Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Хорватия / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/814-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-khorvatiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ "ИУО РАО", д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Хорватия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

4,5 %

2,8 %u

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

25,6 %

29,5 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

71,7 %12

73,8 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

18,7 %12

19,9 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

29,9 %12

32,0 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

17,3 %12

24,6 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

53,8 %

72,5 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

3,1 %

3,0 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,1 %p

 

4,7 %15,p

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€3350

€3 487 14

:

: 14

ISCED 3-4

 

€3196

€3 334 14

:

: 14

ISCED5-8

:

€7 979 14

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Хорватии

4,0 %

2,7 %u

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Хорватии

11,5 %u

:

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Хорватии

25,9 %

30,3 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Хорватии

22,2 %u

21,0 %u

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

50,8 %

70,0 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

56,4 %

74,7 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

0,2 %

0,2 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

0,5 %

0,3 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество членов ЕС зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е - расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростат (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

- Одной из сильных сторон системы образования Хорватии является самая низкая в ЕС доля учащихся, бросающих школу.

- Уровень базовых навыков упал и теперь находится ниже среднего показателя ЕС. Результаты обучения учащихся зависят от их социально-экономического статуса, но низкие результаты Хорватии определяются качеством учебного плана и преподавания.

- Охват детей системой дошкольного образования и ухода, а также охват населения системой образования взрослых находятся в ряду самых низких в ЕС.

- Несмотря на недавний экономический рост и многообещающую ситуацию на рынке труда, низкий уровень владения навыками требует тщательного внимания. Это относится и к актуальности навыков, приобретаемых учащимися в учреждениях профессионального и высшего образования.

- Подготовлен ряд реформ в контексте Стратегии развития образования, науки и технологий и соответствующая реформа учебных планов. Однако их реализация в 2017 году была приостановлена.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Большая доля учащихся имеет очень низкие знания по математике и естественным наукам. По результатам исследования PISA 2015 15-летние школьники из Хорватии показали крайне низкие результаты по математике и естественным наукам. По сравнению с 2012 годом доля плохо успевающих учащихся выросла в обеих областях, нивелируя прогресс, достигнутый за период с 2009 по 2012 гг. (OECD, 2016). Каждый четвертый ученик не имеет базового уровня знаний по естественнонаучному циклу (24,6 %),в то время как в среднем в ЕС такие результаты у каждого пятого учащегося (20,5 %). По навыкам чтения положение лучше: число отстающих примерно такое же, как в среднем по ЕС (19,9 %), но уровень навыков чтения у мальчиков намного ниже, чем у девочек (25 % и 15,1 % соответственно). Гендерный разрыв в уровне владения навыками чтения уменьшился на 7 %, что стало результатом ухудшения результатов у девочек. Гендерный разрыв по владению навыками в области математики и естественных наук не так велик. Доля учащихся, показывающих выдающиеся результаты, не превышает 5 %, что, возможно, говорит о недостаточном внимании к выявлению и поддержке одаренных детей.

Самые низкие результаты школьники Хорватии показали в практическом применении математических навыков. Исследование PISA показало, что почти каждый третий школьник в возрасте 15 лет (первый год обучения в старшей средней школе) имеет низкий уровень владения математическими навыками (32 % в сравнении со средним значением по ЕС – 22,1 %). Этот уровень намного ниже соответствующих уровней по чтению и естественным наукам, где доля учащихся с недостаточным уровнем владения навыками соответственно 19,9 % и 24,6 %. Недостаточное владение математическими навыками в дальнейшем влияет на выбор направления обучения в системе высшего образования (см. раздел 6).

Наблюдается неравенство образовательных результатов – знаний, умений и способностей, приобретаемых учащимися – но не оно является главной причиной низких результатов. Около 45 % учащихся из низшего социально-экономического квартиля не могут овладеть математическими навыками на базовом уровне в сравнении с 15 % из верхнего квартиля. Подобный разрыв есть и в навыках по естественным наукам и чтению (Рисунок 2). Однако нет видимых доказательств социально-экономической сегрегации между школами. В основном разные по уровню результаты показывают учащиеся, которые учатся в одних и тех же школах. Для того, чтобы повысить общие результаты, работа с отстающими школьниками должна вестись одновременно с реализацией мер по повышению качества общего образования в целом.

