Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Португалия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Португалия / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/739-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-portugaliya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

Португалия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

18,9 %

14,0 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

30,0 %

34,6 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

95,0 %12

93,6 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

18,8 %12

17,2 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

24,9 %12

23,8 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

19,0 %12

17,4 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

67,8 %

73,8 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

9,7 %

9,6 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,2 %

 

6,0 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€6 081

€5 38214

:

: 14

ISCED 3-4

 

€7852

€6 68314

:

: 14

ISCED5-8

€8302

€875714

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Португалии

18,8 %

14,0 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Португалии

20,1 %u

14,3 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Португалии

30,2 %

35,1 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Португалии

28,8 %

29,2 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

64,1 %

69,4 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

72,0 %

77,8 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

1,7 %

2,1 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

5,5 %

7,4 %15

13,6 %

15,1 %15


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— Португалия успешно повышает образовательные результаты учащихся, при этом снижается доля учащихся, бросающих школу, а к 2019 году планируется охватить всех детей от 3 до 5 лет системой общего дошкольного образования.

— Реализуется Национальный план по поощрению успешного обучения в школе – важнейшая инициатива по предотвращению падения качества школьного обучения. Число школ-участниц этого проекта превысило все ожидания.

— Охват населения третичным образованием растет, но достичь ключевого индикатора Europe 2020 будет нелегко. Определенные меры принимаются для того, чтобы упорядочить предлагаемые системой высшего образования программы обучения.

— Поддержка системы образования взрослых играет сегодня ключевую роль в образовательной политике, при этом особое внимание уделяется повышению уровня базовых навыков у взрослого населения.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Образовательные результаты учащихся улучшаются, становится меньше плохо успевающих учеников и больше тех, кто показывает выдающиеся результаты в тестах PISA, но остаются некоторые проблемы с равенством. Согласно результатам PISA 2015 доля плохо успевающих учащихся в Португалии снизилась по всем областям знаний. Это значение в Португалии ниже среднего значения по ЕС по чтению (17 %) и естественным наукам (17 %) и выше среднего по математике (24 %). Средний уровень образовательных результатов вырос (сноска: результаты Португалии с 2012 года выросли на 12 баллов по естественным наукам, на 10 баллов по чтению и на 5 баллов по математике) и впервые в Португалии он поднялся выше среднего значения по странам OECD и ЕС. Доля учащихся с выдающимися результатами в тестах PISA, т.е. тех, кто продемонстрировал владение навыками выполнения заданий повышенной сложности, также растет и сейчас находится на среднем уровне ЕС (см. Рисунок 2).

Несмотря на эти позитивные тенденции,проблема неравенства пока остается нерешенной. Доля плохо успевающих учащихся среди тех из них, кто относится к нижней социально-экономической квартили, остается на 25 пп. выше, чем среди учащихся из верхней квартили (OECD 2016) (сноска: 4,5 % учащихся из верхней социально-экономической квартили в сравнении с 29,9 % для учащихся из нижней социально-экономической квартили). Это примерно соответствует среднему уровню ЕС (25,6 %). К тому же 31 % учащихся в Португалии остаются на второй год, что ставит ее на третье место в ЕС по этому показателю (European Commission 2017a). При этом имеется значительный социальный разрыв: на второй год остается 52 % учащихся из неблагополучных семей и меньше 9 % учащихся из благополучных семей. Разрыв между коренным населением и мигрантами первого и второго поколения (по индикаторам, связанным с количеством учащихся, бросивших школу, результатами PISA и количество детей, остающихся на второй год) сравнительно небольшой.

Рисунок 2. Тенденции изменений числа учащихся с низкой и очень высокой успеваемостью по результатам PISA (%)

 

Источник: OECD (PISA, 2015). Online data code: table I.2.2a.

 

К 2019 году в Португалии планируется обеспечить всех детей от 3 до 5 лет общим дошкольным образованием. Задача по обеспечению дошкольным образованием всех детей 5 лет была поставлена на 2016 год, но будет выполнена в 2017 году (сноска: по данным Евростата это значение в 2015 году составило 95,6 %). В 2015 году обеспечение дошкольным образованием детей в возрасте от 4 до возраста начальной школы (6 лет) составляло 93,6 %, что немного ниже среднего значения по ЕС (94,8 %). Пересмотр педагогических ориентиров для дошкольного обучения детей от 3 до 5 лет завершился и позволил выработать подходы к подготовке и профессиональному развитию педагогов системы дошкольного образования и ухода (ECEC) на 2015/2016 гг. Эти новые целевые ориентиры направлены на то, чтобы сделать дошкольное образование переходным звеном для начальной школы. Трудности по охвату образованием детей от 0 до 3 лет связаны с нехваткой доступных помещений, за что несут ответственность социальные службы. Министерство образования работает над новыми педагогическими руководящими принципами для этих уровней образования.

