Дударь Каринэ Юрьевна, заместитель директора, МБОУ "Школа №49", г. Ростов-на-Дону

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Свою работу по формированию модели управления качеством образования в школе мы начали с вычленения и осмысления ключевых понятий качества. Главными их них явились такие объекты качества как образовательная среда и образовательные результаты. Составляющими образовательной среды являются:

  • образовательный процесс;
  • профессиональная деятельность педагогов, обладающих определенным уровнем квалификации;
  • взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой.

Рассмотрим схему образовательного процесса: управление качеством образования опирается на имеющиеся ресурсы, которые определяют основную деятельность процесса, ключевым фактором которого является контроль, обеспечивающий показатели образовательного процесса и образовательного результата и позволяющий проводить корректирующие действия. Результат образовательной деятельности оценивает потребитель. Соответственно, показатели образовательного процесса и образовательного результата, а также удовлетворенность потребителя обеспечивают информацию о ходе процесса и его качестве. Для анализа эффективности управления качеством образования необходимо сопоставление процессов управления качеством на входе и выходе.

Входы процессов управления включают:

- кадровый потенциал;

- материально-техническое обеспечение;

- финансовое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- нормативно-правовое обеспечение;

- программно-методическое и научное обеспечение;

- мотивационное обеспечение;

- структуру управления.

К выходам процесса управления качеством относятся:

- удовлетворенность потребителей образовательными услугами;

- выполнение требований образовательных стандартов;

- системность процесса управления;

- результативность управления с точки зрения функционирования и развития образовательной системы.

В соответствии с этим школа сохраняет ориентации на потребителя, на сам процесс обеспечения качества, планирует профилактические действия по недопущению внутренних и внешних дефектов, а также намечает меры по скользящему улучшению качества.

В управление качеством образовательного процесса мы включаем четыре взаимосвязанных между собой компонента:

1. Целеполагание в образовательном процессе;

2. Факторы, влияющие на образовательный процесс;

3. Запланированные результаты;

4. Условия обеспечения получения результатов;

Таким образом, мы рассматриваем цикл управления качеством образования как круг взаимосвязанных действий:

1. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника;

2. Входной контроль (оценка текущего уровня) компетенции каждого ученика;

3. Построение индивидуальных (групповых) траекторий обучения;

4. Реализация выбранных траекторий обучения для каждого ученика (образовательный процесс);

5. Выходной контроль (оценка достигнутого) уровня компетенции в процессе испытаний (аттестация);

6. Оценка удовлетворенности потребителей;

7. Определение и реализация корректирующих действий в отношении компетенции ученика, целей и критериев оценки, программы и организации процесса обучения;

8. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника.

Важным инструментом контроля качества является оценка. Она затрагивает не только учащихся и их достижения (промежуточная и итоговая аттестация), но также достижения школы и её учителей (лицензирование, аттестация и государственная аккредитация, аттестация педагогических кадров). Система оценки качества образования складывается из внешней и внутренней оценки.Показатели и критерии качества деятельности образовательного учреждения реализуются в оценке качества продукта – компетенций выпускника, оценке качества образовательного процесса и оценки качества условий. Оценки эти складываются из:

  • профессиональной аттестации;
  • отзывов, экспертных заключениях, рекомендациях госаккредитации;
  • результатов итоговой государственной аттестации;
  • лицензирования, аккредитации и рейтинга ОУ;
  • При решении данной проблемы в качестве составляющих мы выделяем следующие:
  • подготовка кадров в ОУ (психолого-педагогическая служба инноваций, творческие группы, курсовая подготовка);
  • создание условий для постоянной возможности самообразования;
  • разработка форм стимулирования;
  • создание системы обратной связи;
  • передача ответственности;
  • сбалансированность доверия, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины;
  • возможность карьерного роста (как по вертикали, так и по горизонтали - административные назначения учителя);
  • критерии и показатели качества образования как основу оценки деятельности и мастерства учителя.

Основная идея такого подхода – личностное развитие учителя и ученика, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Мы понимаем, что качество достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива. Наиболее существенной и интересной для нас является идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса, а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. На сегодняшний день мы в своей деятельности опираемся на следующую модель. Она, безусловно, находится в стадии разработки, и, как рабочая система, она мобильна и динамична, потому что формируется и обновляется постоянно в процессе образовательной деятельности. Пока мы попытались систематизировать направления и ориентиры своей деятельности по управлению качеством образования. Главным в создании модели мы считаем принцип ведущего звена. Важными характеристиками качества образования являются надежность, ценность и стоимость образовательного продукта. Данные характеристики определяют спрос на рынке образовательных услуг и, таким образом, влияют на конкурентоспособность и рейтинг образовательного учреждения и реализуемых им образовательных программ.