Рисунок 2. Доля учащихся, показывающих низкие результаты по математике, естественным наукам и чтению, из нижнего и верхнего квартиля в Хорватии (PISA 2015)

 

Источник: OECD (PISA 2015). Код онлайн данных: Table 1.6.6a, table 1.6.6b, Table 1.6.6c.

*ESCS относится к индексу PISA в отношении экономического, социального и культурного статуса.

Несмотря на стабильный рост в течение последнего десятилетия, доля детей, посещающих учреждения дошкольного образования и ухода (ECEC), является одной из самых низких в ЕС. Последние данные 2015 года показывают, что только 73,8 % детей в возрасте 4-6 лет посещают дошкольные образовательные учреждения. Это намного ниже, чем в среднем по ЕС (94,8 %). Национальные данные показывают, что обще число детей, регулярно посещающих дошкольные образовательные учреждения, за период с 2015 по 2016 гг. выросло на 3,2 %, что связывают с растущим числом таких учреждений (National Statistics Office, 2017). План на 2017 год по реализации Стратегии в области образования, науки и технологий, принятой в 2014 году, предусматривает увеличение охвата детей системой ECECк 2020 году до 95 %. Это потребует дальнейших серьезных вложений в расширение инфраструктуры.

План реформирования системы дошкольного образования и ухода подготовлен, теперь дело за реализацией. Предложение по новому национальному стандарту учебного плана для дошкольного образования появилось в 2016 году как элемент более широкой реформы учебных планов, но, как и сама реформа, так и ее реализация пока отложены. В этом предложении стандарт прописан более детально, чем национальный стандарт дошкольного образования 2010 года (сноска: http://mzos.hr/datoteke/Nacionalni_okvirni_kurikulum.pdf). Особенно это касается определения компетенций учащихся, которые они должны приобрести во время обязательного подготовительного года к школе. По сообщению детского омбудсмена в докладе 2016 года, большая часть жалоб на сферу дошкольного образования касается:

- условий и правил приема детей в дошкольные учреждения;

- большого разнообразия правил и способов софинансирования дошкольного образования и неравенство в подходах в зависимости от того, кому подчиняется учреждение (местной или региональной власти); и

- отсутствие у родителей возможности отдать детей в учреждения дошкольного образования.

Доля учащихся, бросивших школу, в Хорватии является самой низкой в ЕС. Среди учащихся 18-24 лет этот уровень в 2016 году составил всего 2,8 %, что намного ниже, чем в среднем по ЕС (10,7 %). Гендерный разрыв составляет всего 1,5 %, причем мальчики чаще бросают школу, не получив никакой квалификации.

Вставка 1: Реформа учебного плана в Хорватии на перепутье

После почти 3 лет планирования реформы образовательной системы, признано необходимым модернизировать содержание школьного учебного плана и методы обучения в Хорватии. Низкие результаты учащихся по итогам международных исследований, таких как PISA, подтверждают это мнение.

Главное направление реализации этой модернизации - реформа учебного плана, которую объявило правительство в 2015 году. С того времени, однако, эта реформа остается в статусе разработки. В качестве цели реформы заявлено создание для учащихся и студентов возможностей для приобретения навыков, которые позволят им становиться более успешными гражданами страны и быть более конкурентоспособными на рынке труда.

Для того, чтобы объединить разрозненные аспекты образовательной реформы в одной последовательной базе, созданной на основе согласованных образовательных результатов, разработаны проекты 52 новых учебных планов и 3 методологических справочника (руководства). В этих разработках описаны в деталях такие универсальные умения, как умение учиться, предпринимательство, личное и социальное развитие, здоровье, устойчивое развитие, использование ИКТ и гражданское воспитание.

Однако с 2015 года политическая ситуация в стране затрудняет продолжение реализации этой реформы. Изначально, отсутствие ясности относительно сроков и бюджета на реализацию, а также неопределенность на уровне приверженности этой реформе, привели к тому, что момент был упущен.