Португалия достигла значительных успехов в снижении число учащихся, бросающих школу (сноска: доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые не имеют общего среднего образования и в настоящее время нигде не учатся) (ESL). Этот уровень упал с 34 % в 2008 году до 14 % в 2016 году (Рисунок 3). Если эта тенденция останется, Португалия достигнет национального целевого ориентираEurope 2020, который составляет 10 %. Разница в величине ESL для учащихся, родившихся в Португалии и за ее пределами, небольшая (0,3 пп.), но гендерный разрыв (мальчики чаще бросают школу) значительно больше, чем в среднем по ЕС (6,9 пп. и 3 пп. соответственно).

 

 

Рисунок 3. Тенденции изменений количества учащихся, бросивших школу, в некоторых странах

 

Источник: Евростат(LSF, 208-2016). Online data code: edat_lfse_14.

 

Вставка 1: Национальный план по повышению успешности школ (NPPSS)

Это план представляет собой правительственную инициативу по предотвращению плохой успеваемости школьников и снижению числа тех, кого оставляют на второй год на всех уровнях образования. В системе общего образования введена и полностью реализована новая национальная система формирующего тестирования для учащихся второго, пятого и восьмого класса (учащиеся 7, 10 и 13-ти лет соответственно) по португальскому языку и математике. Начиная с 2016/2017 учебного  года ученики, которые оставались на второй год больше двух раз, обеспечиваются профессиональным тьютором, который сопровождает ученика в процессе обучения, чтобы помочь ему повысить свои результаты и дать чувство поддержки.

В основу реализации плана положено тесное сотрудничество между местной администрацией и школьными кластерами (сноска: В Португалии существует 811 «групп управления школами» (713 групп, управляющих государственными школами, и 98 групп, управляющих школами вне кластеров), к которым школы относятся по территориальному признаку). Школа может выдвинуть свое предложение и получить финансирование на инициативы, связанные с развитием сообщества своих учеников.

Планируется проведение обучения для школьных менеджеров и учителей, а также для муниципальных служащих. Это обучение затронет вопросы стратегического планирования, создания индикаторов и использования ресурсов. Каждая школа должна оценить свою готовность к участию в этом проекте и предложить(на добровольной основе) ряд комплексных мер, которые смогут повысить образовательные результаты учащихся. Предложение школы рассматривается и, в случае утверждения на центральном уровне, школа получает дополнительные ресурсы.

За период первого года реализации к плану присоединились 663 образовательных центра, что соответствует 80 % всех школ. Если учесть, что 18 % школ ранее присоединились к программе TIEP (сноска: TIEP: программа ‘Образовательные территории приоритетного вмешательства’ появилась в 2016 году по образцу французских  зон ZEP (зоны приоритетных мер). Школам с большим числом учащихся с неблагополучным социально-экономическим происхождением выделялось дополнительное финансирование и поддержка с помощью «контрактов на улучшение»)по помощи школам с большим числом учащихся с низким социально-экономическим статусом, неохваченной остается крайне малая часть образовательных центров. Всего школы предложили 2915 мероприятий в разных сферах, таких как гибкость учебных программ, гибкость организации, междисциплинарные команды, прикладные науки и обучение родителей.

От такого значительного охвата ожидают серьезных результатов, проблемой остается только обеспечение защиты ресурсов на местном и национальном уровне. Успех плана по повышению учебных результатов и ликвидации пробелов в системе образования будет зависеть от способности обеспечить техническую поддержку, регулярный мониторинг мероприятий и общую согласованность различных проектов.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Структура общих государственных расходов на образование может свидетельствовать о повышении эффективности распределения этих расходов. В 2015 году расходы на образование составили 6 % от ВВП, снизившись с 7,6 % в 2010 году. Так как номинальный объем финансирования в эти годы не менялся, за этот период расходы на образование сократились почти на 20 %. После падения с 14,8 % в 2010 году до 11,8 % в 2014 году расходы на образование как доля от общих государственных расходов снова выросли в 2015 году до 12,5 %. Если учитывать значительные улучшения результатов, о которых говорилось выше, снижение уровня расходов, может говорить о повышении эффективности образовательных услуг в результате реформ. Сокращение государственных расходов также происходит на фоне постоянно снижающегося числа учащихся, особенно в начальной школе. По прогнозам Национального института статистики число детей от 0 до 14 лет плавно сократится с 1 ,46 млн. в 2016 году до 0,88 млн. к 2030 году.

