Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Чехия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Чехия / науч. ред. А.А. Аринушкина, Я.В. Медведев; пер. с англ. Я.В. Медведев // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/755-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-chekhiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Перевод: заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Второй том  Мониторинга образования и профессионального обучения  2017  включает в себя двадцать восемь  отчетов отдельных стран. Он основан на самых современных количественных и качественных данных для представления и оценки основных недавних и текущих мер политики в каждом государстве-члене ЕС, с акцентом на событиях с середины 2016 года. Таким образом, он дополняет другие источники информации, содержащие описания национальных систем обучения и подготовки кадров.

В разделе 1 представлен статистический обзор основных показателей образования и профессионального обучения. В разделе 2 кратко излагаются основные сильные стороны и проблемы системы образования и профессионального обучения в стране. Раздел 3 фокусируется на факторах неравенства в образовании и мерах по поддержке инклюзии, опираясь в частности на данные программы ОЭСР по международной оценке навыков 2015 года (PISA), а также на последние разработки в области раннего школьного обучения и дошкольного образования и ухода. В разделе 4 рассматриваются инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Раздел 5 посвящен политике модернизации школьного образования, охватывающей, в частности, педагогическую профессию, компьютерные и языковые навыки. В разделе 6 рассматриваются меры по модернизации высшего образования. Наконец, раздел 7 рассматривает  профессиональное образование и обучение взрослых.

Рукопись была завершена 15 сентября 2017 года.

Дополнительные контекстуальные данные можно найти в интернете (ec.Европа.ЕС / образование / мониторинг)

 

1. Ключевые индикаторы

 

 

 

Чехия

В среднем по Евросоюзу

 

 

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и профессионального обучения  2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональное обучение(возраст 18-24)

Всего

5,4 %

6,6 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

26,7 %

32,8 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

86,1 %12

88,0%15

93,9 %12

94,8 %15

Доля неуспевающих  учащихсяв возрасте 15 лет по:

Чтению

 

16,9 %12

22,0%15

17,8 %12

19,7%15

Математике

 

21,0 %12

21,7%15

22,1 %12

22,2%15

Естественным наукам

13,8 %12

20,7%15

16,6 %12

20,6%15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

80,4 %

86,7 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

10,0%

8,8%

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,1 %

 

4,9%15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€4,526

€4,72914

:

: 14

ISCED 3-4

 

€5,297

€5,62014d

:

: 14

ISCED5-8

€7,430

€7,63914d

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональное обучение(возраст 18-24)

Родившиеся в Чехии

 

5,4 %

6,6 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся в другой стране

9,1 %u

10,8 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Чехии

 

26,3 %

32,7 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся в другой стране

36,0 %

33,4 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

75,4 %

87,2 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

85,6 %

86,3 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

7,4 %

7,5 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

9,6 %

8,7 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA).

Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b–разрыв временного ряда; d – определения отличаются; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor)


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DGEducationandCulture на базе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 

 2.Основные тезисы

 

— Уровень занятости недавних выпускников очень высок.

— Неравенство в результатах образования, связанное с социально-экономическим положением, является значительным и особенно затронуло народность рома (цыгане). Доля  учеников с низкими показателями  по  основным навыкам заметно возросла, особенно  в предметах естественнонаучного цикла.

— Уровень заработной платы учителей остается относительно низким, а преподавательский состав стареет, что требует мер по повышению привлекательности профессии  для  талантливой молодежи.

— Достижения в  высшем образовании подтвердили его быстрое развитие, и началась давно ожидаемая реформа.

 

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Социально-экономический бэкграунд студентов сильно влияет на их образовательные показатели. В соответствии с результатами Программы по оценке успеваемости учащихся в 2015 году (PISA) доля 15-летних учащихся с низкими показателями находится в среднем на уровне ЕС в естественно-научном цикле (21%) и математике (22%) и несколько выше в чтении (22%), (OECD, 2016а). Доля  учащихся с низкими показателями значительно увеличилась с 2012 года в естественно-научном цикле (на 6,9 pps. по сравнению со средним увеличением в ЕС на 4 pps.) и чтением (на 5,1 pps. по сравнению со средним ростом в ЕС на 1,9 pps.). Это ухудшение в естественно-научном цикле было одним из самых высоких среди стран-участниц. Чешская Республика показывает один из самых больших разрывов в показателях среди учеников с низкой успеваемостью в естественно-научном цикле между нижней и верхней четвертями социально-экономического индекса учащихся PISA (30,5 pps. по сравнению со средним разрывом в показателях  ЕС в 26,2 pps.).1