В результате во время Европейского семестра 2017 Совет Европейского Союза сделал следующее заключение: «После неоднозначной реакции заинтересованных сторон реформа учебного плана пересмотрена, а ее реализация значительно задерживается. В настоящее время требуется пересмотреть согласованности с первоначальными задачами». Совет издал рекомендации для Хорватии по «ускорению проведения реформы системы образования» (Council of the European Union, 2017).

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Экономика снова показывает рост, но профессиональная структура рабочей силы в Хорватии достаточно слабая. В 2015 и 2016 гг. ВВП Хорватии вырос, ознаменовав тем самым конец одной из самых длинных и глубоких рецессий в ЕС. Улучшение ситуации на рынке труда снизило безработицу, хотя на это также повлияли сокращение рабочей силы (в результате эмиграции и выхода на пенсию) и появление большого числа временных вакансий. В 2016 году 82,1 % высокообразованных граждан в возрасте 25-64 лет были трудоустроены, по сравнению с 63,5 % среди тех, у кого уровень образования был не выше среднего. Самый большой разрыв со средними данными по ЕС наблюдался для низко образованных граждан: только 38,1 %из них в Хорватии были трудоустроены, по сравнению с 54,3 % в среднем по ЕС (Рисунок 3). Создавшаяся ситуация требует инвестиций и реформирования системы образования и подготовки, в том числе системы образования взрослых, для того, чтобы поднять общий уровень квалификации населения и повысить степень соответствия их квалификаций с требованиями работодателей.

Рисунок 3. Уровень занятости граждан в возрасте 26-64 лет в зависимости от уровня их образования (2016)

 

Источник: Евростат(LSF 2016). Код онлайн данных: lfsa_ergaed.

 

Расходы на образование в Хорватии в 2015 году выросли в реальном выражении, так же как и ВВП. Хорватия входит в последнюю десятку стран ЕС по общим расходам на образование как доле от ВВП. Расходы на образование оставались неизменны в 2014 и 2015 гг. (4,7 % от ВВП), но с 2010 наблюдалась тенденция их сокращения (-0,4 пп.). В реальном выражении общие расходы за период с 2014 по 2015 год выросли на 1,6 %, оставаясь при этом ниже уровня 2010 года  на 7,5 %. Доля расходов на образование в общих государственных расходах, составившая 10,1 %, в 2015 году, составила 10,1 %, приблизившись к среднему значению по ЕС (10,3 %). Расходы на одного ученика основного образования (ISCED 1 и 2) и старшей средней школы (ISCED 3 и 4)являются одними из самых низких в ЕС с учетом паритета покупательной способности. Более позитивной является ситуация с расходами на одного учащегося в системе третичного образования – это значение одно из самых высоких в ЕС по показателю ВВП на душу населения (сноска: годовые расходы образовательного учреждения на одного ученика/студента с учетом эквивалента полной занятости в зависимости от уровня образования и направления обучения [educ_uoe_fini04]). 

Рост государственного бюджета в 2017 году отражает стратегические приоритеты, но существует риск неиспользования финансирования из-за отсрочек с реализацией реформы учебного плана. Государственный бюджет на образование на 2017 год значительно вырос, в абсолютном выражении по сравнению с 2016 годом – на 14 %. Бюджет реализации реформы учебного плана планировалось удвоить. Финансирование каждой школы, участвующей в реализации экспериментального периода реформы, должно составлять сейчас около 300 000 евро. Бюджет национального агентства по подготовке учителей должен был вырасти на 25 %, чтобы дать агентству возможность готовить учителей к реализации реформы. Однако из-за задержки реализации реформы эти бюджеты в настоящее время не действуют.