В национальном бюджете на 2017 год распределение финансовых ресурсов на школьное образование остается на уровне 2016 года. Европейский социальный фонд (ESF) продолжит играть ключевую роль в сфере образования и подготовки. Средства, выделенные ESF на человеческий капитал (сноска: поддержка Социального фонда (SF) в сфере человеческого капитала осуществляется в рамках программы Human Capital Operation alprogramme и региональных программ), будут направлены на реализацию плана NPPSS, расширение сферы профессионального обучения и подготовки и реформирование сферы обучения взрослых в рамках программы“Qualifica programme” (см. раздел 7). В 2017 году национальное финансирование науки и высшего образование по сравнению с 2016 годом возрастает на 4,6 %, что подтверждает тенденцию роста по сравнению с предшествующим годом (сноска: финансирование высшего образования в 2016 году выросло на 3,6 % по сравнению с 2015 годом). Значительная часть этого дополнительного финансирования пойдет на восстановление окладов, сокращенных в предшествующие годы, на увеличение числа стипендий и на финансирование новой программы найма молодых исследователей.

Правительство и высшие учебные заведения (HIE) взяли на себя обязательства объединить усилия, направленные на гарантирование стабильности финансирования. В июле 2016 года Министерство науки, технологии и высшего образования подписало соглашение со всеми государственными вузами (университетами и политехникумами) о гарантии стабильного государственного финансирования на весь мандатный период правительства. Правительство также обязалось отказаться от недавней практики, когда финансирование вуза могло пересматриваться и сокращаться в течение года. В свою очередь вузы согласились создать механизм взаимной поддержки, который позволит любому вузу, испытывающему недостаток средств, взять займ у других вузов его сектора, а вернуть в последующие годы. Это защитит правительство от неожиданных запросов на дополнительное финансирование от вузов до конца финансового года. Давно объявленная реформа ежегодного финансирования вузов заменит модель четырехлетнего бюджетного цикла, даст учреждениям финансовую стабильность и повысит их возможности участия в новых проектах. 

5. Модернизация школьного образования

 

Португалия прилагает усилия, направленные на содействие автономии школ. Эта задача решается в рамках Национального плана по повышению успешности школ (NPPSS), с помощью введения новых систем контроля качества на школьном уровне, а также новых инициатив по допуску учащихся к принятию решений и управлению школой. Контроль качества осуществляется на основе непосредственного взаимодействия между лидерами школьного кластера и Министерством образования, а также при участии школьные советов кластеров, где все заинтересованные стороны могу высказать мнение и внести свой вклад в план развития школы. Стандарты внешней и внутренней оценки утверждены для каждого класса (параллели), что заранее дает школе информацию о том, чего от нее ждут. Однако важнейшим этапом данной работы является выработка понимания и определение ответственного за индикаторы контроля качества – включая определения и понимание понятия «качество» — а также проверка того, что контроль качества действительно направленна повышение качества (European Commission 2017b).

Недавно принятые меры направлены на распространение изучения иностранного языка. Начиная с 2015/2016 г. в Португалии введены в действие новые правила по обязательному изучению английского языка для всех учащихся, которым исполнилось 8 лет. С 2016/2017 г. изучение английского языка станет обязательным для всех детей 9 лет (Eurydice 2017). В Португалии испанский язык – второй по популярности среди изучаемых иностранных языков в основной старшей школе, а французский – второй по популярности для изучения в системе дополнительного образования.

Процессы привлечения общественного участия направлены на совершенствование управления школами. Министр образования привлек учащихся к обсуждению нового набора навыков, того, как сделать учебный план более гибким и будущих педагогических перемен в школах. Этот процесс опирается на организацию в школах ученических ассамблей, которые будут обсуждать вопросы школы 21 века. Эта инициатива была подхвачена организацией OECD как модель для других стран и стала одним из элементов инициативы Education 2030. В соответствующей деятельности, направленной на поддержку общественного управления, Министерство образования в 2017 году запустило пилотную акцию, в рамках которой ученики старшей школы могут вносить свои предложения, обсуждать и выносить на голосование вопросы осваивания в своей школе небольшого бюджета (800 евро на школу в среднем). Участие принимают около 1000 школ. Целью является повышение интереса учеников и расширение их возможностей участия в общественной жизни, финансовая грамотность и включенность в школьное сообщество.