Чешская Республика также показала одно из самых больших и растущих различий между школами на основе социально-экономического статуса.Это может быть связано с избирательностью школьной системы и ранним отслеживанием учащихся, которое происходит в возрасте 10-11 лет, иногда раньше. OECD подтвердила, что раннее разделение на потоки усиливает влияние социально-экономического бекграунда на неравенство результатов образования (OECD, 2016b).

Чешское отношение учащихся к учителям начального образования (19) является одним из самых высоких в ЕС, что может затруднить оказание индивидуальной поддержки учителями слабо успевающих учеников.

Высок  уровень сегрегации в школах (по этническому признаку), затрагивающих детей народности рома, которые  направляются в «практические» школы с более низкими стандартами обучения. В то время как доля учащихся рома, посещающих «практические» школы, в последние годы сократилась, а доля учащихся в общеобразовательных  школах возросла,3 30% детей рома по-прежнему посещают школу, где все или большинство учеников являются рома (FRA, 2016). Только 45% из 15-18-летних рома получают  образование, соответствующее их возрасту, и только 67% того же возраста посещают школу вообще (соответствующие цифры для всего населения составляют 81% и 96%). В 2014 году Европейская комиссия инициировала судебное разбирательство против Чешской Республики в отношении дискриминации детей рома в сфере образования в нарушение Директивы Совета Европейского Союза 2000/43/ЕС о расовом равенстве.

Привлечение большего числа учителей из этнической среды рома, которые могли бы служить образцами для подражания, могло бы помочь улучшить образовательные результаты учащихся рома. Но вероятность того, что значительное число молодых людей рома смогут добиться достаточных для получения педагогического образования на третьем уровне оценок — мала (Ecorys для Европейской комиссии, 2016). Существуют программы по обучению и набору ассистентов учителей из общины рома.

Реализация реформы в области инклюзивного образования началась в сентябре 2016 года. Реформа направлена ​​на постепенное расширение участия детей с особыми образовательными потребностями (включая социально обездоленных детей) путем предоставления им законного права на индивидуальную поддержку.4 Меры, осуществляемые к настоящему времени, охватывают учебные программы и консультационные услуги для оценки потребностей учащихся в поддержке. Осуществлена широкая подготовка и повышение осведомленности среди учителей и руководителей школ о преимуществах инклюзивного образования, а также среди населения в целом. Министерство обратилось с призывом, поддерживаемым Европейским социальным фондом,  к школам подать заявку на дополнительное финансирование вспомогательного персонала (например, специальных учителей, школьных психологов, консультантов) для внедрения нового законодательства. Лишь ограниченное число учеников получили пользу от реформы в первый год ее осуществления, и тщательный мониторинг ее воздействия, в том числе на сегрегацию, будет иметь важное значение. В то время как проект, поддерживаемый ESF, будет собирать данные о том, как реформа формирует восприятие инклюзии, до сих пор нет независимого изучения ее влияния. Долгосрочный успех частично будет зависеть от устойчивого национального финансирования мер поддержки в общеобразовательных школах, а также хорошего систематического начального образования и непрерывного профессионального развития учителей по обучению различных групп (см. также Европейская комиссия, 2016).

Уровень национального участия в образовании и уходе за детьми в  раннем детстве (ECEC) увеличился до 88% в 2015 году, но  все еще ниже уровня 94,8% в среднем по ЕС. Уровень участия детей в возрасте до 3 лет в 13,4% остается одним из самых низких в ЕС, что намного ниже цели 33% на 2020 год.Однако, это частично отражает  права на длительный  отпуск по уходу за ребенком. Эффективная координация для удовлетворения спроса и предложения затруднена, поскольку ответственность распределяется между центральным, региональным и местным уровнями управления (Институт демократии и экономического анализа, Экономический институт Чешской академии наук, 2016 год).