5. Модернизация школьного образования

 

Квалификация учителей сейчас находится в центре внимания. Применение национального квалификационного стандарта педагога начальной и средней школы с февраля 2016 года (National Council for Education, 2016) сейчас является одним из четырех приоритетных направлений реформы образования. Стандарт согласован с методологией квалификационного стандарта Хорватии и определяет восемь направлений образовательных результатов, которые требуются от всех учителей начальной и средней школы независимо от их академической специализации (сноска: направления такие: знание академической дисциплины; педагогические и методические компетенции для преподавания, ориентированного на ребенка; компетенции оценки и анализа; организация образовательной среды; эффективное взаимодействие со школой, семьей и сообществом; знание условий обучения (образовательная и школьная системы, законы); коммуникация и социальные навыки; обучение на протяжении всей жизни и непрерывное профессиональное образование). Другая группа экспертов разработала ряд профессиональных и квалификационных стандартов для директоров школ, а также модель регулярной оценки и лицензирования директоров школ, чтобы поддерживать их навыки на актуальном уровне. График реализации этих двух моделей пока не утвержден.

Вставка 2: Электронные школы в Хорватии – модель перехода школы в электронный формат на национальном уровне

Бюджет проекта по созданию электронных школ (2014-2022) составил 180 млн. евро. 85 % финансирования выделено фондами ЕС (Европейский региональный фонд развития и Европейский социальный фонд), а 15 % - из национального и местного бюджетов. Целью проекта является повышение уровня «цифровой зрелости» (сноска: школами с цифровой зрелостью в Хорватии считаются те, в которых действует «систематический подход к использованию ИКТ и цифрового содержания образования в преподавании, в благоприятной среде с адекватными ресурсами» https://www.carnet.hr/e-schools/digital_maturity_of_schools) к 2022 году в 60 % начальных и средних школ Хорватии.

Пилотный этап проекта (с осени 2015 года по февраль 2018 года) предполагает применение ИКТ в преподавании и административных процессах в 10 % всех начальных и средних школ. Целью этапа является повышение относительно низкого уровня цифровой зрелости школ Хорватии: первоначальная оценка показала, что 80 % школ находились на начальном уровне цифровой грамотности. Школы-участницы получают поддержку в развитии цифровой грамотности и в подготовке стратегических документов, планов и правил для введения систематического использования ИКТ в работе. На основе данных пилотного этапа разработана стратегия внедрения проекта на национальном уровне на 2019-2022 гг.

В настоящий момент можно говорить о следующих результатах:

  • разработка системы цифровых компетенций;
  • оценка уровня цифровой зрелости в школах-участницах пилотного этапа;
  • критерии публикации и рекомендации по разработке материалов для обязательного чтения в школах (e-Lektire);
  • подготовка сотрудников и педагогов 151 пилотной школы с сентября 2016 г.;
  • обеспечение около 7 000 сотрудников планшетами или ноутбуками к концу 2016 года;
  • создание групп поддержки в январе 2017 года для сопровождения изменений в школах;
  • публикация 170 из 240 сценариев к сентябрю 2017 года. Это примеры подготовки к урокам, которые должны помочь учителям приобрести навыки для интеграции цифровых образовательных материалов, цифровых инструментов и новых методов обучения в практику;
  • заключение контракта по поддержке сетевого оборудования и развитию местных IT сетей в пилотных школах;
  • заключение контракта по поддержке цифрового образовательного контента.

Проект реализуется в соответствии с графиком и оказал заметное влияние на пилотные школы. Одним из побочных эффектов стало влияние на поведение издателей, которые раньше не использовали формат цифровых и интерактивных изданий. Также проект стимулирует развитие цифрового образовательного контента. Еще одним позитивным результатом стало создание национальным агентством подготовки педагогов новых курсов для учителей.

https://www.e-skole.hr/en/

6. Модернизация высшего образования

 

Рост числа выпускников системы третичного образования замедлился, а уровень занятости недавних выпускников пока не достиг докризисного уровня. Доля населения с третичным образованием в Хорватии росла на протяжении последних десяти лет, но в 2014 году этот рост замедлился. Доля взрослых людей в возрасте 30-34 лет, имеющих третичное образование, в 2016 году составило 29,5 %, что значительно ниже, чем в среднем по ЕС (39,1 %) и чем национальный ориентир Хорватии 2020 (35 %). В 2008 году 86,3 % из тех, кто окончил обучение на программах третичного образования за последние 3 года, нашли работу, но в 2016 году этот процент был значительно ниже – 74,7 %. Он также был намного ниже среднего значения по ЕС (82,8 %). Уровень безработицы для имеющих третичное образование граждан снизился с максимального значения 11,3 % в 2013 году до 7,8 % в 2016 году, и пока занимает четвертое место  в ЕС после Испании, Кипра и Португалии.Однако те, кто имеет третичное образование, гораздо меньше рискуют остаться безработными по сравнению с теми, кто его не имеет (Eurostat, 2016) (сноска: Уровень безработицы среди граждан, имеющих среднее образование, составляет 14,6 %, а среди тех, кто закончил только начальную или младшую среднюю школу – 17,4 %).