6. Модернизация высшего образования

 

Охват население третичным образованием растет, но уровень занятости недавних выпускников остается ниже среднего по ЕС. Охват португальского населения третичным образованием значительно вырос за последнее десятилетие, с 14,9 % в 2003 году до 34,6 % в 2016 году. Он почти достиг среднего значения по ЕС (39,1 %), но национального ориентира в 40 % к 2020 году вряд ли достигнет. Несмотря на хорошие возможности трудоустройства для выпускников в области науки, инженерии, технологии, математики (STEM),число поступающих на эти специальности невелико (GdP 2016). Уровень занятости недавних выпускников вырос до 77,8 % в 2016 году, но остается ниже среднего по ЕС (82,8 %) и ниже национального докризисного уровня.

Возможность получать высшее образование в большой степени определяется в момент выбора студентом образовательного пути в старшей школе, но решить эту проблему должна новая система курсов. В то время как 78 % выпускников общего потока старшей школы идут в вузы, только 6 % выпускников профессиональных потоков в 2014 году поступили в вуз (DGEEC 2015). Главным механизмом, который должен будет увеличить число абитуриентов вузов из числа выпускников профессиональных школ, является программа курсов Cursos Tecnicos Superiores Profissionais (CteSPs). В апреле 2017 года было утверждено 598 программ таких курсов. В 2015-2016 гг. на них было обучено 6430 учащихся, из которых 83 % обучались на государственных курсах. С 2016 года ведется общественное обсуждение того, как адаптировать политику доступности вузов в ответ на растущее разнообразие образовательных траекторий в старшей средней школе, сохранив при этом качество и привлекательность образовательных программ.

Существуют дублирование предлагаемых программ внутри системы высшего образования. Система государственного высшего образования включает 13 университетов, 15 политехнических институтов и пять небольших независимых школ. Эта изначально двойственная система (университеты и политехникумы) должна охватывать весь возможный спектр программ, отвечающих на разные потребности рынка труда и запросы студентов в сфере профессионального или академического образования.  Гибкая законодательная рамка и растущая конкуренция за абитуриентов между институтами на фоне снижающейся демографической ситуации привела к появлению дублирующих программ обучения в университетах и политехникумах, особенно на уровне бакалавриата. Более 40 % мест в политехникумах дублируются аналогичными университетскими программами, а в университетах дублируется 25 % мест (A3ES 2013). Разрабатываются новые меры, направленные на устранение этой ситуации.

Неэффективное использование потенциала некоторых регионов и институтов все больше указывает на то, что систему требуется упростить. С 2009-2010 до 2015-2016 гг. число предлагаемых мест в вузах снизилось на 20 % (DGEEC 2015). Это снижение в основном затронуло частные институты: доля свободных мест в государственных вузах значительно выросла, с 57 % мест в 2009-2010 гг. до 70 % в 2015-2016 гг. Происходящее сокращение мест остановилось  в 2015-2016 гг. с ростом в 51 000 мест для бакалавров и магистров в государственных вузах. Число зачисленных абитуриентов достигло в 2015-2016 гг. в среднем 85 %, что было намного больше, по сравнению с прежним низким уровнем (DGEEC 2015), но данные свидетельствуют о том, что ситуация значительно отличается в разных университетских центрах. Университет Порту и Университет Лиссабона набрали более 90 %, однако в некоторых других вузах только 40 % мест оказались заняты. Эти различия говорят о необходимости адаптировать сеть вузов к запросам студентов и повышать ее эффективность.

Агентство по аккредитации и оценке высшего образования (Agency for Accreditation and Evaluation of Higher Education – A3ES) играет ключевую роль в развитии контроля качества и помощи вузам в оптимизации их предложения для рынка образования. В 2017 году A3ES запустило процесс аттестации вузов; он дополнит сертификацию системы обеспечения качества каждого отдельного вуза. Пока сертификация осуществлялась добровольно и поэтому затронула только некоторые вузы, но теперь постепенно станет обязательной для всех. Эта сертификация совместно с анализом результатов оценивания программ, результаты исследования и сохранение квалифицированного преподавательского состава будут решающим фактором, определяющим давать ли данному вузу больше автономии на следующем этапе его деятельности.