Право на ECEC увеличивается, но количество мест остается недостаточным. Закон 2016 года сделал последний год ECEC обязательным для 5-летних детей и предоставит право на место для детей в возрасте 4 лет в 2017 году, затем 3 лет в 2018 году, а затем детей 2 лет. Закон также установил пересмотр образовательных планов для ECEC. Однако в отношении права на место для детей до 5 лет формулировка закона неоднозначна — право зависит от наличия  мест. Муниципалитеты несут ответственность за обеспечение мест, но у них часто имеются ограниченные кадровые ресурсы для решения таких вопросов. Отсутствие надежных данных о будущем уровне спроса на места затрудняет гарантию  обеспечения  достаточного их количества  для вступления нового закона в силу. Согласно опросу Ассоциации городов и муниципалитетов, ряд участников могут столкнуться с трудностями при размещении  всех учеников в соответствии с новым законом. 6  Уровень чешской школьной инспекции подтверждает, что школы с 2020 года не будут готовы принять детей в возрасте 2лет (Чешская школьная инспекция, 2016). Сбор  данных о количестве родителей, которые намерены отправить на обучение своих детей в возрасте до 5 лет, потребовался бы для подготовки строительства и расширения объектов, где это необходимо. Фонд развития детских садов и начальных школ будет продолжать финансировать проекты по увеличению и модернизации потенциала в дошкольном и начальном школьном образовании в течение 2017 и 2018 годов при совместном финансировании из Европейского фонда регионального развития. В целях поддержки более раннего возвращения матерей на рынок труда фонды ЕС продолжают совместно финансировать проекты детских групп, созданных компаниями, НПО и другими предприятиями, под руководством Министерства труда и социальных дел. В настоящее время в экспериментальном порядке создаются новые микрошколы для детей в возрасте от 6 месяцев (Европейская комиссия, 2017).

Вставка 1: Обучение и уход за детьми  в  раннем возрасте  и разница в результатах образования

Последняя оценка участия детей рома в ECEC показала, что только около 34% участвуют  в возрасте от 4 лет (FRA, 2016). Это является проблематичным с учетом положительного влияния участия ECEC на будущие образовательные результаты (OECD, 2016a). Этот низкий уровень участия объясняется: экономическими причинами, недостаточным обеспечением, возрастом и количеством братьев и сестер, стилями воспитания и культурными факторами.7  Поправка к Закону об образовании в 2016 году включает в себя продление обязательного образования до последнего года дошкольного образования с сентября 2017, с целью увеличения коэффициента общего участия и сокращения неравенства. Фонды ЕС поддерживают новые возможности. Проводилась широкая дискуссия о преимуществах расширения обязательного образования в стране с низким уровнем участия в ECEC, часто из-за выбора родителей. В некоторых исследованиях делается вывод о том, что это будет дорогостоящим  мероприятием и не будет увеличивать участие  обездоленных. Юридическое право на выбор для домашнего обучения может снизить положительное влияние на те малообеспеченные семьи, которые предпочли бы это сделать, как с точки зрения учебной подготовки к начальному образованию, так и инклюзии. Работа с родителями и муниципалитетами имеет важное значение для оптимального фактического участия детей из неблагополучных семей в ECEC с наиболее возможного  раннего возраста. Сопровождающие меры по обеспечению отсутствия (скрытых) финансовых затрат для семей, связанных с отправкой детей в ECEC, также являются ключевыми. ESF поддерживает проекты по содействию участию социально-экономически неблагополучных в ECEC и в неформальных дошкольных центрах в инклюзивных условиях. Также обеспечивается подготовка учителей, а также просветительская работа для родителей, просвещение и образовательная деятельность для родителей. Волонтерство родителей в этих условиях поощряется.

 

Все еще ниже среднего показателя в 10,7% в ЕС, уровень преждевременного ухода из школы продолжал расти и достиг  6,6% в 2016 году. В отличие от недавнего падения в большинстве стран ЕС, уровень преждевременного ухода из школы  стабильно поднимался. Это началось с низкого уровня в 4,9% в 2010 году, быстро превзойдя национальный показатель в 5,5% на 2020 год, он  продолжал расти в течение последних трех лет. Оценочная доля детей рома, которые преждевременно покидают школу , остается очень высокой — 72%, что значительно влияет на их будущую работу на рынке труда (FRA, 2016). Эта негативная тенденция и очень высокая доля среди рома требуют тщательного мониторинга и, возможно, новых превентивных мер, таких как подготовка учителей для выявления учеников из группы риска и предотвращения отсева с помощью адаптированных педагогических методов и работы с заинтересованными сторонами. Повышение   уровня раннего ухода из школы за последнее время  также может быть отчасти связано с вступлением в силу экзаменационного экзамена по окончательному среднему образованию (Maturita) (Управление правительства, 2017). Однако это не соответствует анализу, показывающему, что большинство бросающих  школу учатся в программах, которые не приводят к Матурите, и что они покидают школу на ранней стадии (Trhlíková, 2012).