Значительные усилия предприняты для повышения актуальности высшего образования, но результаты пока незначительные. Квалификационные стандарты Хорватии (CROQF) продолжают оставаться основным инструментом согласования предложения высшего образования с потребностями рынка труда. Из 25 запланированных отраслевых советов, представляющих интересы социальных партнеров и заинтересованных сторон из соответствующих секторов экономики, почти все были назначены на июль 2017 года. Восемь из них начали свою работу, четырнадцать начнут ее осенью 2017 года, и три совета пока на стадии планирования. Ожидается проведение экспертной оценки 147 новых профессиональных стандартов и 174 квалификационных стандартов, разработанных консорциумами учреждений высшего образования. После этого они будут введены в систему регистрации квалификационных стандартов Хорватии(CROQF Register) и станут основой актуализации содержания образовательных программ. Европейский социальный фонд поддержит такие мероприятия в этом направлении -  следующий этап проекта CROQF и интернационализацию программ высшего образования.

Развитие профессиональных исследований в сфере высшего образования может быть затруднено из-за последних изменений в законодательстве. По постановлению Конституционного суда Хорватии правовая основа CROQF должна была быть изменена, чтобы учесть критику университетов по поводу того, что профессиональные степени классифицируются на том же уровне (уровень 7), что и академические. Национальная политическая позиция заключается в том, что профессиональные степени должны подтверждать владение выпускниками навыков высокого уровня через практико-ориентированную форму прикладных исследований. На практике, однако, есть опасения насчет качества некоторых профессиональных степеней. Проект поправок к закону о CROQF, предлагающий два альтернативных способа определения соответствия профессиональных и академических квалификаций был представлен для общественного обсуждения и вызвал многочисленные (1850) отклики. Итоговое предложение на основе результатов обсуждения было сформулировано в Министерстве образования в сентябре 2017 года, и пока оно ограничивает доступ проведения профессиональных исследований в рамках докторских программ, они остаются на одном уровне.

  7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Большое, но снижающееся число учащихся влияет на картину профессионального образования в Хорватии. Доля учащихся в профессиональных классах (VET) старшей средней школы (ISCED 3) в Хорватии в 2015 году незначительно упала до 70,4 %, что по-прежнему намного выше среднего значения по ЕС (47,3 %). Больше двух третей всех учащихся в системе профессионального образования поступили туда в начале 2015/2016 учебного года (SEECEL, 2017). Значительное и устойчивое снижение числа поступающих в условиях демографического спада в первую очередь коснулось промышленных и ремесленных школ; если эта тенденция продолжится, под угрозой могут оказаться все программы трехлетнего профессионального обучения. Уровень занятости недавних выпускников программ профессионального образования в Хорватии вырос в 2016 году сильнее, чем в любой другой стране ЕС-28, составив 70,3 % (уровень составлял в 2015 году 45,7 %), но пока оставаясь ниже среднего уровня ЕС (75 %).  

Принята стратегия развития системы профессионального образования, но ее реализация пока идет с трудом. Программа 2016-2020 гг. и план действий по развитию системы профессионального обучения, принятые правительством в 2016 году, обозначили ряд приоритетных направлений. К ним относятся развитие общего качества профессионального образования через осуществление поддержки и актуализацию моделей обучения на рабочем месте; развитие системы контроля качества; совершенствование системы профессионального развития педагогов; и повышение мобильности учащихся и педагогов. В рамках этой программы также запланирована разработка нового учебного плана профессионального образования.Также Агентство профессионального образования и образования взрослых принимает участие в проекте Erasmus+ (2016) с целью создания механизмов поддержки обеспечения контроля качества профессионального образования и создания модели самооценки для школ.Еще одной частью этого проекта является реализация стратегического плана на 2016-2017 гг. в рамках Европейской системы контроля качества в сфере профессионального образования (EQAVET).