Португалия прилагает усилия по распространению цифровых навыков. Новая инициатива по продвижению цифровых навыков INCoDe2030 включает в себя: программы обучения и обмен опытом по вопросам цифровой грамотности, программу по разработке кода, а также курсы для магистров и выпускников, связанные с развитием производства. В инициативу также входит пилотный проект пяти политехнических институтов (Bragança, Cávado e Ave, Leiria, Setúbal и Beja). Каждый институт разработает сетевое сообщество с участием представителей бизнеса, местных ассоциаций, школ и других заинтересованных сторон, чтобы сформулировать стратегию развития цифровых навыков в данной сфере. Вовлеченность в программу представителей бизнеса в сфере ICT должно позволить лучше понять их потребности.

Разработан ряд новых инициатив, направленных на поддержку исследователей в вузах, испытывающих проблемы, связанные со старением сотрудников, утечкой высококвалифицированных специалистов и необходимостью наращивать сотрудничество со сферой бизнеса. В сентябре 2016 года правительство одобрило закон, регулирующий систему контрактов специалистов, недавно получивших степень PhD (Decree-law 57/2016). Закон нацелен на то, чтобы создать для исследователей более стабильные условия работы. В соответствии с условиями новой программы по исследовательским проектам, финансируемойPT2020 и Национальным исследовательским советом, каждый исследовательский институт-участник должен нанять хотя бы одного недавнего выпускника (недавно получившего степень). Некоторые критики считают это несправедливым, поскольку условия по новому контакту не так привлекательны для исследователей, имеющих PhD, как для тех, кто уже работает в системе. Эффективность проекта сомнительна, учитывая финансовые проблемы некоторых вузов и необходимость омоложения пожилого преподавательского и исследовательского состава. Хотя пока рано оценивать все следствия проекта, его создание является важным показателем, отражающим как качество преподавания и исследовательской деятельности вузов, так и способность системы привлекать и удерживать молодых ученых в условиях высокой утечки кадров за границу. 

Обзор политики сотрудничества между университетами и сферой бизнеса в Португалии показал положительные изменения в данной сфере. Это связано с реализацией ряда инициатив в 2016 и 2017 гг. в рамках стратегии национальных исследований и инноваций в сфере «умной специализации». Одна из таких инициатив — программа Interface, направленная на развитие совместных НИОКР при участии университетов, исследовательских центров и производственного сектора путем передачи знаний, развития сетевого взаимодействия и создания платформ для сотрудничества. Эта программа также осуществляет поддержку компаний, заказывающих выполнение НИОКР в университетах. В рамках программы также осуществляется поддержка создания совместных лабораторий будущего на базе университетов, которые должны служить основой для совместных прикладных исследований между университетами и представителями бизнеса.

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Принимаются меры по повышению привлекательности профессионально-технического образования и подготовки (VET) и повышению набора учащихся на программы профессиональной подготовки в старшей школе. Прилагаются определенные усилия по повышению транспарентности и снижению числа дублирующих и раздробленных программ (modalidadesdeformação) в сфере VET, в первую очередь, через распространение национальной системы кредитов и выполнением рекомендаций ECVET Recommendation. Однако эта система может применяться только к образовательным программам двойной сертификации, входящим в каталог национальных квалификаций. Недавно разработанный портал ‘QualificaPortal’ создан для того, чтобы облегчить восприятие информации и позволить пользователям получить консультацию по всем вопросам, касающимся образовательных программ и механизмов. Доля учащихся старшей школы (ISCED 3), обучающихся по профессиональным программам, почти не меняется и в 2015 году составила 44,9 %, что немного ниже среднего значения по ЕС (47,3 %). Уровень занятости недавних выпускников программ VET вырос с 68,8 % в 2015 году до 69,8 % в 2016 году, что пока ниже среднего по ЕС значения (75 %).

Недавно созданная сеть квалификационных центров Qualifica Centres network стала ключевым элементом правительственной стратегии, направленной на рост образования взрослых(см. Вставку 2). Число таких центров на материковой части планируется увеличить в течение первой половины 2017 года до 300, создав 40 новых центров. В 2017/2018 гг. правительство планирует запустить проект ‘Qualifica passport’. Этот новый онлайн инструмент и платформа сделают более совершенной систему признания, подтверждения и сертификации навыков и компетенций, помогут гражданам, не охваченным системой образования, получить доступ к программам обучения взрослых. Охват населения системой образования взрослых немного снизился с 9,7 % до 9,6 % за три года (на 2016 год) и остается ниже среднего уровня по ЕС (10,8 %).