Вставка 2: Фонды ЕС для поддержки инклюзивного образования

В октябре 2016 года Министерство образования, молодежи и спорта объявило о втором этапе сбора проектов муниципалитетов, участвующих в «Согласованном подходе к социально незащищенным районам». Проект продвигает инклюзивное образование в социально изолированных районах и поддерживает дошкольные учреждения, начальные и средние школы в целях содействия индивидуальной интеграции.  На данном этапе акцент делается на важности  деятельности по повышению информированности общественности и поддерживает разработку платформ и семинаров для различных заинтересованных сторон в области образования. Проект включает мероприятия, направленные на оказание помощи учащимся в их переходе между уровнями образования и расширение сотрудничества между семьей, педагогами, социальными службами и службами здравоохранения. На осуществление этого этапа отводится 16,65 млн. Евро.

 


1 Процент учащихся с низкими показателями среди последней четверти по социально-экономическому показателю составляет 36,5%, по сравнению с 6% в первой четверти. И наоборот, доля учащихся с высокими достижениями среди последней четверти составляет 1,4%, по сравнению с 17,6% в первой четверти. Источник: OECD, 2016а.

2 Разница в научных показателях между школами, который связанны с увеличением одной единицы индекса средней школы PISAв экономическом, социальном и культурном статусе, является одной из крупнейших среди стран-участниц. Средняя разница OECDмежду школами составляет 30%, тогда как в Чешской Республике она составляет 44%.

3 Последняя информация, полученная от министерства, показывает, что в 2015/2016 годах 22,2% народности рома были в практических школах/классах, а их доля в общеобразовательном образовании выросла на 3 pps. с 2015/2016 года.

4 Более подробную информацию о реформе смотри Вставку 1 ниже и отчет Европейской комиссии, 2016.

5 Источник: Eurostat, table educ_uoe_enrp07.

6 https://www.novinky.cz/veda-skoly/421130-povinne-prijimani-deti-do-materskych-skol-obce-potrapinejvic-v-okoli-prahy.html.

7 Čada, K. (2014). Romštížáci v předškolnímvzdělání. (Manuscript).


4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Общие государственные расходы на образование в виде доли ВВП в 2015 году сократились на 0,2 pp. до 4,9%, что является средним показателем по ЕС. Ежегодные расходы на одного студента в 2013 году были намного ниже средних по OECD на всех уровнях образования, в основном из-за низких зарплат учителей (OECD, 2016c). Наибольшие различия были у студентов начального и высшего образования.

Несмотря на рост в последние годы, зарплаты учителей остаются сравнительно низкими. В 2014 году преподаватели начального и среднего образования получили менее половины заработной платы других работников с аналогичными уровнями образования (OECD, 2016). Кроме того, относительно невысок карьерный рост зарплат. Рисунок 1 показывает, что доля «вознаграждения работников» в общем объеме государственных расходов на образование была намного ниже в Чешской Республике, чем в среднем по ЕС. В сентябре 2016 года зарплаты учителей были увеличены на 8%, а время, необходимое новым учителям для получения второго уровня оплаты труда, сократилось. Правительство вновь повысило зарплату учителей на 15% по состоянию на ноябрь 2017 года в ответ на предупреждение о забастовке, в то время как оно увеличило заработную плату для других работников государственного сектора на 10%.

Уровень занятости остается выше среднего по ЕС для выпускников всех уровней образования, за исключением низкоквалифицированных специалистов. Несмотря на свою небольшую долю на чешском рынке труда (с Литвой самая маленькая в ЕС), низкоквалифицированные специалисты имеют очень низкий уровень занятости. Это говорит о необходимости дополнительных усилий, направленных на то, чтобы обратить вспять недавнее увеличение раннего ухода из школы, а также повысить уровень населения с самыми низкими квалификационными уровнями.