В стороне от реформы профессионального образования находится экспериментальное внедрение системы двойного профессионального образования (сноска: Эта реформа основана на опыте реализации интегрированной образовательной модели JMO (Jedinstveni model obrazovanja) в 2004 году для регулярных программ ремесленного обучения). Исследование отношения профессиональных школ и компаний к участию в реализации введения двойной образовательной системы (SEECEL, 2017) показало высокую степень их готовности (школы - 72,3 %, компании – 79,7 %). И школы и компании озвучили явную потребность в организации подготовки наставников (менторов). В рамках двустороннего сотрудничества со Швейцарией в июне 2015 года в Хорватии началась реализация поддержки профессиональных школ и содействие обучению на рабочем месте.

Образование взрослых является слабым звеном системы образования Хорватии, но планируется введение нового закона в этой сфере.В 2016 году среднее ежемесячное количество взрослых, принимающих участие в образовании взрослых, оставалось низким (3,0 %), намного ниже среднего значения по ЕС (10,8 %). По уровню владения цифровыми навыками Хорватия остается ниже среднего уровня ЕС: 27,9 % граждан не имеет таких навыков, у 17,4 % имеются начальные навыки, у 21,3 % имеются навыки базового уровня, а у 33,3 % - навыки выше среднего уровня(European Commission, 2017). Это дало Совету ЕС основания для того, что рекомендовать Хорватии в рамках Европейского семестра 2017 «развивать систему образования взрослых, особенно для работников пожилого возраста, низко квалифицированных рабочих и тех, кто долго не может найти работу» (Council of the European Union, 2017). Проект нового закона об образовании взрослых подготовлен в августе 2016 года с намерением решить эти, но реализация его пока не проводится. В новом законе для взрослого населения обозначены две задачи: развитие ключевых компетенций для образования на протяжении жизни и получение квалификаций через приобретение новых умений. Стратегия профессиональной ориентации на протяжении жизни на 2016-2020 гг. направлена среди прочего на повышение числа обучающихся в системе образования взрослых через сопровождение, консультирование и рост предложения в системе повышения квалификации, особенно для безработных. В рамках проекта Erasmus+ Министерство образования разрабатывает новый учебный план базового образования взрослых на основе концепции ключевых компетенций.

 8. Ссылки

 

Council of the European Union (2017), Recommendation for a Council Recommendation on the 2017 National Reform Programme of Croatia and delivering a Council opinion on the 2017 Convergence Programme of Croatia. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9286-2017-INIT/en/pdf

European Commission (2017), Digital Scoreboard 2017 IEA (2016), Trends in International Mathematics and Science Study — 2015 Results. http://www.iea.nl/timss-2015-results

OECD (2016),  PISA 2015 Results, (Volume I), Excellence and Equity in Education, OECD Publishing, Paris. http://www.oecd.org/publications/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

National Council for Education (NacionalnoVijeće za OdgojiObrazovanje) (2016),  National qualification standard for teachers in primary and secondary schools: Proposal. http://nvoo.hr/wp-content/uploads/2016/03/Okvir-standarda-kvalifikacije-final..pdf

National Statistics Office (2017),  Kindergartens and other legal entities implementing preschool education programmes: beginning of 2016/2017 pedagogic year, published 1 June 2017, Number: 8.1.8., ISSN 1330-0350. http://www.dzs.hr/

Report on the work of the Children’s Ombudsman for 2016. http://www.dijete.hr/websites/dijete.hr/index.php/hr/izvjemainmenu-93/izvjeo-radu-pravobranitelja-za-djecu-mainmenu-94.html

SEECEL (2017)  Analysis of the Current Status of the Apprenticeship Scheme in Croatia: Strengthening the Capacities of the Chambers and Partners to Help SMEs to Engage in Apprenticeship, published in February 2017.  http://www.hgk.hr/documents/seecel-reportfinalreviewed58e5fad85b0fe.pdf

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.