Вставка 2: Программа Qualifica – новые усилия по развитию образования взрослых

Программа QUALIFICAнаправлена на поддержку получения новой квалификации взрослыми и молодыми безработными(NEET),помогающая им повысить уровень образования и найти работу. В рамках программы запланировано реформировать и усилить уже существующие центры CQEPS (см. ниже). Основные мероприятия программы следующие:

— создание сети из 300 центров ‘CentrosQUALIFICA’ по всей стране до конца 2017 года;

— создание и распространение инструмента ‘Passaporte QUALIFICA’, позволяющего регистрировать компетенции онлайн;

— создание в сфере профессиональной подготовки системы кредитов, согласованной с европейской системой кредитов.

К 2020 году в рамках программы планируется достичь следующих целей:

  • 50 % активного населения должны иметь законченное среднее образование;
  • увеличить число обучающихся на программах обучения взрослых;
  • 40 % людей в возрасте от 30 до 34 лет должны поступить в учреждения высшего образования.

Операционная программа ‘HumanCapital’ предоставляет финансовую поддержку системе образования взрослых в Португалии. С 2014 года в рамках этой программы было выделено 11 млн. евро на функционирование центров обучения взрослых CQEPS, на базе которых появляются QualificaCentres. На период 2017/2018 гг. финансирование новой программы составит 50 млн. евро. В рамках этой программы на поддержку курсов обучения взрослых будет выделено 82 млн. евро.

 8. Ссылки

 

A3ES (2013) Readings n.8: Sarrico C, Rosa M., Teixeira P., Machado I. and Biscaia R. A eficiência formativa e a empregabilidade no ensino superior. 

http://www.a3es.pt/pt/documentos/publicacoes/serie-a3es-readings

 

Conselho Nacional de Educação (2015), Estado da Educação 2014.

http://www.cnedu.pt/content/edicoes/estado_da_educacao/Estado_da_Educação_2014_VF.pdf

 

Conselho Nacional de Educação (2016), Estado da Educação 2015.

http://www.cnedu.pt/content/noticias/CNE/Estado_da_Educacao_2015_versao_digital.pdf

 

Conselho Nacional de Educação (2017a), Parecer ‘Perfil do aluno para o século XXI’, 130ª Sessão Plenária do CNE. http://www.cnedu.pt/pt/noticias/cne/1209-parecer-perfil-do-aluno-para-o-seculo-xxi-130-sessao-plenaria

 

Conselho Nacional de Educação (2017b), Parecer   ‘Acesso ao Ensino Superior’, 129ª Sessão Plenária do CNE. http://www.cnedu.pt/pt/noticias/cne/1203-parecer-acesso-ao-ensino-superior-129-sessao-plenaria-do-conselho-nacional-de-educacao

 

DGE (2017), Ministério de Educação,  Perfil dos Alunos à Saída da Escolaridade Obrigatória.

https://dge.mec.pt/sites/default/files/Noticias…/perfil_do_aluno.pdf

 

DGEEC (2015) ‘Enrolments  and Graduates in Higher Education in Portugal  –  Statistical Analysis and International Comparison’. European Commission (2015),  The Education and Training Monitor-  Volume 2, Portugal fiche.

https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-pt_en.pdf

 

European Commission (2017a), Portugal Country Report. 

https://ec.europa.eu/info/files/2017-european-semester-country-report-portugal_en

 

European Commission (2017b) Quality Assurance for School Development, ET2020 Working group on schools. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/2017-school-development-quality-assurance_en.pdf

 

Eurydice (2014a), Key data on early childhood education and care education in Europe. 

http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/key_data_series/166en.pdf

 

Eurydice (2014b), Tackling Early Leaving from Education and Training in Europe. 

http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/175en.pdf

 

Eurydice (2015a), The European Higher Education Area in 2015: Bologna Process Implementation Report. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/182EN.pdf

 

Eurydice (2015b), Country Report on ICT in education, Portugal. 

http://www.eun.org/c/document_library/get_file?uuid=72187cdf-a487-42d3-9525-5c7d7bb14318&groupId=43887

 

Governo de Portugal (2016) Relatório Sobre A Avaliação do Acesso ao Ensino Superior.

http://www.portugal.gov.pt/media/22022458/relatorio-avaliacao-acesso-ensino-superior.pdf

 

OECD (2016) ‘PISA 2015 key findings for Portugal’. www.oecd.org/pisa/pisa-2015-portugal.htm

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.