Финансирование школьного и дошкольного образования и школ продленного дня будет реформировано, чтобы перейти от подушевого финансирования к финансированию на основе общего количества преподаваемых часов. Эта реформа 2017 года начнется в 2018/2019 году. Задачи заключаются в сокращении текущих региональных различий в уровнях финансирования; обеспечить большую стабильность в финансировании школ; адаптировать финансовые и школьные сети к региональным и местным особенностям; и повысить уровень занятости профессионального образования и профессиональной подготовки на рынке труда. Реформа, в общем , была  хорошо принята  государственными школами.

Нынешний уровень ресурсов может оказаться недостаточным для того, чтобы последние реформы оказали реальное воздействие в ближайшие годы. Будущие события неопределенны до осенних всеобщих выборов в 2017 году. Как предыдущее правительство, так и Палата депутатов поддерживают увеличение финансирования образования на 1 pp.  ВВП к 2020 году (Министерство образования, молодежи и спорта, 2017).

 

Рисунок 2. Государственные расходы на образование по типу, 2015 (%)

 

Примечание: данные для среднего значения ЕС являются предварительными.

Источник: DGEAC по статистике государственного финансирования Евростата (2015 год). Онлайн-код данных: gov_10_a_exp.

5. Модернизация школьного образования

 

Децентрализация школьного образования, начатая в 2001 году с Белой книги по образованию, открыла возможности для инноваций и более широкого участия заинтересованных сторон; она также привела к трудностям, связанным с фрагментированной системой  управления (см. также раздел 3 выше). Повышенная ответственность руководителей школ, которые были частью этой реформы, не была поддержана соответствующей подготовкой (Европейская комиссия /EACEA /Eurydice, 2017a). Стратегия политики в области образования 2020 направлена ​​на совершенствование управления. OECD рекомендует осуществлять поощрение  руководства школы основываясь на надежной оценки успеваемости школы по центральным критериям качества (OECD, 2016d). Деятельность чешской школьной инспекции все чаще ведется  ​​в этом направлении, где основное внимание уделяется педагогической практике и связям между внутренней и внешней оценкой (Управление правительства, 2017 год). Проект, финансируемый ESF для улучшения оценки, с целью расширения использования «качественной школьной модели» и распространения хороших школьных практик был запущен. Как указано в разделе 3, PISA 2015 показала, что базовые уровни навыков близки к среднему по OECD по математике и предметам естественного цикла, но ниже среднего уровня чтения. Тенденции Развития Математики и Естественных Наук в 2015 году, TIMSS (IEA, 2015) для четвертого класса, подтвердили улучшение результатов, уже наблюдавшихся в 2011 году, с результатами по  естественнонаучным предметам, которые улучшаются и выше среднего. Это предполагает, что недавние улучшения базовых навыков в четвертом классе не подтверждены для учащихся 15 лет, прошедших тестирование в PISA (см. Раздел 3 выше) на данном этапе.

Привлекательность преподавания и его престиж остаются на низком уровне. Согласно Cedefop (2016), «обучение на педагогическом факультете является  запасным вариантом  для тех, кто не сдал вступительные экзамены в другие области обучения» (см. Также раздел 4 выше). Педагогические кадры  стареют. Демографические прогнозы показывают, что в ближайшие годы возрастет количество детей  в начальном и начальном  среднем образовании. Система содержит значительную часть учителей в возрасте (см. Рисунок 3 ниже), что делает необходимым срочно привлечь новых учителей. Опрос среди выпускников средних школ показал, что только четверть из тех, кто поступает на  педагогическое обучение, планируют преподавать, главным образом, из-за низких зарплат. Только 40% выпускников педагогических факультетов начинают преподавать, в то время как большая часть молодых учителей покидает профессию вскоре после начала работы (Ceska Skola, 2017). Кроме того, существуют риски, связанные с качеством преподавания: опрос среди учащихся средних школ показал, что те, кто намеревался пойти на педагогическое обучение, были среди тех, кто получил самые низкие результаты Национального Сравнительного Экзамена  (SCIO).

