята поправка к Закону о труде (сноска: http://www.chd.lu/wps/portal/public/Accueil/TravailALaChambre/Recherche/RoleDesAffaires?action=doDocpaDetails&backto=/wps/portal/public/Accueil/Actualite&id=6883), пересматривающая схему софинансирования государством обучения на предприятиях, которая вызвала серьезные дебаты среди заинтересованных сторон, особенно среди социальных партнеров. С сентября 2017 года появится Школа второго шанса (Écoledela 2e chance), предлагающая обучение по программе последнего года обучения старшей средней школы, окончание которой позволит выпускникам получить диплом, с которым можно будет поступать в вуз (diplômed’accèsauxétudessupérieures — DAES). Это даст взрослым, не имеющим диплома об окончании старшей средней школы, второй шанс получить необходимое образование и поступить в высшее учебное заведение.

Особые меры приняты для того, чтобы облегчить интеграцию иммигрантов. Взрослые люди, рожденные за пределами Люксембурга, могут воспользоваться национальной программой «Контракт по приему и интеграции» (Contratd’Accueiletd’Intégration, CAI), которая появилась в 2011 году. Участники программы обязуются в течение двух лет посещать: ориентационный день для ознакомления с государственными услугами, бесплатный гражданский курс по истории культуре и организационной структуре Люксембурга, а также три курса по трем национальным языкам Люксембурга.

Вставка 2: CONSTRUCEC: Техническая подготовка рабочих-строителей

Этот проект позволит рабочим строительных специальностей повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать потребностям и обязательным требованиям компаний и быть постоянно занятыми по профессии. Институт подготовки в секторе строительства (‘InstitutdeFormationSectorielduBâtiment’) предлагает курсы продолжительностью от 1 до 6 недель по широкому спектру специальностей, таким как технологии строительства, здания с низким потреблением энергии и охрана здоровья и безопасность на рабочем месте.

Поддержка ESF: 293700 евро

Продолжительность: Июль 2015 – декабрь 2017

Числоучастниковнаиюль 2016: 243

 8. Ссылки

 

Anderson, Jimerson, and Whipple (2005): Anderson, G.E., Jimerson, S.R., Whipple, A.D., Students’ratings of stressful experiences at home and school: Loss of a parent and grade retention as superlative stressors. Journal of Applied School Psychology. http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1300/J370v21n01_01

Ball, J. (2014): Children Learn Better in Their Mother Tongue, Global Partnership for Education. http://www.globalpartnership.org/blog/children-learn-better-their-mother-tongue

Chambre de Commerce (2014): Actualité & tendances, Bulletin économique de la Chambre de Commerce. http://www.cc.lu/uploads/media/A_T_16_Oct_2014.pdf

Janta and Harte (2016): B. Janta and E. Harte, Education policy responses for the inclusion of migrant children in Europe, RAND Europe. http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1600/RR1655/RAND_RR1655.pdf

Jimerson, Pletcher and Graydon (2006): Jimerson, S., Pletcher, S., Graydon, K. (2006), Beyond grade retention and social promotion: Promoting the social and academic competence of students, Psychology in the schools, Vol. 43, No.1. http://tartarus.ed.utah.edu/users/daniel.olympia/Prelim%20Readings/Articles/Practice/Jimerson%20%282006%29.pdf

Klapproth and al. (2013): Klapproth, F., Krolak-Schwerdt, S., Hörstermann, T., & Martin, R.,Predictive validity of tracking decisions: Application of a new validation criterion. In M. Spiliopoulou(Eds.), Data analysis, machine learning, and knowledge discovery. Studies in classification, dataanalysis, and knowledge organization. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-01595-8_7

Klapproth and al. (2016): Klapproth, F., Schaltz, P., Brunner, M., Keller, U., Fischbach, A., Ugen, S., Martin, R., Short-term and medium-term effects of grade retention in secondary school on academic achievement and psychosocial outcome variables in Learning and Individual Differences August 2016. http://orbilu.uni.lu/handle/10993/28207

Martin et al. (2012): Martin, R., Ugen, S., Fischbach, A., Muller, C., Brunner, M., Schlussfolgerungen, R. Martin, M. Brunner (Eds.), ÉpreuvesStandardisées. NationalerBericht 2011-2012. https://www.researchgate.net/publication/286442457_Schlussfolgerungen_Conclusions

MENJE (2016), Ministère de l’Éducation Nationale, de l’Enfance et de la Jeunesse, Les chiffres clésde l’éducationnationale – statistiques et indicateurs 2014/2015.

http://www.statistiques.public.lu/fr/publications/thematique/conditions-sociales/chiffres-cleseducation-2015/Chiffrescles201415.pdf

MENJE (2017a), Ministère de l’Éducation Nationale, de l’Enfance et de la Jeunesse, Le décrochage scolaire – Annéescolaire 2014/2015. http://www.men.public.lu/cataloguepublications/secondaire/statistiques-analyses/decrochage-scolaire/decrochage-14-15/fr.pdf

MENJE (2017b), Ministère de l’Éducation Nationale, de l’Enfance et de la Jeunesse, Rapportd’activité 2016. http://www.men.public.lu/fr/actualites/publications/themes-transversaux/rapportsactivites-ministere/rapport-activite-2016/index.html

Ministère de l’Éducation Nationale, de l’Enfance et de la Jeunesse and University of Luxembourg (2016), PISA 2015: Rapport National Luxembourg. http://www.men.public.lu/fr/actualites/publications/secondaire/pisa/pisa-2015-rapport/index.html

MESR (2016) Ministère de l’Enseignement supérieur et de la Recherche, Chiffres clés de’enseignement supérieur 2015–2016.

MESR (2017), Rapport d’activité 2016 du Ministère de l’Enseignement supérieur et de la Recherche. http://www.gouvernement.lu/6875441/2016-rapport-activite-mesr

OECD (2010), PISA 2009 Results: What Students Know and Can Do: Student Performance in Reading, Mathematics and Science (Volume I). http://dx.doi.org/10.1787/9789264091450-en

OECD (2012), Equity and Quality in Education: Supporting Disadvantaged Students and Schools. http://dx.doi.org/10.1787/9789264130852-en

OECD (2014), Education at a Glance 2014: OECD Indicators. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2014-En

OECD (2016a), PISA Volume I 2015: Table I.7.1, Last updated: 5 Dec 2016. http://dx.doi.org/10.1787/888933433226

OECD (2016b), Education at a Glance 2016: OECD Indicators. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2016-en

OECD (2017a), Economic Survey of Luxembourg 2017, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/eco_surveys-lux-2017-en

OECD (2017b), Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2017-en

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.