Долгожданная новая система по построению карьеры учителей должна была быть принята в 2017 году, но юридическая процедура не была завершена. Новая система будет направлена на повышение качества преподавания и повышение привлекательности профессии (Европейская комиссия, 2016). Если она будет принята, она свяжет продолжающееся профессиональное развитие (CPD), карьеру и вознаграждение. Новые учителя получат пользу от систематической поддержки — ранее Чешская Республика была среди немногих государств-членов без структурированной индукционной программы для новых учителей. Это может помочь уменьшить высокую показкатель тех, кто быстро уходит из профессии. Учителя, выполняющие специализированные задачи, такие как координатор внутренней оценки школы или наставник для CPD, будут вознаграждены финансово.

Первый полномасштабный новый унифицированный вступительный экзамен в старшие классы средней школы был реализован в 2017 году. Он направлен на улучшение качества образования и поддерживается рядом заинтересованных сторон (см. Также Европейскую комиссию, 2016 год). Тем не менее, некоторые заинтересованные стороны опасаются, что новый экзамен может препятствовать инклюзии и уменьшить школьную автономию в учебных программах.

Рисунок 3. Количество учителей по возрастным группам и уровню образования в 2015 году

 

Источник:Eurostat (2015). Online data code: educ_uoe_perp01.

6. Модернизация высшего образования

 

Уровень достижения высшего образования продолжил свой стремительный рост, достигнув 32,8% в 2016 году и превысив национальный показатель в 32% на 2020 год. Разрыв со средним по ЕС 39,1% сократился. Доля выпускников с краткосрочным образованием или степенью бакалавра остается относительно низкой. Высшее образование полностью окупается с точки зрения занятости и заработной платы. Показатель занятости среди выпускников высших учебных заведений  в86,3% является одними из самых высоких в ЕС, а получившие высшее образование зарабатывают  в среднем почти в два раза больше, чем закончившие только старшие классы средней школы (OECD, 2016c).

Соотношение студентов и преподавателей в высших учебных заведениях  является одним из самых высоких в ЕС. 8Коэффициент завершения для программ бакалавриата или эквивалентных программ остается низким на уровне 37%. Министерство образования проводит специальные исследования по отслеживанию выпускников.

В настоящее время Чешская Республика реализует реформу высшего образования 2016. Целью является повышение стандартов аккредитации и внутреннего контроля качества и предоставление большей автономии учреждениям, которые имеют функционирующую внутреннюю систему обеспечения качества. Создано новое независимое национальное аккредитационное учреждение и определены новые стандарты аккредитации. Учреждение намерено привлечь учащихся к оценке учебных программ и в процессе аккредитации.

Меры по увеличению субсидий нуждающимся учащимся и числу программ, ориентированных на профессию, скорее всего, будут способствовать большему социальному разнообразию обучающихся в высших учебных заведений и еще более повысят уровень достижений. Другой целью реформы является поддержка диверсификации предлагаемых программ, расширение программ, ориентированных на профессию. Это потребует внесения поправок в систему финансирования для поощрения учреждений с диверсифицированными профилями (Управление правительства, 2017 год). Менее 1% студентов в настоящее время получают социальную стипендию, в то время как около 13% получают стипендию по результатам учебы(Европейская комиссия/EACEA/Eurydice, 2016).

 

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Доля старшеклассников средних школ в профессиональном образовании и обучении (ПОО) в 2015 году составила 73,2% и является самой высокой в ЕС (47,3% в среднем).  87,2% выпускников  ПОО были трудоустроены в 2016 году, что также является значительно выше среднего по ЕС (75 %). Участие взрослых в обучении в 2016 году несколько увеличилось, но осталось ниже среднего уровня по ЕС в 10,8%. В то время как уровень безработицы является самым низким в ЕС, анализ Министерства труда и социальных дел, тем не менее, указывает на несоответствие спроса и предложения навыков, нехватку подходящих работников в некоторых секторах и профессиях и избыток в других.

Стратегия политики в области образования до 2020 года предусматривает содействие партнерству между школами и работодателями. Цель состоит в том, чтобы облегчить переход выпускников школ на рынок труда, увеличить долю учащихся в профессионально-ориентированных программах в высшем образовании и расширить предложение  непрерывного

профессионального образования и обучения взрослых (НПООВ). С 2016 года существует стандартная процедура договорных отношений между работодателями и студентами профессионального обучения с целью поощрения работодателей к обеспечению стандартов качества в их практической подготовке.

Больше внимания уделяется НПООВ, чтобы обеспечить достаточные возможности для переобучения населения трудоспособного возраста. Национальные стандарты профессиональной квалификации стали отправной точкой для аккредитации программ НПООВ и найма квалифицированных сотрудников в профессиях, в которые наблюдается нехватка кадров.  Отраслевые  советы обеспечили вклад от работодателей, создали   сертификаты  рынка труда, не включенные в национальный реестр квалификаций, и помогли подготовить предложение о признании компетенций, приобретенных и сертифицированных вне профессионального реестра.


8 Source: Eurostat, table educ_uoe_perp04, 2015.


 8. Ссылки

 

CEDEFOP 2016, SkillsPanorama, October 2016. http://skillspanorama.cedefop.europa.eu/en/analytical_highligths/czech-republic-mismatchpriority-occupations#_summary

 

Ceska Skola (2017). http://www.ceskaskola.cz/2017/03/polovina-zajemcu-o-pedagogickefakulty.Html

 

Czech School Inspectorate (2016), Annual Report for the school year 2015/2016. http://www.csicr.cz/cz/Dokumenty/Vyrocni-zpravy/Vyrocni-zprava-Ceske-skolni-inspekce-zaskolni-(2)

 

Ecorys for the European Commission (2016), Study on the Diversity within the Teaching Profession with Particular Focus on Migrant and/or Minority Background, annexes.

http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/study/2016/teacherdiversity-annexes_en.pdf

 

European Commission (2016), Education and Training Monitor 2016, Czech Republic.

https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-cz_en.pdf

 

European Commission (2017), Country Report Czech Republic 2017 (2017 European Semester).

https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-czech-en_1.pdf

 

European Commission/EACEA/Eurydice 2016, National student fee and support systems in European higher education 2016/17.

https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/5/58/EN_Fees_and_support_2016_17.pdf

 

European Commission/EACEA/Eurydice (2017a), Eurypedia.

https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Czech-Republic:Ongoing_Reforms_and_Policy_Developments

 

European Commission/EACEA/Eurydice (2017b), Key data on Teaching Languages at School in Europe. https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/0/06/KDL_2017_internet.pdf

 

FRA (2016) (European Union Agency for Fundamental Rights), EU-Midis II,, Second European Union Minotirites and Discrimination Survey Roma.

http://fra.europa.eu/en/publication/2016/eumidis-ii-roma-selected-findings

 

Institute for Democracy and Economic Analysis, Economic Institute of the Czech Academy of Sciences (2016), Cost-benefit analysis of public support for places in kindergartens. http://idea.cergeei.cz/files/IDEA_Studie_3_2016_Verejna_podpora_mist_ve_skolkach/files/downloads/IDEA_Studie_3_2016_Verejna_podpora_mist_ve_skolkach.pdf

 

International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA 2015), Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) 2015.

http://timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/timss-2015/mathematics/studentachievement/

 

Ministry of Education, Youth and Sport (2017). http://www.msmt.cz/ministerstvo/novinar/pripriprave-rozpoctu-se-zohledni-narust-vydaju-na-skolstvi

 

OECD (2016a), Programme for International Student Assessment 2015, volume I. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm)

 

OECD (2016b), Economic Survey of Czech Republic 2016. http://www.oecd.org/czech/economicsurvey-czech-republic.htm

 

OECD (2016c), Education at a Glance 2016, OECD indicators. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2016_eag-2016-en#.WSwxkf5dA6Y

 

OECD (2016d), Shewbridge, C., et al. Review of School Resources: Czech Republic 2016.

http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/oecd-reviews-of-schoolresources-czech-republic-2016_9789264262379-en#.WS_v6P5dA6Y

 

Office of the Government of the Czech Republic (2017), National Reform Programme of the Czech Republic 2017. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-national-reformprogramme-czech-republic-cs.pdf

 

SCIO, https://www.scio.cz/download/zprava_VSP_media.pdf

 

Trhlíková, J. (2012). Předčasnéodchody ze vzdělávánínastředníchškolách. Kvalitativníanalýza rozhovorů s experty a příkladydobrýchpraxí. Praha: NÚV.

http://www.infoabsolvent.cz/Temata/PublikaceZP?Stranka=9-0-73&NazevSeo=Predcasne-odchody-ze-vzdelavani-na-strednich-

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic

Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.